Top.Mail.Ru
архив

Система без сбоев

Компьютерная "ошибка 2000" превратилась в счастливую находку, причем не только для компьютерных фирм. С одной стороны, несчастные обладатели подверженных "ошибке" систем сами бросились в объятия программистов и платят им огромные деньги. С другой стороны, корпоративные пользователи похитрее используют ситуацию для укрывания доходов. Своя любовь к "ошибке 2000" и у политиков.

Любимая "ошибка" компьютерщиков

Многие российские государственные структуры во второй половине 1999 года лихорадочно обновляли компьютерный парк. Делать это им фактически велел президент Ельцин, подписавший 21 июня документ "О неотложных мерах по решению "проблемы 2000" в Российской Федерации".

Известно, что только на обновление компьютеров в столичных налоговых органах Юрий Лужков выделил в августе 111,4 млн руб., то есть более $4 млн. А сколько в Москве других не менее важных государственных структур? А по всей России?

Естественно, что все эти деньги (в масштабах страны счет идет как минимум на десятки миллионов долларов) были и будут истрачены на закупку нового компьютерного оборудования. Получили эти деньги компьютерные компании. Много ли отраслей в уходящем году могли рассчитывать на подобную поддержку государства?

"Сейчас существенная часть бюджетных денег тратится на решение "проблемы 2000", - считает Тагир Яппаров, директор компании "АйТи". Многим компьютерным компаниям этот год предоставил уникальную возможность заработать. О реальном весе фирмы теперь можно судить по государственным заказам на решение "проблемы 2000". Вот, например, с Центром управления полетами (ЦУП) работает R&K. Сразу понятно, что это серьезная компания.

"Корпорация-2000"

Однако свои радости "ошибка 2000" приносит и некомпьютерному бизнесу. Самая невинная из этих радостей зовется "информационным поводом".

Ни один западный корпоративный сайт уже не обходится без главки о том, как данные компания или банк решают "проблему 2000". В России, конечно, Интернет-технологии развиты не настолько, однако все мало-мальски крупные корпорации и банки тоже поспешили уведомить общественность о том, что уже затратили энные суммы (как правило, они исчисляются миллионами долларов) на предотвращение пресловутой Y2K. Среди отрапортовавших - ЮКОС, Сбербанк, "Газпром", "ЛУКойл", "Связьинвест", "Сургутнефтегаз", РАО "ЕЭС", "Аэрофлот", "Норильский никель", Конверсбанк. Список, как говорится, можно продолжить.

Разумеется, клиентам и партнерам упомянутых компаний очень важно услышать о том, что, невзирая на всякие там Y2K, лампочка в их доме и офисе будет исправно гореть, телефон работать, самолеты летать, а платежи проходить. Упоминания же о миллионах, затраченных на приведение в порядок компьютерных сетей нефтяных, энергетических, газовых и прочих гигантов, должны придать публике еще больше уверенности в том, что "все в надежных руках". Хотя предотвращение грядущей катастрофы и стоило (в буквальном и переносном смысле) немалых усилий даже "крупняку".

В подобную самоотверженность действительно можно было бы поверить, если бы не одно но... Вот, к примеру, весьма примечательный эпизод.

В мае уходящего года акционеры Московского индустриального банка (МИБ) отказались от дивидендов за 1998 год. Руководство банка предложило направить прибыль в фонд развития, а также - вы уже догадались? - на решение "проблемы 2000".

Что интересно, такое гениальное решение пришло в голову не только президенту банка Абубакару Арсамакову. Руководители "Газпрома", "ЕЭС России", "Аэрофлота", Сбербанка, "Норильского никеля", чай, тоже не дураки. Все эти компании выделили на решение "проблемы 2000" кругленькие суммы. Как тратились эти деньги и почему заказы на обновление компьютеров и программного обеспечения получили именно те, кто их получил, - об этом знает только узкий круг лиц в каждой из перечисленных компаний.

И это естественно. Если истерия вокруг Y2K затрагивает даже российские верхи (не зря же экс-вице-премьер по технологиям Владимир Булгак так добивался выхода упомянутого выше президентского указа), то почему бы и компаниям не воспользоваться представившейся возможностью? Тем более что с формальной точки зрения решение "проблемы 2000 года" требует немалых затрат. По оценкам того же Булгака, России на это понадобится в общей сложности не менее $1 млрд, а бывший председатель Госкомсвязи Александр Крупнов называл и сумму $2 - 3 млрд.

Что самое главное - в целесообразности подобных расходов не усомнится ни один западный аудитор. Строка "на решение "проблемы 2000 года" подействует на него как удав на кролика. Ведь у них там за бугром истерия еще хлеще. Не случайно же американское посольство снабжает своих сотрудников фонариками, спецпайками и адресами убежищ - на случай, если в России в ночь на 1 января 2000 года наступит разруха.

Политический hard & soft

На этих настроениях уже неплохо сыграл прагматичный Владимир Путин. В сентябре он подписал распоряжение, предписывающее Минфину и Внешэкономбанку провести с западными странами переговоры о предоставлении России $50 млн на финансирование закупок "харда и софта" - для решения в компьютерных системах федеральных органов власти "проблемы 2000". Что ж, весьма эффективный способ добиться в нынешних условиях хоть каких-то кредитов от Запада.

Не менее прагматично поступил и Юрий Лужков, приняв решение о выделении уже упомянутых 111,4 млн руб. "За счет доходов, дополнительно полученных при исполнении бюджета города", как сказано в мэрском постановлении, один из лидеров ОВР накануне выборов заручается лояльностью налоговиков. Теперь они не должны чересчур пристрастно относиться к "пролужковским" банкам. Тем более что оборудование для московской налоговой службы может поставить "системовский" Зеленоград.

Вообще в околополитических играх явно не обходится без использования Y2K. В конце октября, когда только-только улеглись страсти по поводу замены президента "Транснефти" Дмитрия Савельева "лукойловским" Семеном Вайнштоком, межотраслевой координационный штаб ТЭК РФ по "проблеме 2000" (кстати, создание подобных штабов - отдельная песня во многих бюджетах) проводил инвентаризацию информационно-вычислительных систем предприятий отрасли. Тогда выяснилось, что лучше всех подготовились "Транснефть" (100-процентная замена компьютерного оборудования), "ЛУКойл" (96-процентная готовность) и "Сибнефть" ( готовность - 77%).

Чем не технократическое доказательство правильности прошедших рокировочек?

Еще по теме