Top.Mail.Ru
архив

Сам себе рейдер

28.09.200900:00
a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:65534:"За преднамеренное банкротство грозит штраф от 200 000 до 500 000 руб. либо лишение свободы сроком до 6 лет. Но приговоренных по этой статье не так много. В минувшем августе 3,5 года лишения свободы получил экс-глава Роскомветеранбанка Михаил Глушнев. Ему удалось вывести со счетов около 88 млн руб. Кредитное учреждение в начале 2006 года было признано банкротом, следствие велось более 3-х лет. Уголовная ответственность не пугает бизнесменов. За первые полгода в арбиражные суды подано более 16 000 заявлений о банкротстве - на четверть больше, чем годом ранее. "Проблема в том, что обновленный закон о банкротстве может стать не только "петлей на шее", но и "спасательным кругом", - говорит управляющий партнер юридического бюро "Падва и Эпштейн" Семен Эпштейн. По его словам, новый закон стал лучше защищать интересы кредитора. Но с его помощью может так же грамотно обороняться и должник."Преднамеренное, или управляемое банкротство - это, по сути, очистка активов и повторный запуск их в оборот, - отмечает Эпштейн. - Это те же самые рейдеры, только в отношении самих себя". Схема, по которой они действуют, весьма проста. Если компания не может рассчитаться с долгами, читай, активы уже выведены, она самостоятельно подает заявление о банкротстве и имеет право назначить "своего" конкурсного управляющего. Такой "удобный" человек начинает "биться" с реальными кредиторами, возражать против включения в реестр их требований и одновременно признавать долги дружественных компаний. Таким образом, как минимум на полгода спокойная жизнь обеспечена. А через 6 месяцев настоящие кредиторы будут вытеснены на вторые роли, полномочия "своего" управляющего продлят, и он же подготовит компанию к торгам. Как правило, такие управлющие не будут обращаться в суд и оспаривать подозрительные сделки, инициировать иски об ответственности контролирующих должника лиц и добиваться отстранения руководства предприятия. Примеров, когда фирмы подают "самопальные" заявления, предостаточно: "Самохвал", "Букбери", "Беталинк". Классическая схема была реализована в "Эльдорадо", когда у компании неожиданно возник двойник, на который и были свалены все проблемы. "Ко" проанализировала последние громкие уголовные дела по преднамеренным банкротствам. Нежелание платить по долгам привело к разному результату: на месте автосалонов "Инком-Авто", как говорят участники рынка, уже продают машины под вывеской другой компании того же владельца; хозяин "Эстар" Вадим Варшавский даже после возбуждения уголовных дел против двух предприятий, входящих в его группу, пытается продать бизнес; а основатель торговой сети "Незабудка" Алексей Заварницин уже почти два года как депутат Госдумы, и его не беспокоит, что летом 2008-го его структура оказалась первым крупным обанкротившимся ритейлером. "Бизнес не хочет раздавать долги и оставаться честным, но босым", - подтверждает Семен Эпштейн. Правильное банкротство открывает новую дорогу к процветанию. Тем более что мало кто отвечает за старые дела. Расследования тянутся годами, а до скамьи подсудимых доходят единицы. Так, более 4-х лет потребовалось следствию, чтобы арестовать по обвинению в преднамеренном банкротстве бывшего председателя правления Содбизнесбанка Романа Петрова.


Слили СОК

Владелец группы "СОК" Юрий Качмазов успел вовремя "выскочить" из проблемных активов: за несколько месяцев до объявления "ИжАвто" банкротом он избавился от акций, оставив новым собственникам многомиллиардные долги.

