$ 75.75
 82.23
£ 93.23
¥ 69.64
 77.92
Нефть WTI 33.51
GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
коронавирус

Сдавай билеты, песня спета

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Оборот рынка платных развлекательных мероприятий в 2020 году может упасть вдвое. Банкротство грозит 4-5 тысячам значимых компаний-организаторов. Их персонал уже пополнил ряды безработных, а лучшие менеджеры ищут себя в менее рискованном бизнесе.

Певица Гречка выступит на рок-фестивале «Чернозём» в Тамбове в середине августа, сообщают региональные СМИ. На фоне тотального кризиса это звучит как чудо — не только потому, что из-за коронавируса концерты и массовые мероприятия отменяют по всей России, но и потому что гречка в эти дни стала самым популярным продуктом в магазинах. Однако на фоне пандемии организаторы пока вынуждены отменять массовые мероприятия, и как ситуация сложится в августе — предсказать сложно.

«Это иллюзия, что в Москве все концерты отменили, а в провинции еще что-то происходит, — сообщил "Ко" Дмитрий Молчанов, заместитель гендиректора агентства Concert-Star. — Мы работаем в основном с регионами, и там отменяют даже свадьбы. "Чернозём" тоже, возможно, отменят, просто официально об этом еще не объявили».

Между тем, как рассказал «Ко» генеральный продюсер «Чернозёма» Сергей Белоозеров, работа по подготовке рок-фестиваля идет в штатном режиме.

«"Чернозём" один из последних летних фестивалей, надеемся, что в августе мы встретимся на привычном месте и душевно отфестивалим, как, собственно, это и происходило на протяжении пяти предыдущих лет. Тем не менее мы внимательно следим за ситуацией и готовы к разному повороту событий. В любом случае, времени до августа еще достаточно, какие-то кардинальные решения (если в них появится необходимость) будут приниматься позже, исходя из предлагаемых на тот момент обстоятельств. А в марте мы просто делаем свое дело и надеемся на благоприятный расклад», — сказал Белоозеров.

В самом Concert-Star работа остановилась. «Если до кризиса агентство организовывало 15–20 концертов в месяц, то теперь — ни одного. Людей пока не увольняем, но распустили на удаленку, а сами занимаемся текущими делами вроде бухгалтерии, которые обычно оставались на потом», — говорит Молчанов.

Запас прочности компании в таких условиях он оценивает в месяц, дальше бизнес придется закрывать. И такое положение в ивент-индустрии у большинства.

Такого еще не было за всю историю ивент-бизнеса

  • Сергей Князев, event-холдинг «КнязевЪ», крупнейший организатор фестивалей, городских праздников, PR-акций и свадеб

«Такого еще не было за всю историю ивент-бизнеса. От мероприятий отказываются не только госструктуры, но и корпоративные клиенты, частные клиенты. Свадьбы, юбилеи, коллективные поездки по России — всё отменено до середины лета, заказы переносятся на осень или на следующий год. День металлурга, День нефтяника, День строителя пока не отменены, но нас уведомили, что их тоже могут отменить.

А в этом бизнесе так сложилось, что все основные игроки работают по постоплате. Заказы уже оплачены, внесены платежи за аренду площадок, внесена предоплата артистам, декораторам. Сейчас проходят новые тендеры на июль–сентябрь, на новогодние корпоративы численностью 500–1000 человек для крупных компаний. Если агентство выиграло тендер, надо арендовать большую площадку. А оборотные средства уже вложены, ведь у нас нет огромных миллионов, мы все — малый бизнес.

Если ситуация с вирусом не нормализуется, основные игроки рынка продержатся до середины — конца этого года. Работать по постоплате они уже не смогут.

Сейчас пытаемся как-то выжить, пытаемся не распустить ценных сотрудников. И тут слышим от нашего премьера Мишустина: правительство не позволит бизнесу решать свои проблемы, увольняя людей.

Да? А что вы сделали, чтобы помочь? В Швейцарии, где у нас филиал, правительство сейчас компенсирует бизнесу 80 % зарплаты сотрудников. При этом я могу там пойти в банк и взять беспроцентную ссуду до конца года. А у нас?»

