Top.Mail.Ru
архив

Сбавьте темп

Цветущее состояние страхового рынка вызывает зависть у многих представителей других секторов бизнеса. В течение последних двух лет клиенты страховых компаний тратили на страхование в разы больше, чем ранее. Однако в ближайшем будущем страховщикам вряд ли стоит рассчитывать на столь же легкую жизнь – рост поступлений почти наверняка замедлится вслед за прогнозируемым замедлением темпов роста общих макроэкономических показателей.

 

Чрезмерная зависимость российского страхового рынка от корпоративных клиентов обещает страховым компаниям неприятный сюрприз в нынешнем году. По прогнозам правительства, темпы роста ВВП замедлятся на 1,5%, а значит, снизятся и темпы поступлений страховых премий. «Очевидно, что сценарные условия, заложенные в правительственный прогноз экономического развития на текущий год, несколько хуже прошлогодних. Если реальные темпы роста экономики окажутся близкими к прогнозным, то у нас будут основания ожидать некоторого снижения темпов развития страхового рынка», – говорит руководитель Центра стратегического анализа ОСАО «Ингосстрах» Эдгар Плескановский.

Действительно, те 170 млрд руб., которые собрали в прошлом году страховщики, были получены почти исключительно на рынке корпоративных клиентов. «Если рассматривать структуру портфеля крупнейших 10 – 20 страховых компаний, а именно они отвечают за 90% всего рынка, то выяснится, что главная их работа – обслуживание предприятий», – говорит заместитель руководителя одной из крупных страховых компаний.

По его словам, лишь немногие страховщики позиционируют себя именно как компании, специализирующиеся на работе с частными лицами. Помимо иностранцев («AIG Россия», «Цюрих-Русь» и «Ост-Вест Альянс») наиболее активно на рынке частных лиц ведет себя РОСНО, но при этом компания отнюдь не отказывается от работы с корпоративными клиентами. В последнее время активную работу по привлечению частных лиц начали вести ВСК, «Энергогарант», «РЕСО-Гарантия», ВЕСтА. Первый заместитель генерального директора компании «Энергогарант» Леонид Зеркалов считает, что в условиях сильной конкуренции рынок страхования частых лиц весьма перспективен. «Вот уже год «Энергогарант» ведет активную кампанию по привлечению клиентов – частных лиц», – говорит Зеркалов.

Впрочем, практически все крупные российские страховщики универсальны. Появление на рынке таких компаний, которые изначально заявляли бы о своей специализации в какой-либо области, пока редкость. Наверное, первая такая компания – группа National In, о создании которой было объявлено недавно. Руководство этой группы сразу заявило о намерении работать только с корпоративными клиентами. Но это скорее исключение из правил.

«Сегодня компании, которые придают значение стратегии своего развития – а среди действующих на рынке таковых подавляющее большинство – осознают, что работа с физическими лицами является долгосрочным приоритетом», – говорит президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. При этом специалисты отмечают еще одну любопытную тенденцию, которая, по их мнению, получит развитие в этом году, – постепенное перемещение весомой доли рынка в регионы. «Среди других тенденций развития рынка можно выделить дальнейший рост филиальной сети крупных страховщиков и смещение акцентов в их деятельности в сторону регионов», – говорит Эдгар Плескановский.

Практика страховых компаний, которые уже решились сделать ставку на регионы, показывает, что страхование там востребовано, и этот рынок, если на нем будет создана инфраструктура, окажется не менее емким, чем столичный. «Триста региональных точек распространения полисов Военно-страховой компании продают 15 тыс. страховых полисов в неделю, причем все больше полисов продаются не в крупных городах, а, к примеру, в районных центрах», – говорит Кирилл Боровкович, заместитель генерального директора ВСК. По словам Боровковича, ВСК, которая всегда имела имидж компании, занимающейся в основном обязательными видами страхования, продает все больше полисов и по добровольным видам страхования. «Сегодня мы продаем одинаковое количество полисов обязательного и добровольного страхования», – говорит Боровкович.