   Юрий Качмазов с конца 2007 года лелеял мечту продать "ИжАвто" "АвтоВАЗу". Несмотря на то что была достигнута предварительная договоренность, сделку одобрила Федеральная антимонопольная служба, а затем и совет директоров автоконцерна, в последний момент "АвтоВАЗ" отказался от покупки. С одной стороны, руководство тольяттинского предприятия можно понять: кризис серьезно ударил по бизнесу автопроизводителей, и у "АвтоВАЗа" своих проблем было много, не самое лучшее время для поглощений. С другой стороны, к началу весны текущего года "ИжАвто" был обременен многомиллиардными долгами, и взваливать на себя дополнительную задолженность, когда заводы выстроились в очередь за господдержкой, было не совсем разумным решением. "В том состоянии, в котором находится сегодня предприятие ("ИжАвто". - "Ко"), а речь идет об огромной неурегулированной задолженности перед банками и выведении оборотных средств на несколько миллиардов рублей, оно нас не интересует", - прокомментировал тогда ситуацию представитель "Ростехнологий" (контролирует "АвтоВАЗ").Действительно, завод, в 2007-ом оценивавшийся в 12 млрд руб., по состоянию на середину текущего года задолжал кредиторам 15 млрд руб. Одной из основных причин столь плачевного положения дел владельцы назвали подорожание иностранных комплектующих для автомобилей Kia, которые собирали на предприятии. Из-за девальвации рубля стоимость машинокомплектов выросла на 40%, а спрос на Kia упал на 30 - 40%, пояснили на заводе. Производство Lada не могло переломить ситуацию, так как при мощности в 220 000 автомобилей в год "ИжАвто" собирал по 1000 машин в месяц, то есть был загружен лишь на 5%. В этих условиях собственники решили избавиться от проблемного актива, продав его менеджменту автозавода. Если быть точным, акции были оплачены не "живыми" деньгами: бывшие владельцы получили продукцию - автомобили на $200 млн. Но это все же лучше, чем ничего, тем более что новым собственникам остались лишь долги и остановленный конвейер.
   Впрочем, обменом активов заинтересовались государственные контрольные и правоохранительные органы. Первой была Счетная палата, которая теоретически не могла заняться проверкой завода, так как сделка была проведена между частными структурами, а госаудиторы имеют право проверять лишь те предприятия, где есть доля участия государства или которым оказывается господдержка. Ни к первой, ни ко второй категории "ИжАвто" не относится, но завод производил автомашины Kia в режиме промсборки, а потому имел право беспошлинного ввоза автокомпонентов. В данном случае наличие таможенных преференций давало госаудиторам полное право провести проверку деятельности предприятия, чем СП и поспешила воспользоваться. Но ничего особенного не обнаружила. "Общество отвечает основным признакам банкрота, а взыскание кредиторской задолженности при существенной просрочке платежей может быть реализовано через механизм банкротства", - говорилось в отчете СП.
   Вывод аудиторов не удовлетворил основных кредиторов, среди которых Сбербанк, ему "ИжАвто" задолжал 7,5 млрд руб., еще примерно 7 млрд руб. завод занимал у Альфа-банка и банка "Зенит". "Сбер" направил в Генпрокуратуру заявление с просьбой проверить "ИжАвто" на предмет преднамеренного банкротства. Надзорное ведомство проверило предприятие и в начале сентября нашло основания для возбуждения уголовного дела. В группе "СОК" крайне удивлены этим фактом. Как пояснили в пресс-службе компании, по ходатайству того же Сбербанка уже проводилось две проверки - в июне и в августе. "8 сентября было выдано постановление МВД по Удмуртии о том, что признаков преднамеренного банкротства не выявлено и оснований для возбуждения уголовного дела не имеется. А уже 10 сентября якобы уголовное дело все же было возбуждено", - недоумевают в компании.
   Судя по всему, Сбербанк решил сам разобраться с должниками или, по крайней мере, привлечь внимание к теме преднамеренного банкротства, которое недобросовестные должники в последнее время используют как хороший способ не платить кредиторам. Оценивать юридические перспективы дела о преднамеренном банкротстве "ИжАвто" пока сложно, но одно можно сказать с достаточной долей определенности: если дело получит ход, Юрию Качмазову не удастся остаться в стороне.
   Тем временем в отсутствие "внимания" со стороны бывших владельцев "ИжАвто" начал оживать. Получив мораторий на выплаты по долгам, руководство договорилось с Kia о начале "отверточной" сборки автомобилей этой марки на заводе. Помимо этого на "ИжАвто" планируют наладить выпуск классической модели ВАЗ-2107. О том, что все необходимые договоренности уже достигнуты, на днях сообщил президент Удмуртии Александр Волков. В ближайшее время завод сможет возобновить работу благодаря тому, что проведены переговоры с корейской компанией Kia по поводу производства моделей Spectra и Sorento, а также потому, что достигнуто соглашение о передаче с "АвтоВАЗа" классической модели - "семерки". Предприятие намерено взять очередной кредит на первоначальную закупку комплектующих и пуск конвейера.

