Рынок ради рынка
ГРУППА Andersen Consulting (АС), не так давно заявившая о значительной переориентации собственного бизнеса в область Интернет-экономики, опубликовала в Fortune результат собственного исследования современного состояния этого сектора. Данные были представлены в виде списка 50 компаний, по мнению специалистов AC, делающих наибольшие инвестиции и оказывающих максимальное влияние на развитие электронной коммерции. Результаты этого рейтинга, несмотря на то что они не дают ответ на "проклятый вопрос начала века", будет или не будет текущее столетие веком e-commerce, создают очень любопытную картину того, что же представляет из себя Интернет-экономика сегодня.
Прежде всего следует признать, что нынешняя Интернет-экономика - бизнес не столь уж и молодых компаний. Лидеры рынка, как правило, имеют минимум семилетнюю историю. Компании же, созданные три года назад, пока практически не играют в Интернет-экономике большой роли.
Поражает диспропорция объемов продаж компаний, которые обеспечивают инфраструктуру рынка, и собственно e-commerce. Самый "горячий" сектор фондового рынка обеспечивает не более 3% от суммарных продаж столпов сетевого бизнеса. А на долю "техников" приходится не менее 87% продаж. Фактически это рынок ради рынка: именно эти 3% обеспечивают миллиардные обороты "техников". Впору вспоминать пессимистов-аналитиков, которые говорят об искусственности сетевой экономики: ни один рынок, создающийся исходя из потребностей покупателей, подобной структуры не имеет. Конечно, на такой инфраструктуре сетевые компании смогут развиваться быстрее, чем на "естественно создающемся" рынке. Но в целом это напоминает не рост рынка, а его выращивание.
Примечательно разделение продаж между компаниями-лидерами и аутсайдерами. По всем четырем рынкам первые три компании держат никак не менее 40% продаж. Сегодняшняя Интернет-экономика невероятно монополизирована, и списывать это на издержки ее слабого развития бессмысленно.
Учитывая, что лишь малая часть компаний из списка активно работает в России, остается лишь предполагать: либо в ближайшие два-три года корпорации из рейтинга AC будут вкладывать огромные деньги в российский Интернет-бизнес, или же национальная Интернет-экономика будет развиваться по особому пути, никак не коррелирующему со всем мировым опытом.
Впрочем, есть и третий вариант. Никакой Интернет-экономики в России не будет. Возможно, это к лучшему: никому не известно, что получается, когда потенциально огромный сектор бизнеса не растет сам по себе, а выращивается конкурирующими "садовниками". Будем наблюдать со стороны.
Компания | Год основания | Продажи в 1999 г., $ млн |
E-business, провайдеры сетевых услуг | ||
AOL | 1985 | 4777 |
Charles Schwab | 1986 | 1986 |
Amazon.com | 1994 | 1015 |
E*Trade | 1982 | 621 |
Knight/Trimark | 1995 | 618 |
Yahoo | 1995 | 341 |
Ameritrade Holding | 199 | 301 |
EarthLink Network | 1994 | 254 |
Priceline.com | 1998 | 189 |
CMGI | 1986 | 176 |
Lycos | 1995 | 136 |
Excite@Home | 1995 | 129 |
eBay | 1995 | 125 |
DoubleClick | 1996 | 103 |
CNet | 1995 | 79 |
Healtheon | 1995 | 68 |
eToys | 1996 | 38 |
VerticalNet | 1995 | 8 |
Сетевое программное обеспечение и сервис | ||
Microsoft | 1975 | 19747 |
Oracle | 1977 | 9063 |
Intuit | 1983 | 848 |
Network Associates | 1992 | 785 |
Cambridge Tech.Partners | 1991 | 628 |
TMP Worldwide | 1967 | 585 |
USWeb/CKS | 1995 | 375 |
Citrix Systems | 1989 | 323 |
Macromedia | 1992 | 167 |
Network Solutions | 1979 | 142 |
Concentric Network | 1991 | 110 |
Exodus Communications | 1992 | 108 |
Broad Vision | 1993 | 71 |
Inktomi | 1996 | 71 |
SFT | 1995 | 44 |
Razorfish | 1995 | 36 |
Производители сетевой компьютерной техники | ||
IBM | 1911 | 87448 |
Lucent | 1995 | 38303 |
Intel | 1968 | 28194 |
Dell | 1984 | 21670 |
Cisco | 1984 | 12154 |
Sun Microsystems | 1982 | 11726 |
EMC | 1979 | 4459 |
Qualcomm | 1981 | 3937 |
Network Appliance | 1992 | 335 |
Broadcom | 1991 | 335 |
Juniper Networks | 1992 | 31 |
Провайдеры связи | ||
AT&T | 1875 | 56968 |
MCI WorldCom | 1983 | 30720 |
Qwest Communications | 1997 | 3424 |
Global Crossing | 1997 | 691 |