Top.Mail.Ru
архив

Русский стандарт капиталистического труда

Пока президент Путин журил Сбербанк за монополизм и плохую обратную связь с клиентами, банк «Русский стандарт» выдал «юбилейный» 100-тысячный потребительский кредит.

 

$40 млн – народу

На фоне сбербанковских 24 млрд руб. потребительских кредитов 1,2 млрд «Русского стандарта» выглядят не слишком внушительно. Но надо учитывать, что этот банк занимается кредитованием населения от силы полтора года. Причем бизнес-план, разработанный специалистами «Русского стандарта», предполагал, что к концу этого года число заемщиков должно достигнуть лишь 80 тыс. При нынешних же темпах председатель правления «Русского стандарта» Дмитрий Левин ожидает чуть ли не двукратного перевыполнения плана.

Понятно, что такие результаты дались «Русскому стандарту» не так уж легко. И дело не столько в невозвратах или высокой капиталоемкости программы. По словам аналитиков «Русского стандарта», процент невозвратов оказался «гораздо ниже, чем в США». Хотя едва ли это обусловлено тем, что россияне гораздо честнее американцев. Просто банк довольно активно сотрудничает с МВД и другими аналогичными ведомствами.

Что же касается необходимости выводить из оборота суммы, эквивалентные $40 млн (это по силам Сбербанку, но не всегда осуществимо для сравнительно небольшого банка), то тут основная нагрузка пока лежит на акционере «Русского стандарта», компании «Руст». Одного из крупнейших импортеров и производителей винно-водочной продукции сложно заподозрить в недостатке ликвидности. К тому же именно владелец «Руста» Рустам Тарико решил сориентировать купленный в 1999 году банк на потребительское кредитование. По крайней мере на сегодняшний день компания «Руст» вложила в банк «Русский стандарт» свыше $30 млн и собирается инвестировать еще $20 млн, которые пойдут на увеличение уставного капитала.

Впрочем, помимо средств акционера банк намерен привлекать и, что называется, деньги с рынка. В связи с этим в «Русском стандарте» немало надежд возлагают на соглашение с IFC, которая согласилась прогарантировать привлекаемые банком займы на общую сумму $15 млн. И как раз в минувший вторник «Русский стандарт» разместил первый заем на 500 млн руб.

Кроме того, Дмитрий Левин вынашивает идею выпуска производных ценных бумаг, «привязанных» к выданным «Русским стандартом» кредитам. Наконец, руководство банка рассматривает возможность выхода на рынок частных вкладов. При этом, как отмечает Левин, депозиты в «Русском стандарте» будут гарантированы «именами первоклассных западных страховых компаний».

И все же пока успешность бизнеса «Русского стандарта» зависит главным образом от инвестиций со стороны акционера. Поэтому неудивительно, что Тарико предъявляет к менеджерам банка требования, которые подчас могут показаться чрезмерно завышенными.

 

Отставки и назначения

За три года, прошедшие с тех пор, как компания «Руст» купила, а затем переименовала ранее ничем особо не примечательный Агрооптбанк, в данном кредитном учреждении сменились два председателя правления. Сначала Рустаму Тарико пришлось распрощаться с экс-зампредом ЦБ Андреем Козловым. Затем, уже в октябре этого года, акционеры «Русского стандарта» отказались от услуг Александра Григорьева.

Козлов действительно скорее банковский чиновник, нежели банкир в полном понимании этого слова. Но вот в профпригодности возглавлявшего Межкомбанк Григорьева усомниться довольно сложно. Тем более что во многом благодаря Григорьеву «Русский стандарт» добился столь значимых результатов в области потребительского кредитования.

Однако именно это (если верить Тарико) и послужило причиной отставки Александра Григорьева. Как объяснял владелец «Русского стандарта» в одном из интервью, «банк достиг определенного уровня развития, и у нас возникли принципиальные разногласия по дальнейшему управлению банком».

Судя по всему, основные разногласия заключались в том, что Григорьев, будучи достаточно самоуверенным менеджером, не слишком много внимания уделял так называемому командному подходу, на необходимости которого настаивал Тарико. А ведь в «Русском стандарте» трудятся не только привыкшие к григорьевскому стилю руководства выходцы из «Межкома» (кстати, Левин один из них). Например, крайне важный для «Русского стандарта» «карточный» департамент с лета возглавляет Майкл Фармер, ранее работавший в AmericanExpress.

Несмотря на то что формальную должность в «Русском стандарте» Фармер занял лишь несколько месяцев назад, он консультирует Тарико уже больше года. Есть даже версия, что именно с Фармером связана весенняя отставка Игоря Липанова, который не без оснований считается одним из лучших российских «карточных» специалистов и который обеспечил прохождение «Русским стандартом» полной сертификации в Europay.

Не оспаривая достоинств Липанова, Дмитрий Левин отмечает, что банку, собирающемуся выпускать полноценные массовые кредитные карты «нужен человек, имеющий опыт продаж миллионов карт, а не тысяч». А даже самый опытный отечественный «карточник» подобными навыками не обладает.

 

В ожидании «карточного» взлета

Не исключено, что Александр Григорьев в отличие от Тарико не слишком прислушивался к мнению Фармера. По крайней мере Левин признает, что вопрос адаптации Фармера в команде «Русского стандарта» по-прежнему актуален.

Наверное, поэтому, несмотря на приход Фармера, «Русский стандарт» пока не вышел на миллионные объемы эмиссии кредитных карт. Выпущено несколько тысяч локальных карт «Русский стандарт». Что же касается кредитных MasterCard, то массовые продажи этого продукта только-только начинаются. Хотя, например в Europay, которая с некоторых пор весьма озаботилась развитием потребительского кредитования в России, возлагают большие надежды на программу «Русского стандарта».

Как бы там ни было, но у «Русского стандарта» уже есть кредитные истории как минимум 100 тысяч обычных заемщиков, которые при желании могут обзавестись «кредитками». Таким образом, одну проблему, мешающую российским банкам выпускать кредитные карты, ему решить по силам. Дмитрий Левин утверждает, что до конца года «Русский стандарт» планирует выпустить 15 тысяч кредитных MasterCard.

Еще по теме