   КТО ВЛАДЕЕТ ИЖАВТО
   По состоянию на 12 мая 2009 года ООО "Иж-Комплект" владело 24,88% акций ОАО "ИжАвто", Shonapol Investments Limited - 25%, ООО "Гросс" - 24,9%, ООО "Норэкс" - 25%. Фактически заводом через дочерние и различные аффилированные с ним компании владеет менеджмент предприятия. Сейчас "ИжАвто" владеет сам собой: его контрольный пакет находится на его же балансе в виде казначейских акций и потому завод подконтролен менеджменту во главе с генеральным директором Михаилом Добындо. В первом полугодии 2009-го чистый убыток "ИжАвто" составил 1,89 млрд руб.


Зарплата - самолетами

"Продай самолет - и спи спокойно", - примерно такой совет дал президенту промышленной группы "МАИР" Виктору Макушину губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский. По мнению главы региона, владельцы МАИР умышленно банкротят входящий в группу арматурный завод "ОАО "Ставропольское областное предприятие".

   Губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным сравнил ситуацию на ОАО "Ставропольское областное предприятие" (бывшее ОАО "Арзил") с тем, что несколько месяцев назад происходило в Пикалево: рабочие, задолженность по зарплате которым превышает несколько миллионов рублей, уже готовы выходить на митинги. "Хозяин попытался закрыть, обанкротить это предприятие на том основании, что он заложил его под проект, осуществляемый им в Ростовской области, - пожаловался премьеру глава края. - Однако мы не дали ему совершить подобный шаг. Я пригласил его к себе и сказал: "Продай свой самолет и заплати людям зарплату и налоги". Раздумывает. Тем не менее я обратился в правоохранительные органы". Еще год назад руководство МАИР заявляло, что до 2012 года намерено вложить в реконструкцию и техническое перевооружение завода около $25 - 35 млн (за предыдущие два года в него было инвестировано порядка 70 млн руб.). Но в этом году финансовая ситуация как у "Арзила", так и у других предприятий группы резко ухудшилась. За первые шесть месяцев 2009-го объем отгруженной продукции "Арзила" составил всего лишь 37% от прошлогодних показателей. Средняя заработная плата снизилась на 22%, из 600 работников 400 отправлены в отпуска без сохранения содержания. Ситуация грозит социальным взрывом, констатируют эксперты и местные чиновники.
   В начале сентября стало известно о возбуждении уголовного дела по статье "Мошенничество" в отношении "неустановленных лиц из числа руководителей" "Арзила", которые, по версии следственных органов, фактически похитили кредит на 2,25 млрд руб., предоставленный предприятию Сбербанком. Пять кредитных линий для технического перевооружения ростовской компании "Стакс", которая также входит в группу "МАИР", был выдан Северо-Кавказским банком Сбербанка России "Арзилу". Залогом по кредиту выступило оборудование "Арзила" и часть оборудования "Стакса". В итоге, когда возникли финансовые проблемы у "Стакса", Виктор Макушин решил обанкротить и ОАО "Арзил", на котором "висели" долги ростовского предприятия. При "содействии" ставропольской администрации по данному случаю также было возбуждено уголовное дело. "Претензии о преднамеренном банкротстве ряда активов МАИР связаны с непрозрачной схемой использования полученных кредитных средств", - считает аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков. Завод проходит процедуру банкротства не впервые: еще в 2000 году он был признан несостоятельным, после чего его и приобрел нынешний владелец - Виктор Макушин. Рассмотрение в суде дела о банкротстве "Арзила" состоится 30 сентября. С представителями МАИР связаться не удалось, интернет-сайт компании закрыт "на реконструкцию".
   У этой, казалось бы, очевидной истории есть и другая сторона. Сам господин Макушин в начале лета заявил в интервью "Коммерсанту", что тяжелая финансовая ситуация на арматурном заводе сложилась в связи с тем, что руководство Северо-Кавказского банка не желает идти на реструктуризацию задолженности. По его мнению, банкротство завода - это всего лишь попытка вытащить его из "долговой ямы", но благим намерениям владельцев препятствуют ряд банковских высокопоставленных работников и некоторые должностные лица администрации края. Уточнять имена он не стал, но сказал, что те, кто противятся финансовому оздоровлению предприятия, пытаются вынудить собственников "поделиться" активами.
   "Схема взаимодействия между входящими в МАИР компаниями достаточно сложная. На фоне кризиса и ухудшения финансовых показателей включенных в группу предприятий усложняется процесс доказательства преднамеренности банкротства", - считает Сергей Фильченков. Действительно, складывается впечатление, что собственники пытаются запутать следы: непосредственно перед подачей заявлений о банкротстве заводы, которые предполагалось провести через процедуру финансового оздоровления, были переименованы. По мнению следствия, в случае с "Арзилом" это было сделано для того, чтобы "сокрыть следы" преступления.

