Top.Mail.Ru
архив

Сериалы - на поток

Индустрия развлечений в отечестве развивается полным ходом. Очередным подтверждением этому стало создание новой компании на рынке производства телевизионной продукции. Продюсерский центр "Видео Интернэшнл" и компания Gold Vision заявили о слиянии, обмене акциями и создании студии "2В". Крупномасштабный проект подразумевает производство 288 часов сериалов, 36 часов фильмов и более 260 часов развлекательных программ в течение года.

Идея витала в воздухе

Продюсерский центр "Видео Интернэшнл" был создан в 1992 году для производства развлекательных и познавательных телепрограмм для ОРТ, РТР и НТВ. В частности, компания делает передачи "Сам себе режиссер", "Своя игра", "Устами младенца", "Сто к одному", "Диалоги о животных". У всех этих передач хорошие рейтинги, и собирают они значительную аудиторию. "Сто к одному", например, охватывает 31,2% зрителей, "Сам себе режиссер" - 30,5%.

Однако производство программ и кинопродукции не является профильным бизнесом для "Видео Интернэшнл" - крупнейшего продавца рекламы на отечественных каналах. Компания давно подыскивала партнера, который мог бы взять на себя управление делами студии и наладить производство не только телепрограмм, но и фильмов.

Параллельно у независимых студий типа Gold Vision назревала другая проблема: снимая, как правило, на деньги каналов, они имели отношение лишь к производству продукции и никак не участвовали в распределении прибыли от ее реализации. Переговоры с Gold Vision начались примерно год назад.

К началу переговоров, по словам Давида Кеосаяна, ныне заместителя генерального директора "2В", студия была готова к слиянию и морально, и технически. "Рынок упорядочился, - говорит Давид Кеосаян. - Идея лежала на поверхности: соединить организм, который успешно производит все форматы развлекательных программ, и организм, стабильно производящий кино. Я рад, что мы сделали это первыми".

Все силы - на "мыло"

Конкуренция на рынке в сравнении с тем периодом, когда Gold Vision только разворачивала бизнес, значительно усилилась. Практически на всех каналах возникло собственное кинопроизводство. Такое положение дел характерно для стран Запада. Например, на BBC соотношение собственных и заказных программ составляет 75:25. "На сегодняшний день "Медиа-Мост" делает до 3/4 российской теле- и кинопродукции, - отмечает руководитель пресс-службы "Медиа-Моста" Дмитрий Остальский. - В структуре холдинга четыре кинокомпании: "Кино-Мост", "НТВ-кино", "НТВ-Профит" и "Новые русские сериалы".

Привлекательность собственного кинопроизводства оценили и ОРТ, и РТР. Свой продукт обходится каналу дешевле, чем покупной, а стоимость эфира для рекламодателей остается прежней. К тому же обладание правами на сериал или телефильм дает возможность заработать на нем и после показа "по ящику". Так, в 1998 году на продаже видеокассет "Ментов" канал ТНТ и "Союз-Видео" заработали порядка $2 млн. Помимо этого всегда есть возможность продавать сериал или фильм другим каналам, региональным телесетям (их в России около 200) и телекомпаниям стран СНГ.

Сериалы - самый лакомый кусочек киноиндустрии. Во всем мире они считаются выгодной сферой кинобизнеса благодаря тому, что не слишком затратны и надолго привлекают постоянную аудиторию, обеспечивая стабильность рейтингов. После кризиса, желая привлечь рекламодателей, все каналы увеличили долю сериалов в показах. Раньше на мыльные оперы приходилось в среднем 43 - 45% времени кинопрограмм, сейчас - порядка 60% (на разных каналах эта доля составляет от 45% до 76%).

В 1999 году на закупки телевизионных сериалов основными каналами, по данным экспертов, было израсходовано примерно $45,9 млн. Наметилась и четкая тенденция смещения соотношения зарубежных и отечественных сериалов в структуре показов. Зритель стал смотреть российское. Например, доля телеаудитории "Улицы разбитых фонарей" на ОРТ составила 50%, а доля аудитории сериала "Досье детектива Дубровского" на НТВ - 34%.

Подтверждением роста популярности историй про героев с русскими именами стал их переезд в прайм-тайм. Качественное отечественное "мыло" интереснее мексиканского не только зрителям, но и рекламодателям - есть возможность "косвенной рекламы" путем демонстрации своей продукции в фильме.

