Top.Mail.Ru
компания будущего

«Шанс, который бывает раз в столетие»: как российскому бизнесу смотреть в будущее

Фото: Журнал «Компания» Фото: Журнал «Компания»

Как в условиях турбулентного времени развивать бизнес? На что российским компаниям нужно сделать упор сегодня, чтобы оказаться впереди завтра? Узнали у экспертов и участников премии «Компания будущего — 2022».

Экзамен на выживание — пятерка с минусом

Год был очень сложным: он привел к перестройке всего рынка и деловых отношений, и в каком-то смысле бизнес был принесен в жертву, чтобы страна выполнила задачи в области геополитики, считает гендиректор Digital Relations Николай Студеникин. Перед кем-то стояла задача выжить, для кого-то необходимо было нарастить свой рынок — многие решали головоломки, которые никогда не стояли перед ними.

Впрочем, предпринимателям к этому не привыкать. «Российские бизнесмены, которые прошли 1990-е, способны собраться и найти возможности — поехать в Мьянму налаживать деловые связи, построить новые креативные компании, прорваться в лидеры в технологиях — это большой челлендж для нашего бизнеса, но другого пути нет, и мы это сделаем», — утверждает Николай Студеникин.

Несмотря на кризисные явления, серьезного падения не произошло, констатируют аналитики.

«Бизнесу можно поставить пятерку с минусом: на фоне таких санкций, заморозки резервов, рецессии в 2–3% он продемонстрировал очень хороший результат. Более того, не рухнула и не разорилась ни одна крупная компания», — подчеркивает экономист Александр Разуваев, выступавший экспертом премии.

В качестве наиболее яркого кейса он приводит Positive Technologies. «Компания создает решения в области кибербезопасности — это основа суверенитета как бизнеса, так и государственных органов. Без этого просто не может быть суверенной России. Кроме того, несмотря на падение фондового рынка более чем на 40%, они вышли в плюс — инвесторы это очень оценили», — сказал Александр Разуваев.

Люди — новый ресурс

Определять выживаемость бизнеса в будущем будут не столько технологии или финансовая устойчивость, сколько его ответственность в области экологии, медицины, образования. Такое мнение высказала директор по национальным стратегическим проектам Yandex Cloud Анна Лемякина. Именно это придает всему коллективу веру в свои силы, в будущее и позволяет действовать более осознанно.

Впрочем, сами инновации — это тоже про людей, так как без людей не будет и технологического развития. То, что выживает бизнес, ставящий в центр внимания интересы человека, подчеркнули сразу несколько респондентов своеобразного социологического исследования, которое коллектив журнала провел во время вручения премии.

еще по теме:
Какие компании определяют будущее России
Журнал «Компания» определил лауреатов премии «Компания будущего — 2022». Рассказываем о победителях и процессе отбора
Премия Компания будущего

Бизнес держится на людях — на сотрудниках, которые работают в компании, на клиентах, ради которых она создана, и людях, которые могут получить помощь благодаря ее деятельности. Так видит социальный вектор современного российского бизнеса гендиректор фонда «Вера» Елена Мартьянова.

«Работая в сфере благотворительности, я зачастую сталкиваюсь с тем, что благотворительность и бизнес противопоставляются. Однако бизнес — это очень доброе дело (особенно это заметно в кризис), так как он создает рабочие места, оказывает базовые услуги, формирует конкуренцию, которая позволяет покупать более качественные продукты. Кроме того, компания будущего видит человека не только как функцию, но и как субъекта с его ценностями», — считает Елена Мартьянова.

Многие фирмы замечают, что для их сотрудников важны смыслы — они приходят в рабочий коллектив как в компанию единомышленников. В результате возникают интересные благотворительные инициативы.

Например, в одной из крупных российских компаний перед Новым годом топ-менеджменту традиционно преподносят бесчисленное множество подарков, устраивают благотворительную распродажу этих дорогих коньяков и ручек внутри коллектива, а всю выручку направляют в фонд помощи хосписам «Вера». Многие компании дополняют новогодние подарки благотворительной составляющей — например, покупают открытки, которые помогают сделать так, чтобы людям было не страшно, не больно и не одиноко.

«Бизнес без благотворительности не выживет, — выносит вердикт Елена Мартьянова. — Это гарантия повышения качества жизни на территориях присутствия: развитие медобслуживания, обучения, поддержки семей с детьми с тяжелой инвалидностью».

Компания будущего, по мнению доцента финансового института при правительстве РФ Ольги Жильцовой, думает о студентах и молодом поколении.

«В этом году большинство компаний, которые номинированы в категории “Кадровый потенциал”, демонстрировали отличные инициативы того, как взрастить потенциал, воспитать будущих профессионалов», — сказала эксперт и подчеркнула, что все кейсы берет на вооружение в своей преподавательской деятельности.

Какие планы на послезавтра?

Как отметил журналист и шоумен Григорий Погосян, компания будущего смотрит не в завтра, а в послезавтра. «К сожалению, таких игроков на российском рынке не так уж много. Большинство только декларирует стратегический подход, но лишь малая часть действительно что-то делает», — полагает эксперт.

Компания будущего сможет воспользоваться теми возможностями, которые открываются на рынке в наше удивительное время, добавляет председатель комитета «Деловой России» по цифровым технологиям и инновациям в маркетинге, рекламе и коммуникации Андрей Панков.

По его словам, в этом году российскому бизнесу нужно было срочно наращивать ресурсы, чтобы заполнять рыночные ниши и целые сектора, которые освободились в РФ после ухода иностранного бизнеса. И российские компании уже будут значительно лучше подготовлены к этому.

То, что происходит на рынке сейчас, — это шанс, который бывает раз в столетие, поэтому давайте искать окна возможностей, призвал эксперт.

Еще по теме