   ГРУППА "МАИР"
   Принадлежит предпринимателю Виктору Макушину и была создана в 1992 году, в настоящее время это многопрофильный холдинг, основная деятельность которого включает сбор и переработку вторичных черных металлов, производство чугуна, стальной заготовки, железного порошка, трубопроводной арматуры и лакокрасочной продукции. Выручка компаний группы за прошлый год составила около $800 млн.


Прикрылись "тазиком"

Основной владелец "Инком-Авто" Дмитрий Козловский оставил кредиторам на счетах всего 147 000 руб. при долгах почти в 3 млрд руб.

   Из-за снижения платежеспособного спроса со стороны населения продажи новых автомобилей падают, маржа от дешевых вазовских машин меньше, чем от иномарок, да и завод отгружает не всегда те модели, которые пользуются спросом. В итоге дилерская сеть "АвтоВАЗа" стала буквально разваливаться: многие дилеры уже обанкротились, а на начало сентября еще порядка 15 вазовских продавцов находятся на разной стадии банкротства, констатируют эксперты аналитического центра "Автостат". Далеко не все дилеры уходят с рынка исключительно по экономическим причинам: в середине июня Национальная лига управляющих (НЛУ) пожаловалась на "Инком-Авто" в Генпрокуратуру, Министерство внутренних дел, Федеральную службу по финансовым рынкам и Федеральную налоговую службу. По заявлению НЛУ, банкротство "Инком-Лады" (дочерняя компания "Инком-Авто") используется "Инком-Авто" сознательно, чтобы уклониться от выплат кредиторам. Правоохранительные органы в настоящее время проверяют эту информацию. Получить комментарий у "Инком-Авто" не удалось, официальный сайт автодилера www.incom-auto.ru не работает, сам господин Козловский, как отмечают знакомые с ним предприниматели, в России в последнее время появляется достаточно редко и с прессой не общается.
   Точный размер задолженности группы "Инком-Авто" по кредитам неизвестен. Но представитель "Инком-Лады" во время рассмотрения заявления о банкротстве в суде заявлял, что имущества компании недостаточно для расчета с заимодавцами. При долге около 6,5 млрд руб. (только долги, предъявленные к погашению) на счетах предприятия осталось 147 000 руб., его имущество оценивается в 3,1 млн руб., а дебиторская задолженность в 1,5 млрд руб. Этого явно мало для покрытия всех долгов, не говоря уже о том, что, судя по всему, пока не все кредиторы предъявили требования к погашению. На днях Арбитражный суд Москвы принял решение о взыскании с "Инком-Авто" и пяти ее "дочек" солидарно $28,385 млн в пользу Альфа-банка. Поручителем по кредиту выступает сам господин Козловский. О том, будет ли обращено взыскание на его личное имущество, пока неизвестно, как нет информации о том, обладает ли он какими-либо иными ликвидными активами, кроме находящейся в "долговой яме" компании "Инком-Авто".
   "В данном случае косвенным признаком преднамеренного банкротства может являться банкротство поручителей "Инком-Авто" и входящих в указанный холдинг компаний, - комментирует ситуацию аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков. - Возникновение вопросов со стороны правоохранительных органов к банкротству "Инком-Лады" обусловлено, вероятно, наличием фактов мошенничества со стороны "Инком-Дилинга", который являлся поручителем по ряду долгов "Инком-Авто". Напомним, что в июле 2009-го ГУВД Москвы возбудило уголовное дело в отношении компании "Инком-Дилинг" по статье 159 Уголовного кодекса ("Мошенничество"). Поводом стало обращение кредиторов "Инком-Авто" с жалобами на "Инком-Дилинг", который выступает поручителем по некоторым долгам компании, но не в состоянии исполнять свои обязательства.
   Еще один повод подозревать структуры господина Козловского в мошенничестве и преднамеренном банкротстве кредиторам дает и то, что буквально осенью прошлого года у "Инком-Авто" все было в полном порядке. Компания заявила о достижении оборота в $1,1 млрд и чистой прибыли в $26 млн. Те, кто ссужал ей деньги, не верят, что столь успешный бизнес мог рухнуть буквально в один момент. Масла в огонь подливает еще и информация о том, что новая компания ABC Motors, сейчас занимающая часть торговых площадей "Инком-Авто", также принадлежит Дмитрию Козловскому. В ABC Motors "Ко" сообщили, что Козловский не имеет отношения к их компании, но бенефициаров раскрыть отказались. Если владельцем нового дилера, который, кстати, появился аккурат перед банкротством "Инком-Авто", действительно окажется Дмитрий Козловский, то кредиторы "Инком-Авто" вполне могут попытаться обратить взыскание на имущество этого предприятия. Однако господин Козловский наверняка подстраховался: между ним и ABC Motors стоит целая цепочка подставных фирм, так что доказать или опровергнуть его аффилированность с этим дилером не представляется возможным. Между тем новый игрок развернул свою работу весьма активно, открыв в Москве уже три точки продаж и одну в Питере. ABC Motors даже удалось выиграть конкурс за рубежом - на поставку микроавтобусов для почты Эстонии. Проблемы бывших активов ("Инком-Авто"), как и кредиторов компании, Дмитрия Козловского, по всей видимости, волнуют мало.