Количество русских сериалов с каждым годом растет. По словам Дмитрия Остальского, "Медиа-Мост" в этом году собирается произвести в общей сложности 210 "мыльных" серий, а через два года удвоить показатели. Планы только что образованной студии "2В" в основном простираются именно на эту телепродукцию.

Смотрите кто пришел

Киностудию Gold Vision создали в 1993 году братья Давид и Тигран Кеосаяны. Начав с производства рекламных и музыкальных видеоклипов, полтора года назад компания стала специализироваться на сериалах, выпустив фильмы "Досье детектива Дубровского", "С новым счастьем!". По данным Gallup Media, фильм Тиграна Кеосаяна "Бедная Саша" (1997 г.) демонстрировался на ОРТ, РТР, ТВ-6, собрав 55% телеаудитории. Общий тираж видеокассет Gold Vision составил 350 тыс. штук. Сериал "Досье детектива Дубровского" из 18 серий демонстрировался на НТВ в 1998 - 1999 годах, собирая аудиторию от 27% до 41,6%. Семь серий "С Новым счастьем!" на РТР собирали в 1999 году от 21,2% до 27,1% зрителей. Телефильм "Афинские вечера" вышел на РТР в 1999 году, завоевав аудиторию 16,4%.

До появления "2В" независимых от каналов компаний, занимающихся и производством, и продюсированием одновременно, на отечественном рынке не было. "2В" станет первой компанией такого типа. Все съемки будут вестись на собственные средства. По словам Максима Бойко, генерального директора "Видео Интернэшнл", речь идет о многомиллионных вложениях.

Бизнес-модель новой компании предполагает поточное производство сериалов, фильмов и программ в технологии непрерывного цикла. Каналам будет предлагаться право показа этой продукции, но не полная уступка прав на фильмы. Кроме того, будет создана библиотека своих сериалов, программ и фильмов.

Для Gold Vision сотрудничество с "Видео Интернэшнл" стало качественно новым этапом развития. Немудрено - по продажам эфирного времени ни одно агентство нельзя поставить рядом с патронируемым г-ном Лесиным "ВИ", которое к тому же с 1 января стало эксклюзивным селлером ОРТ. (Кстати, в 2000 году прогнозируется рост доходов от телерекламы примерно на 25% от уровня 1999 года; ожидается, что ее объем составит $215 млн против $190 млн.)

Не только финансовые возможности "ВИ" окажутся полезными для кинопроизводства. Одно лишь громкое имя дает возможности входить в те двери, которые раньше неохотно открывались для частной студии. Между прочим, генеральным директором "2В" стала Татьяна Воронович, до этого занимавшая пост заместителя гендиректора по кинопроизводству канала РТР.

"Если говорить о новых возможностях, то теперь я буду четко знать, что снимаю завтра, через неделю, через месяц, - говорит Давид Кеосаян. - Правильно загрузятся мощности, продукция будет более конкурентоспособной. Мы будем делать все, кроме новостей и политического вещания. По организации процесса никто еще даже близко не подошел к такому".

"ВИ" станет мощным лоббистом интересов своей компании на телеканалах, для которых продает рекламу. "Наши возможности и по выпуску программ, и по привлечению кредитов расширяются: под "Видео Интернэшнл" кредиты дают охотно", - говорит о перспективах новой студии Давид Кеосаян. В данный момент уже ведутся переговоры с инвесторами - как с российскими, так и с западными. Скорее всего, они завершатся успешно, поскольку сам холдинг "Видео Интернэшнл" вызывает огромный интерес - ходят разговоры о желании Березовского и Черного купить его.

Что касается привлечения инвесторов в производство сериалов и другой телепродукции, то бума пока не наблюдается. Вице-президент инвестиционно-банковского департамента "Тройки-Диалога" Максим Барский считает, что интерес к производителям кино и передач возникнет чуть позже. "В Европе в связи с бурным развитием телекоммуникаций появился дефицит качественного "контента". Акции фильмостудий за последние полтора года резко выросли. Россию пока захлестнула первая волна - интерес к Интернет-ресурсам. Следующей волной станет спрос на наполнение. Бурное развитие Интернета и кабельных сетей приведет к этому".

Таким образом, у "2В" неплохие перспективы. Первым продуктом новой студии станет 12-серийный фильм по сценарию Юрия Рогозы (автора "Дня рождения буржуя") с Натальей Гундаревой, Валерием Гаркалиным, Сергеем Безруковым, Урмасом Оттом, Иваном Охлобыстиным и другими звездами.

Еще по теме