Это не единичный пример: тенденция к сокращению обязательного страхования в общей массе поступлений наблюдается уже на протяжении нескольких лет. По мнению специалистов, эта тенденция сохранится и в ближайшие годы, если только не будут введены новые виды обязательного страхования. Зато страхование имущества и ответственности пропорционально вырастет значительней, чем в нынешнем году – за счет прогнозируемого сокращения объема страхования жизни. «Страховые схемы оптимизации налогообложения, которые в настоящее время составляют весьма значительную часть национального рынка страхования жизни, станут экономически менее привлекательными (из-за либерализации режима налогообложения после введения в силу второй части ГК. – Прим. «Ко»)», – считает Эдгар Плескановский.

То же самое относится и к личному страхованию, которое пока по большей части состоит из ДМС – то есть из социального пакета, который работодатель предлагает своим сотрудникам. Классическое же накопительное страхование жизни и в этом году, по прогнозам специалистов, не сдвинется с мертвой точки.

 

Бизнес, основанный на цифрах

Как клиентам страховых компаний, так и самим страховщикам всегда необходима статистика. Страхователи, опираясь на публикующиеся в СМИ статистические данные, могут более обоснованно подойти к выбору страховщика, обладающего большим по сравнению с другими страховыми компаниями потенциалом именно по тому виду страхования, который актуален для данного конкретного страхователя в данный конкретный момент. На основе статистических данных строятся рейтинги, которыми страхователь также может воспользоваться, хотя неспециалисту порой трудно оценить качество методики, которая используется рейтинговым агентством.

Страховщикам статистика необходима не только для маркетинговых и рекламных целей – на статистической информации основывается весь страховой бизнес. Страхование имеет место только там, где существует вероятность риска, где при помощи статистических методов исследования можно рассчитать вероятность убытков, чтобы обосновать страховой тариф. Заниженный тариф означает для страховых компаний непропорционально большие обязательства, то есть риск банкротства. Завышенный – снижение конкурентоспособности. Страховщики плывут между этими Сциллой и Харибдой на корабле, имя которому – «Статистика». При помощи статистического анализа также рассчитываются необходимые страховые резервы – финансовые активы страховщиков, необходимые для гарантирования страховых выплат и обеспечения финансовой устойчивости страховой компании. В страховании такие расчеты именуются актуарными.

До недавнего времени в нашей стране существовали два центра сбора и обработки статистической информации: департамент страхового надзора Минфина России и Госкомстат России, занявшие каждый свою нишу в статистических исследованиях в области страхования. Департамент страхового надзора собирает статистические данные поквартально, а Госкомстат – информацию о годовых итогах деятельности страховщиков по более широкому перечню вопросов. Однако публикация этой информации сильно отстает по времени.

При этом изучение информации, собранной по ведомственным формам статического наблюдения, не всегда может привести к ожидаемым результатам. Так, форма 1-С, в соответствии с которой страховщики сдают данные в страхнадзор, не дает возможности проследить динамику развития конкретных видов страхования (например, объединены в единый статистический показатель такие разнородные страховые рынки, как страхование ответственности предприятий, эксплуатирующих особо опасные производственные объекты, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств и т.д.), соотношение страховых взносов и выплат по конкретным видам страхования. Иными словами, нет информации, которая необходима как для маркетинговых целей, так и для своевременной корректировки тарифной политики.

Существует форма статистической отчетности (1-СК), требующая более подробных ответов с подробной конкретизацией по видам страхования, но информация по этой форме сдается страховыми организациями один раз в год. К сожалению, из публикуемых по итогам наблюдения данных нет возможности узнать цифры по страхованию «каско» автотранспорта, воздушных и водных судов – эти данные объединены в одну позицию. Кроме того, данные по региональным страховым рынкам значительно искажаются из-за отсутствия учета деятельности филиалов страховых компаний из других регионов России (обычно из Москвы), что приводит к занижению объемов региональных рынков и некоторому повышению удельного веса Московского региона в национальной системе страхования России.

Большинство зарубежных союзов страховщиков организовали собственные статистические службы, занимающиеся сбором и обработкой информации, необходимой для маркетинговых и актуарных исследований. По этому же пути развивается и Всероссийский союз страховщиков, начавший подобную работу в прошлом году. Уже издан сборник статистических материалов о российской национальной системе страхования за первое полугодие 2000 года, готовится к публикации сборник за весь 2000 год. В дальнейшем перечень вопросов, по которым собирается статистическая информация, предполагается расширить, что, несомненно, принесет пользу как страхователям, так и страховщикам.

Еще по теме