   Дмитрию Козловскому принадлежит 90,1% акций холдинга "Инком-Авто", остальные бумаги находятся под контролем фонда AIG-Interros Russia Century Fund. По данным на конец III квартала 2008 года, компания "Инком-Авто" объединяла 43 торговых центра, которые сейчас закрыты.


Сладкое банкротство

Еще два года назад "Евросервис" был вторым по величине игроком сахарного рынка, но уже в августе прошлого года компания оказалась на грани банкротства. Ее основатель уехал в Израиль, где получил гражданство и сменил фамилию.

   Основной причиной отъезда Константина Мирилашвили участники рынка называли бедственное положение его компании. Правда, весной 2008-го появилась информация, что Мирели (в Израиле Мирилашвили сменил фамилию) планирует встретиться с банкирами в рамках питерского экономического форума с целью обсудить долги своих структур. Но в итоге бизнесмен так и не решился показаться на глаза кредиторам. Долг ГК "Евросервис" составляет $700 млн, из них около $390 млн - перед Россельхозбанком. И похоже, что компания никогда не собиралась возвращать эти деньги. Игроки рынка замечают, что если бы Мирилашвили не стремился к лидерству столь активно, возможно, ему удалось бы сохранить бизнес.
   В 90-х годах ГК "Евросервис" занималась импортом мяса, а с конца 90-х - еще и сахара-сырца. Позже компания освоило производство сахара. Более того, в конце 2006-го "Евросервис" поставил рекорд по инвестициям в "сладкую" отрасль. Компания Мирилашвили купила сразу четыре завода у "Славсахара" ("Павловский", "Изумруд", "Гиркубс" и "Каневсксахар"). Это были одни из лучших отраслевых заводов в стране. Вместе они могли перерабатывать до 19 000 тонн свеклы в сутки и, например, в 2008 году произвели около 180 000 тонн белого сахара. На эти заводы претендовал "Русагро", отчасти поэтому сумма сделки составила рекордные для отрасли $80 млн. Всего у ГК "Евросервис" было 11 сахарных заводов на Кубани, в Курске, в Башкирии, в Пензенской и Белгородской областях.
   Еще в 2007 году "Евросервис" был вторым по величине игроком (с объемом производства более 500 000 тонн в год) после "Продимекса". Но уже тогда у него начались трудности. "Проблемы "Евросервиса" связаны именно с работой на сахарном рынке. Были ошибки в управлении, в сбытовой политике. Компания, к примеру, продавала сахар осенью, в период низких цен, а мы это время предпочитаем переждать", - говорит один из игроков сегмента. Осенью цены минимальны. В стране за четыре месяца производится более чем полугодовой объем потребления. Излишки давят на рынок: ведь продавцом сахара является каждый производитель свеклы. При этом продавцов много, поскольку в России преобладает давальческая схема переработки: колхозник сдает свеклу и получает готовый продукт. По словам игроков рынка, сырцовую кампанию 2008 года "Евросервис" полностью провалил. "К сожалению, тот, кто на сахарном рынке гонится за оборотом, проигрывает в эффективности бизнеса", - говорит аналитик ИКАР Евгений Иванов. По словам экспертов, компания слишком активно росла, при этом на долгосрочные проекты она брала краткосрочные кредиты, постоянно их рефинансируя. Однако в 2008 году банки ужесточили требования, займы стали дорожать, и "Евросервису" ничего не оставалось, как уйти с рынка.
   В августе 2008-го "Евросервис" оказался на грани банкротства, а Константин Мирилашвили покинул страну. В начале сентября 2008-го управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу начало исполнительное производство о взыскании налогов за счет имущества должника в отношении ОАО "ГК "Евросервис" (головная компания одноименной группы). Структурам "Евросервиса" было предъявлено множество судебных исков от кредитных учреждений. Тогда же к заводам Мирилашвили начал прицениваться "Продимекс", крупнейший производитель сахара в России. Однако проблемы с юридическим оформлением земель под сахарную свеклу в хозяйствах при заводах заставили компанию отказаться от приобретения активов. В результате пять заводов на Кубани перешли кубанской компании "Маяк", два башкирских забрал Россельхозбанк, долг "Евросервиса" перед которым по состоянию на август 2008-го составлял $390 млн. Два завода в Курске отошли к структурам Алишера Усманова. Его "Металлсервис" через "дочку" планирует создать в Курской области агропромкорпорацию, куда войдут региональные активы ГК "Евросервис", в частности - Теткинский и Олымский сахарные заводы. Активы группы в Пензе пытается спасти местная администрация. Орловские власти также не могут найти инвестора на предприятия "Евросервиса" - Залегощенский сахарный завод мощностью 1,7 т в сутки, а также несколько агрофирм - "Орел", "Хомутово-Свекла" и "Судбищенское". Компания теряет и свои питерские активы. Так, Санкт-Петербургский хладокомбинат № 7 и "Петербургоптпродторг" уже в ближайшее время могут перейти в распоряжение кредиторов, крупнейшие из которых - банк "УралСиб" и "Номос-лизинг".
   Тем временем власти ищут виноватых в развале одной из значительнейших агропромышленных групп в стране. В августе 2009-го Главное следственное управление при ГУВД Краснодарского края завело уголовное дело на гендиректора сахарного завода "Изумруд" (крупнейший на Кубани) Сергея Парсегова. Его подозревают в преднамеренном банкротстве. В декабре прошлого года "Изумруд" вместе с тремя другими сахарными заводами ГК "Евросервис" был признан несостоятельным. Выручка "Изумруда" в первом полугодии 2009-го - 76,8 млн руб., чистый убыток - 52,6 млн руб. Выручка сократилась более чем в четыре раза по сравнению с первым полугодием 2008-го.

