Top.Mail.Ru
архив

Росмогущество?

Лидер российской телекоммуникационной отрасли холдинг «Связьинвест» вынужден прибегать к услугам аудиторской компании, чей уровень явно не может удовлетворить иностранных инвесторов и кредиторов холдинга. Однако такова воля главного акционера компании – государства.

 

ОАО «Связьинвест» начало передачу документов аудиторской компании ЗАО «Эйч Эл Би Внешаудит» (ЭЭБВ). Казалось бы, рядовая бизнес-новость, но участники рынка хорошо знают, что аудитором «Связьинвеста» уже на протяжении ряда лет является международная консалтинговая компания Ernst & Young, утвержденная собранием акционеров «Связьинвеста». Это закономерно: «Связьинвест» – одна из крупнейших компаний России, уровню которой должен соответствовать и уровень аудитора, и если, скажем, руководству организации или российскому правительству не нравится Ernst & Young, то его могла бы заменить другая международная фирма такого же масштаба. Тем более что «Связьинвест» – открытое акционерное общество, и «статусный» аудитор необходим ему для общения с иностранными инвесторами и банками.

Как сказал управляющий директор московского представительства AIG Brunswick Capital Management Иван Родионов, хотя «ротация аудиторов – это абсолютно нормальный процесс», тем не менее, вызывает недоумение, что вместо всемирно известной фирмы, входящей в так называемую «большую четверку», проводить аудит была приглашена мало кому знакомая «Эйч Эл Би Внешаудит».

 

 

Портрет победителя

 

Что же из себя представляет «Эйч Эл Би Внешаудит»? Исполнительный директор аудиторской группы «Аудит А» Артем Гапеев, к которому корреспондент «Ко» обратился за разъяснением, признался, что не слышал о ней. Еще в 2004 году в штате фирмы было всего 8 сотрудников. В этом году ЭЭБВ все так же мало похожа на солидную аудиторскую компанию. Как говорится в пресс-релизе «Связьинвеста», «в процессе согласования договора о конфиденциальности (что является необходимым условием допуска к внутренним документам общества) и проверки уставных документов общества-представителя Росимущества – было обнаружено, что ЗАО «Эйч Эл Би Внешаудит» состоит из одного акционера (физического лица), а уставные документы не соответствуют требованиям российского законодательства…»

При этом ЭЭБВ каким-то образом сумела стать аудитором таких крупных компаний, как РАО «ЕЭС», ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», «Красноярские авиалинии» и других. Правда, восторга у своих клиентов аудитор не вызывает. В приватных беседах они жалуются на непрофессионализм сотрудников фирмы, на отсутствие рекомендаций по устранению недостатков – вместо этого десятками выписываются замечания, которые передаются «наверх».

Но в таком случае что или кто заставляет «Связьинвест» пользоваться услугами ЭЭБВ?

Все просто. Все крупные компании, аудитором которых была ЭЭБВ, контролируются государством. И «Связьинвест» – тоже холдинг государственный. Акциями, принадлежащими государству, от лица последнего, как правило, управляет Росимущество. И ЭЭВБ аудирует «Связьинвест» на основании доверенности, полученной в Росимуществе.

Стоит повторить, что Ernst & Young утверждена в качестве аудитора холдинга собранием акционеров «Связьинвеста». Самое интересное, что Росимущество не стало принимать решение о смене аудитора публично. Ведомство в лице своих представителей, голосующих 75%-ным госпакетом акций «Связьинвеста», вполне могло провести в свое время на собрании акционеров решение о назначении аудитором ЭЭБВ, но по каким-то причинам этого не сделало.

На собрании акционеров чиновники голосовали за Ernst & Young, но документы и информацию для ЭЭБВ все-таки получила. Отказать главному акционеру в подобном требовании менеджмент «Связьинвеста» просто не имел права и вынужден был согласиться с допуском к аудиту малоизвестной компании. При этом в борьбе за аудит лидера отечественного телекоммуникационного рынка приняли участие серьезные государственные структуры на уровне первых лиц. Ни один руководитель компании с заметным участием государства в уставном капитале не станет портить отношения с Росимуществом – как говорится, есть предложения, от которых нельзя отказаться. На собрании акционеров чиновники голосуют как надо, а затем келейно продавливают другое решение. «Если в уставе «Связьинвеста» сказано, что выбор аудитора относится к компетенции собрания акционеров, и собрание такого решения не принимало, то решение исполнительного органа о смене акционера, конечно, является некорректным», – считает Артем Гапеев из «Аудит А».

Интересно, что никакого договора между «Связьинвестом» и ЭЭБВ так и не было заключено, что не помешало последней заявить о начале проведения проверки – по доверенности с Росимуществом.

По словам Ростислава Мосиенко из «БрокерКредитСервиса», взять в аудиторы малоизвестную российскую компанию могла бы позволить себе какая-нибудь контора «Рога и копыта», для которой аудит – это чистая формальность. Но в данном случае важны имя и репутация, которыми обладает именно Ernst & Young.

 

 

Кто подставил Грефа

 

«Связьинвест» – публичная компания, и поскольку рынок ждет от ее аудиторов квалифицированных заключений, то скорее всего телекоммуникационному холдингу придется заказывать параллельную проверку – к примеру, у той же Ernst & Young. Один аудитор для дела, второй – чтобы угодить Росимуществу. При этом стоит иметь в виду, что деятельность каждого из них обходится компании в 3 – 5 млн руб.

Возникает парадоксальная ситуация. «Связьинвест» мог бы отстаивать право разумно вести свой бизнес, если бы не позиция собственного главного акционера.

Между тем недавно в борьбу вокруг навязываемого аудитора включился сам министр экономического развития Герман Греф – именно он в июльском письме вице-премьеру Дмитрию Медведеву возмущался тем, что ЭЭБВ не допускается к аудиту «Связьинвеста» и требовал либо немедленно приватизировать холдинг, либо ликвидировать вовсе. Понятно, что лично Греф вряд ли заинтересован в бизнесе малоизвестной ЭЭБВ – он просто использовал аргументы, предоставленные подведомственным Росимуществом, в борьбе с руководством Мининформсвязи, курирующем деятельность «Связьинвеста». Известно, что Мининформсвязи и МЭРТ постоянно выясняют, кто главнее в ряде областей – таких, к примеру, как тарифная и лицензионная политика в сфере связи, в реализации госпрограмм развития высоких технологий и в других.

Пока же «Эйч Эл Би Внешаудит» приступила к проверке, и «Связьинвесту» остается лишь угрюмо отсчитывать деньги за собственное унижение. Обычно на страже интересов компании стоят акционеры, но «Связьинвест» – холдинг государственный. А каким образом чиновники защищают государственные интересы в России, хорошо известно. И поэтому до тех пор, пока не состоится приватизация «Связьинвеста», управленческие решения, по всей видимости,  будут диктоваться раскладами чиновничьей внутривидовой борьбы или корыстными интересами отдельных «представителей» государства.

 

Еще по теме