Что ты заложишь? Машину свою?

  • Артем Горный, гендиректор ПАО «Медиахолдинг», организатор концертов

«Билетный рынок схлопнулся, а для частных компаний билеты — единственный источник дохода. Сфера культуры, можно сказать, замолчала. На лето отменены почти все фестивали, гастроли наших театров посыпались. На какой срок — сказать трудно, многое зависит от местных властей. Хотя концерты до 1 тыс. человек в некоторых городах еще не отменены.

Но вот у меня концертная компания, билетная компания, телеканал — ударило по всем. 9 апреля в Большом Кремлевском дворце должен был пройти сольный концерт Тото Кутуньо: из 5700 билетов 85 % распродано. Пришлось перенести на осень. И таких случаев множество. У кого-то концерт отменили, когда артист уже приехал, у кого-то за несколько дней.

Закон о защите прав потребителей предписывает в случае отмены или переноса концерта вернуть деньги заявителю в десятидневный срок. Но организатор уже вложил все деньги в концерт. Аванс артисту, реклама, аренда площадки, билеты — все расходы на нем.

Если в регионе на подготовку одного концерта может уйти примерно 500 тыс. руб., то в Москве это от нескольких сотен тысяч до 15 млн руб. Только аренда, например, в "Крокус Сити Холл" — это 1,5 млн руб. И не все получается перенести на осень: нет гарантии, что площадка будет свободна, что хватит денег на рекламу, что все поместятся.

Бизнес низкомаржинальный, высокорискованный. Страховать многие концерты перестали еще несколько месяцев назад. Кредитов организаторам концертов банки не дают, потому что нет залога. Что ты заложишь? Машину свою? Но этого не хватит, чтобы привезти, например, Rammstein.

Да, сотрудников у организатора концертов немного, люди в основном работают на аутсорсе. Но они тоже теряют работу. И не только они: теряют поставщики и производители оборудования, ЧОПы, перевозчики.

Индустрия, конечно, восстановится, но не раньше чем через год».

Больше трех месяцев не продержится никто

  • Виталий Сурвилло, игровое пространство «Мастер славы», Москва

«Все, что касается детских развлечений сейчас стоит полностью, потому что дети не могут появляться в общественных местах. Детей нет с середины марта, а большинство бизнесов должны платить аренду, зарплату, коммуналку.

Арендная плата в таких проектах, как наш, съедает больше половины дохода, другую половину — фонд оплаты труда. Прибыльность минимальная, часто собственник докладывает свои средства. Поэтому сейчас ситуация даже более тяжелая, чем в ресторанном бизнесе.

Торговые центры пока не готовы вести разговор о замораживании арендной платы. И об ее снижении тоже речь не идет пока. У нас работает 150 человек, мы их уже распустили в вынужденный отпуск без четкой даты окончания.

Если сотрудники уходят, мы относимся с пониманием: сейчас работу найти крайне сложно. Владельцы бизнесов рассчитывают на помощь государства, просят объявить налоговые каникулы, каникулы по аренде.

Дистанционные методы работы не рассматриваем: родители водят детей к нам, чтобы дети общались вживую, а не зависали в интернете. Сейчас у детей и так нагрузка онлайн большая, учеба вся в интернет перешла.

Думаю, по итогам этой ситуации многие не выдержат и могут закрыться. Слияния и поглощения — это вряд ли, сейчас нет такого, чтобы кто-то хорошо себя чувствовал, всем плохо. Все зависит от того, как долго будет это продолжаться. Думаю, что больше трех месяцев не продержится никто».