   ГРУППА КОМПАНИЙ "ЕВРОСЕРВИС"
   Основана в 1991 году, развивает мясное и сахарное направления, управляет более 200 000 га пахотных земель. В 2007-м произвела более 13% всего сахара в стране. Выручка в 2007 году составила $1,3 млрд, EBITDA - $132 млн. Основной владелец "Евросервиса" - его председатель совета директоров, петербургский бизнесмен Константин Мирилашвили.


Дозакладывался

Группа компаний "Эстар" Вадима Варшавского под шумок начала банкротить некоторые из своих металлургических предприятий, используя привлеченные под них средства на поддержание других бизнесов группы.

   Еще год назад Вадим Варшавский заявлял о намерении потратить $1 млрд - 1,5 млрд на объединение "Эстар" с "Амурметаллом" (контролируется депутатом Госдумы Александром Шишкиным). Группа компаний "Эстар" даже получила опцион на приобретение акций. Сделка должна была завершиться к концу прошлого года, но все карты спутал кризис: цены на металлы на мировом рынке буквально за пару месяцев рухнули в несколько раз (см. график). Вместо новых покупок владелец "Эстара" Вадим Варшавский, долг компаний которого к началу текущего года уже перевалил за $1,5 млрд, решил продать активы.Основным претендентом на бизнес Варшавского был его старый знакомый - предприниматель Абукар Беков. Опыта работы в металлургической отрасли у него не было, но при этом имелись свободные средства, оставшиеся еще с тех времен, когда Беков работал с экс-президентом "Славнефти" Михаилом Гуцериевым. Он управлял группой с марта по апрель 2009-го, однако переговоры о продаже части активов в конце июня были остановлены: в реструктуризации долгов "Эстару" отказали кредиторы, в первую очередь банки. После этого почти все российские предприятия группы подали заявления о банкротстве, на некоторых из них процедура наблюдения уже введена. В конце июня была даже арестована квартира господина Варшавского, который выступал поручителем по ряду кредитов своих заводов. "Арестовали, но не отобрали еще, - отметил тогда Варшавский. - Суд будет. Я поручился имуществом. Пытался, так получилось. В конце концов, буду жить на улице, если заслужил".
   Чтобы избежать социального взрыва на заводах, где долги по зарплатам росли в геометрической прогрессии, а также памятуя о печальном опыте общения с "доктором" владельца "Мечела" Игоря Зюзина, Вадим Варшавский решил предпринять превентивные шаги. Помимо заявлений о банкротствах владелец группы "Эстар" начал встречаться с губернаторами областей, где расположены его проблемные компании. Но это не спасло. Группа депутатов Госдумы направила письмо на имя генпрокурора РФ с просьбой провести комплексную проверку ОАО "Златоустовский металлургический завод" (входит в группу "Эстар"), который в мае подал заявление о собственной несостоятельности. По мнению парламентариев, на предприятии фиксируются все признаки преднамеренного банкротства. Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский обратился к Юрию Чайке с просьбой проверить обоснованность заявления о банкротстве ОАО "Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина". По итогам проверки, проводившейся ОБЭП по Новосибирску и ОБЭП по Ленинскому району Новосибирска, было заведено уголовное дело.
