Сказка трулло
В стране существует понятие микрофирмы - с числом занятых до 20 человек. Это как максимум, потому что множество подобных предприятий состоит из одного человека. Тем не менее, по оценкам, именно на микрофирмы приходится более половины числа занятых в экономике Италии и около половины объема продаж. Малый бизнес в Италии - это организации со штатом от 20 до 100 человек. Предприятия, на которых трудятся от 100 до 500 работников, относятся к категории средних, а более 500 сотрудников (по другим данным, более 1000) - к крупным. Счет таким фирмам идет на миллионы. Членами ассоциации малых и средних предприятий Италии Confcommercio являются свыше 700 000 фирм.
Отель Trulli Holiday из крохотного (в районе 11 000 жителей) городка Альберобелло на вершине "каблука" итальянского "сапога" вряд ли входит в их число, но может помочь понять, в чем секрет успешности итальянского малого бизнеса. Trulli Holiday - отель с нестандартной системой работы. И вообще, нестандартный. Объяснять эту нестандартность надо с феномена трулло (см. фото). Дом-трулло - традиционное каменное жилище с коническими крышами в городах итальянской области Апулия. Самые старые дома-трулло относятся к XVI веку. Они строились без применения любого связующего вещества. Смысл в том, что такой дом можно было очень быстро разрушить, превратив в груду камней, путем выдергивания некоего определенного и специальным образом заложенного в основание "замкового" камня или растаскивания стен в разные стороны с помощью лошадей.
Рассказывают, что возможность стремительного уничтожения (со столь же быстрым восстановлением) была необходима как реакция хитроумных апулийцев на запрет со стороны правителей (по разным версиям, феодалов, фискальных властей) строить в этой местности добротное жилье. Конус крыши трулло выкладывался так, чтобы обеспечить водонепроницаемость, толстенные стены гарантировали прохладу в жару и тепло в холод. В подавляющем большинстве трулло под каждой конической крышей находится одна комната. Многокомнатный дом-трулло имеет несколько крыш-конусов, под каждой из которых размещена отдельная комната.
Массив трулло в Альберобелло находится под защитой ЮНЕСКО. В домах-трулло в Альберобелло (их в городе 1400 и еще 20 000 - в окрестностях) и сегодня живут люди (нынешние трулло, конечно, уже все на цементе), почти каждая семья при этом ведет семейный бизнес. В основном это семейные сувенирные лавки, ресторанчики, ремесленные мастерские, винные лавки. Есть трулло-церковь, есть трулло-гаражи и склады.
На домах, не вошедших в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и делает бизнес Trulli Holiday. Начало это малое предприятие с того, что дало старым домам новую жизнь, использовав при этом возможности трулло на 100%. В границах пространства под одной конической крышей желающие пожить в нем любители экзотической старины обнаруживают комфортабельную двуспальную кровать, кухоньку с вытяжкой, все удобства, включая биде, старинный комод с посудой и кондиционер. Плюс уборка, как в обычном отеле. И входящий в стоимость номера завтрак в расположенном поблизости ресторанчике. Тоже трулло, разумеется. Получается собственный поистине сказочный домик с комфортом 4-звездочного отеля XXI века. По вполне сходной (около 100 евро в сутки) цене и при заполняемости, на которую жаловаться не пиходится даже не в самый высокий сезон.
Отличительная черта итальянского малого бизнеса - немалое внимание к маркетингу, разработка и реализация весьма грамотных и эффективных маркетинговых стратегий. Именно стратегий, а не кампаний. Работа строится не в стиле кампанейщины, а на постоянной основе, кропотливо и с каждым клиентом, даже несмотря на то, что в отеле отлично понимают: насмотревшись на трулло и удовлетворив любопытство один раз, гости вряд ли приедут снова. В случае Trulli Holiday активно эксплуатируется богатый исторический фон. Гостям вручается масса материалов об окрестностях с перечислением всевозможных развлечений, помимо трулло. Интересно, что все это на итальянском, английском, немецком и французском. И персонал - в глубинке-то! - свободно говорит по-английски.
Утверждают, что получить разрешение на работу с трулло было не так и трудно. Во-первых, государство реально заинтересовано в реставрации и сохранении трулло как исторического наследия. Во-вторых, Trulli Holiday - конечно, не единственный отель такого рода в районе Альберобелло. Так что гостиничный бизнес на трулло - существенная статья дохода и ресурс генерирования рабочих мест. Здесь, конечно, надо сделать обязательную скидку на то, что речь идет об Италии, тем более о ее юге, где слова про уважаемых людей и уважаемые семьи - не пустой звук. Но в целом Альберобелло и в самом деле наглядная иллюстрация механизма функционирования малого предпринимательства в Италии. Например, принципа специализации и максимального использования местных ресурсов - от природных до кадровых. По этому пути идет и округ Сассуоло, где производится около 80% национального и 25% мирового объема керамической плитки, и округ Прато (около 30% экспорта текстиля).
Это все - итог долговременного курса. Начиная с 50-х годов ХХ века в Италии была издана целая серия законов в пользу малого предпринимательства. Формы финансовой поддержки обычные - налоговые льготы, гарантии займов и т.п. По данным ведущего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Агнессы Авиловой, льготы могут покрывать до 50% необходимых предприятию капиталовложений.
Предприятия торговли Италии, обращавшиеся за кредитом | |
I кв. 2009 г. | 27,7% |
I кв. 2010 г. | 22,3% |
I кв. 2011 г. | 24,0% |
I кв. 2012 г. | 18,7% |
Источник: Confcommercio |
Что касается налоговой нагрузки, то в Италии, особенно опять-таки на юге, теневая экономика была развита всегда. Например, Неаполь из года в год экспортирует большое количество перчаток, в то время как в городе нет ни одной официально зарегистрированной перчаточной фабрики. Не стоит забывать и о национальных особенностях характера итальянцев, считающих хитрость не пороком, а проявленим находчивости.
Ныне, правда, времена ощутимо изменились. И попивая апельсиновый фреш в небольшом уличном кафе на том же юге, можно стать свидетелем буквально налета финансовой гвардии: вооруженные гвардейцы в штатском собирают чеки со столов и сверяют суммы с кассовыми данными. Кассовый аппарат нашелся даже в общественном туалете, где пробивают и буквально всучивают чек на все 50 центов.
Ситуация в экономике Италии и впрямь напряженнная, и ставка на малый бизнес велика, как никогда. В марте, по данным итальянского Национального института статистики, безработица в стране достигла рекордных с января 2004 г. 9,8%. Всего безработных на Апеннинах насчитывается 2,506 млн человек, а число неспособных найти работу среди всего трудоспособного населения Апеннин увеличилась с февраля на 0,2 пункта и на 1,7% по сравнению с предыдущим годом. Особенно сильный удар пришелся на молодежь. Среди молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет не имеют работу 35,9%, что также является рекордным показателем за последние восемь лет. Не может пристроиться практически каждый третий молодой итальянец.
Дело дошло до того, что, как рассказала британская The Telegraph, все больше молодых людей выбирают профессию пастуха, хотя она традиционно является прерогативой мужчин старшего возраста. Речь идет уже не о единичных случаях - за последнее время пасти скот взялись более 3000 молодых специалистов. По данным Национальной конфедерации фермеров, неожиданный приток пастухов в возрасте до 35 лет помогает омолодить сектор итальянского сельского хозяйства. Почти в 80% случаев молодые пастухи вводят более продвинутые методы животноводства, что помогает улучшить качество мяса, шерсти и сыра. Кто-то из этих нынешних пастухов поневоле, очень может быть, уже в ближайшее время станет малым предпринимателем.