Предпринимательский сектор фактически разрушен

По данным ГИВЦ Минкультуры РФ, в 2018 году в России прошло около 2,5 млн платных культурно-массовых мероприятий. Информационное агентство InterMedia, которое уже 27 лет изучает индустрию развлечений, общее количество закрытых площадок, на которых проходят мероприятия, оценивает в 4,4 тысяч, в них 4,5 млн мест - при этом множество мероприятий проходило на открытых площадках, и это не поддается учету. Концертными залами управляли более 3 тысячи организаций, а в мероприятиях участвовали 10 тысяч артистов и коллективов. Организовывали эти мероприятия, привозили артистов, продавали билеты более 4,1 тыс ИП и компаний малого бизнеса. Общий оборот афишных исполнительских мероприятий – концертов, спектаклей, шоу всех видов с участием исполнителей и распространением билетов — InterMedia в 2018 году оценивало в 198,5 млрд руб, в 2019 году — в 210 млрд рублей.

В 2020 году эта цифра могла бы стать еще больше. Теперь она рухнет как минимум вдвое, а тысячи организаторов и концертных площадок обанкротятся. В InterMedia прогнозируют оборот афишных мероприятий в этом году на уровне 80-150 млрд рублей. Но это будет зависеть от длительности карантина: если не будет мероприятий, то не будет и отрасли как таковой.

В информационном агентстве InterMedia, которое уже 27 лет изучает индустрию развлечений, прогнозируют оборот афишных мероприятий в этом году на уровне 80–150 млрд руб. Но это будет зависеть от длительности карантина: если не будет мероприятий — значит, не будет отрасли как таковой.

Главный редактор InterMedia Евгений Сафронов считает, что закрытие грозит не только мелким агентствам, но и всем значимым организаторам ивентов. По его оценкам, на всю страну это 4-5 тыс. игроков.

«Потери менее заметны в госсегменте (театры, филармонии, цирки), где госфинансирование составляет от 50 до 90 %, и его пока обещают не сокращать, — говорит Сафронов. — Но продолжение запрета на мероприятия логично спровоцирует власти на это. Предпринимательский сектор работает в массовых жанрах, он уже практически разрушен, так как состоит из малых предприятий и ИП.

Для многих из них ситуация практически смертельна, они просто не смогут вернуть кредиты, даже если продадут дома и квартиры. Персонал низшего уровня уже пополнил ряды безработных, но главное — отрасль потеряет лучших менеджеров, специалистов, артистов и других творческих людей. Уже сейчас многие из них ищут себе работу в менее опасных отраслях.

Особенно пострадали компании, работающие в концертной отрасли с большими проектами — фестивалями, зарубежными звездами и популярными российскими артистами. Бизнес-модель этого сегмента предполагает долгосрочное планирование, внесение авансов за 3–6 месяцев, предварительный выкуп авиабилетов, оплату аренды площадок. Это практически безвозвратные потери, плюс необходимость изъятия из оборота средств на возврат уже проданных зрителям билетов — так предписывает недавно ужесточенное законодательство. Развитые государства, понимающие важность зрелищ для населения, планируют оказание системной поддержки национальным отраслям, но в России этого не произойдет», — считает главред InterMedia.

Бизнес просит каникул

Государство анонсировало меры поддержки туристической отрасли и авиакомпаний, онлайн-торговли, грузоперевозчиков, лизинга. ЦБ обещал рефинансировать кредиты малого и среднего бизнеса. В список компаний, нуждающихся в господдержке, внесли даже McDonalds и IKEA. Поддержать ивент-бизнес чиновники пока не обещают.

«Деловая Россия» относит индустрию организации культурно-массовых и зрелищных мероприятий к числу самых пострадавших от кризиса отраслей. Среди предлагаемых государству мер поддержки — отсрочка арендных платежей за негосударственные площадки, компенсация арендной платы и эксплуатационных расходов для предприятий, прекративших работу по решению государства; налоговые каникулы и снижение налоговых ставок, беспроцентные займы на покрытие расходов, связанных с отменой мероприятий. Кроме того, компании этой отрасли предложено временно освободить от ответственности за задержку выплат заработной платы. Порядок возврата билетов на мероприятия также предлагается смягчить.

Это как раз то, что надо, соглашается Артем Горный. Виталий Сурвилло говорит, что организаторы ивентов как раз чего-то подобного от государства и ждут. «Но насколько оправданны эти ожидания?», — тут же спрашивает себя он.