   "К сожалению, ничем не могу помочь", - ответила директор по связям с общественностью ГК "Эстар" Екатерина Видеман на просьбу "Ко" пояснить, на каком этапе находится расследование. Она порекомендовала обратиться за разъяснениями в "Металлсервис-групп" (через ряд офшорных и российских компаний принадлежит менеджменту), которой в июле перешло управление заводом. Получить комментарий в "Металлсервис-групп" не удалось - запрос "Ко" остался без ответа. В середине августа Варшавский расстался еще с одним своим активом - Донецкий электрометаллургический завод перешел под контроль А1 Investments (инвестиционное подразделение Альфа-банка) за долги по кредиту, взятому в прошлом году у Альфа-банка .
   Что касается ОАО "Златоустовский металлургический завод", то в "Эстар" прояснить судьбу думских запросов не смогли. Депутаты, обратившиеся в Генпрокуратуру, отметили, что на ЗМЗ оформлялись кредиты на сумму в 4,3 млрд руб. под залог имущества, зданий и земельных участков предприятия, но деньги на сам завод не попадали. Также были оформлены поручительства по кредитам третьих лиц на сумму 10 млрд руб., которые также никакого отношения к ЗМЗ не имеют. Однако вице-президент ГК "Эстар" Сергей Шаповалов в июне заявил "Коммерсанту", что заемные деньги использовались группой по назначению. По его словам, стратегия развития группы строилась на основе кредитов из разных источников, и все они направлялись на приобретение новых активов и модернизацию имеющихся.
   Опрошенные "Ко" эксперты сомневаются в перспективности расследования дел о преднамеренном банкротстве на металлургических предприятиях: во-первых, наличие умысла на банкротство в данном случае будет очень сложно доказать; во-вторых, многие отечественные компании строят свою работу на том, что привлекают кредиты под залог одних активов для финансирования работы других. Тем не менее проблемы Вадима Варшавского далеки от разрешения. В середине сентября Нытвенское отделение Сбербанка обратилось с иском к ООО "УК "Эстар" на сумму 239,8 млн руб. Напомним, что в начале июля на ОАО "Нытва" (входит в группу "Эстар") начата процедура наблюдения, общая сумма уже предъявленных долгов этой компании приближается к 600 млн руб., более половины из них - это требования по поручительству метзавода по кредитам других предприятий ГК "Эстар".

 

Таблица 1 КОТИРОВКИ ФЬЮЧЕРСОВ НА МЕТАЛЛ ($ ЗА ТОННУ)


Август 20081100
Октябрь 2008500
Декабрь 2008300
Февраль 2009250
Апрель 2009350
Июнь 2009350
Август 2009400
Источник: LME

   ГРУППА "ЭСТАР"
   В группу входят: ОАО "Златоустовский металлургический завод", ООО "Ростовский электрометаллургический завод", ОАО "Гурьевский металлургический завод", ОАО "Новосибирский металлургический завод имени Кузьмина", ОАО "Нытва", ООО "Волгоградский завод труб малого диаметра", ЗАО "Энгельсский трубный завод", ЗАО "Волга-ФЭСТ", ЗАО "Донецкий электрометаллургический завод" (Украина), MIR Steel UK Limited (Великобритания), MIR Steel Queenborough (Великобритания), ESTAR Misr for Industries S.A.E. (Египет), Middle East LLC (ОАЭ), металлотрейдер Femax (Чехия), ТД "Эстар" и ломозаготовительное предприятие ЗАО "Ломпром".
   В 2008 году объем выпуска товарной металлопродукции ГК "Эстар" составил 2,7 млн тонн, выручка - около 60 млрд руб. Группу контролирует депутат Госдумы Вадим Варшавский.


Не забуду сеть родную

Челябинская "Незабудка" еще пару лет назад считалась одной из ведущих региональных торговых сетей. Ее называют первой жертвой кризиса, но изначально весь бизнес строился так, чтобы активы не пришлось бы отдавать за долги.

   Компания объединяла в 2007 году 104 магазина, причем работала сразу в нескольких форматах: развивала дискаунтеры и супермаркеты под маркой "Незабудка" и гипермаркеты "Дар-Сити". В 2006-м ее оборот превышал $100 млн. "На Южном Урале было всего две крупных местных сети - "Незабудка" и "Монетка", - отмечает аналитик "Финам" Владислав Кочетков. Причем "Незабудку" часто называют жертвой кризиса. Между тем процесс банкротства начался еще в феврале 2008-го. Его инициировал поставщик ООО "Астра-групп" за долги в 1,5 млн руб. По мнению Кочеткова, у всех разорившихся в последнее время сетей была одна и та же проблема. "Компании росли очень быстрыми темпами на заемные деньги, а когда рефинансировать кредиты стало невозможно, нужно было либо банкротить сеть, либо отдавать ее кредиторам", - говорит эксперт. Так что в данном случае кризис оказался ни при чем. За 2006 год "Незабудка" разрослась с 30 до 105 магазинов, что, разумеется, требовало значительных финансовых вливаний. Чтобы найти средства, менеджмент, в том числе, не выплачивал поставщикам деньги за проданный товар. Долги сеть копила годами.
   Владельцы, вероятно, уже давно потеряли интерес к розничному бизнесу и захотели подороже продать актив. Поэтому компания так бурно открывала магазины. "Акционеры, видимо, рассчитывали, что с долгами будет разбираться новый хозяин", - комментирует Владислав Кочетков. Впрочем, когда сеть выставили на продажу, ее финансовое состояние стали изучать потенциальные покупатели - практически все ведущие ритейлеры, в частности, "Магнит", "Седьмой континент", "Мосмарт". После чего глава "Магнита" Сергей Галицкий заявил, что не будет покупать сеть, так как, по его мнению, она близка к банкротству. Летом 2007-го было объявлено, что покупателем будет холдинг "Марта", "Незабудка" должна была стать частью сети "Гроссмарт". Уже тогда "Марта" испытывала серьезные финансовые проблемы, и аналитики называли сделку безденежной, то есть "Незабудку" с ее долгами планировали передать "Гроссмарту". Однако слияния не произошло, "Гроссмарту" просто перешли права аренды на часть торговых точек "Незабудки".
   Проблемы у "Незабудки" росли с каждым месяцем. В итоге 13 февраля 2008 года Челябинский арбитражный суд ввел процедуру внешнего наблюдения, а в июле 2009-го открыл конкурсное производство. По данным конкурсного управляющего Олега Худякова, с 2004 года руководство "Незабудки" искажало отчетность, занижая выручку, в итоге сеть недоплатила налогов на 244 млн руб. Конкурсный управляющий утверждает: "С начала 2007-го происходило постоянное снижение величины совокупных активов и собственных средств торговой сети. По состоянию на 30 сентября 2007 года их величина составила минус 292,6 млн руб., то есть предприятие существовало исключительно за счет заемных средств. При этом убыток постоянно рос". В начале прошлого года, когда сеть еще работала, ее общая задолженность перед государством и поставщиками превышала 794 млн руб. Денег, чтобы рассчитаться с кредиторами полностью, не было. Активы "Незабудки" представляли собой старое торговое оборудование, холодильные камеры, сейфы и стеллажи, которые с натяжкой можно было оценить в 400 000 руб.
   Олег Худяков пытался подать в суд на бывший менеджмент. Он направил письмо на имя начальника ГУВД по Челябинской области Павла Григорьева с требованием возбудить уголовное дело по статье "Преднамеренное банкротство" в отношении основателя сети Алексея Заварницина (возглавлял "Незабудку" в 2004 - 2005 гг.), Виталия Никулина (гендиректор сети с 2005-го по май 2007-го) и Сергея Бокарева (гендиректор до ноября 2007 года). "Именно последовательные действия этих топ-менеджеров заведомо влекли неспособность предприятия в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам", - утверждал он в своем заявлении. Действительно, отвечать за долги было нечем. Вся недвижимость и основные активы были собст