Top.Mail.Ru
расследования

Скифское золото, которого нет

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Шансы России вернуть «скифское золото» в Крым минимальны, и лучшим выходом на сегодня эксперты считают замораживание спорной коллекции в музее Амстердама. Стоимость собрания может достигать 500 млн евро.

7 июля Апелляционный суд Амстердама должен был назначить дату очередного заседания по делу о так называемом скифском золоте — собрании ценностей из четырех музеев Крыма, которое на момент отделения полуострова от Украины оказалось на выставке в Голландии и на которое претендуют сейчас Киев и Москва. Но в июне заседание перенесли на неопределенное время. Формально — из-за коронавируса, неофициально музейщики и юристы говорят о нежелании голландцев принимать политически окрашенное решение. «Компания» попросила участников процесса и экспертов оценить перспективы спора.

«Терминальные» сокровища

Музейные ценности, о которых идет речь, оказались в положении героя Тома Хэнкса из фильма «Терминал». Виктор Наворски застрял в международном терминале американского аэропорта из-за переворота на родине, в результате которого был аннулирован его паспорт.

В конце 2013 года, когда Майдан в Киеве был еще относительно мирным, около 600 экспонатов из коллекций Музея исторических ценностей Украины, Центрального музея Тавриды, Бахчисарайского, Восточно-крымского и Херсонесского археологических музеев-заповедников были вывезены на выставку в ЕС.

Контракты о выставках между крымскими и европейскими музеями были заключены напрямую, но разрешение на вывоз ценностей дало Министерство культуры Украины.

В феврале 2014-го, когда сокровища прибыли из Бонна в Амстердам, на выставку в археологическом музее Алларда Пирсона «Крым: золото и секреты Черного моря», власть на Украине сменилась. Президент Виктор Янукович бежал в Россию, Крым под охраной 20 тыс. прибывших из России «вежливых людей» готовился к референдуму о смене государственной принадлежности.

В мае, когда Крым уже вошел в состав РФ, Минкульт Украины издал директиву о передаче Киеву прав на культурные ценности музеев полуострова и потребовал от Нидерландов вернуть всю экспозицию Украине. В ответ Крымские музеи подали коллективный иск к музею Пирсона, требуя исполнить обязательства по контрактам и вернуть коллекцию на полуостров. Так начался один из крупнейших культурно-политических споров новейшей истории, исход которого пока неясен никому.

«На самом деле золото там сарматское, аланское и готское»

В крымскую часть экспозиции входят перстни, кольца, серьги, ожерелья, фигурки из серебра, мечи, монеты, керамика, украшения конской узды, сосуды-водолеи в виде баранов, пряжки, застежки, шатровое навершие в виде грифона, надгробия, только что отреставрированные китайские шкатулки, сарматский расписной складной нож. Их нашли при раскопках Усть-Альминского некрополя, Неаполя Скифского, на территории Херсонесского городища, могильника Нейзац.

Из фондов Восточно-крымского музея-заповедника в Керчи на выставку попало 190 предметов: два гарнитура драгоценных украшений V в. н. э., керамика, скульптура, терракоты, посуда Боспорского царства. Все это было найдено в Крыму и на Тамани. Из Центрального музея Тавриды в Симферополе — 130 предметов.

Скифское золото — это медийный штамп. «На самом деле золото там сарматское, аланское и готское, античные надгробия, надписи и рельефы из Херсонеса, стеклянная посуда, — сказал "Ко" директор НИЦ истории и археологии Крымского федерального университета Александр Айбабин. — Скифского золота там нет вообще. Были экспонаты из Киево-Печерской Лавры, но их вернули в Киев».

СМИ называют разное количество артефактов из Крыма — 565, 583, 2000. Руководитель группы по международно-правовым вопросам при постпредстве Республики Крым Александр Молохов объясняет это разными принципами каталогизации. «В Голландии считают каждую бусинку ожерелья, — объясняет он. — У нас считают гарнитуры комплектами, и получается минимальное количество. На Украине — что-то среднее между этими двумя подходами».

В Европе уздечку из 10 бляшек могут посчитать как 10 артефактов

— подтверждает Александр Айбабин

«Насколько я помню, там 565 экспонатов, но многие из них — составные, из нескольких единиц хранения, — пояснил "Ко" директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин. — Так что по устной документации их больше, около двух тысяч».

Цена, которую нельзя подсчитать

Страховая оценка коллекции — около 2 млн евро, но рыночная цена артефактов может быть в десятки раз выше, объясняла в 2016 году министр культуры Крыма Арина Новосельская. «Например, змееногая богиня (найдена во время раскопок столицы Боспорского царства в Керчи. — «Ко»). Это уникальный экспонат, такого второго в мире нет, он может стоить в сотни раз больше, чем вся стоимость коллекции», — говорила министр.

Директор московской галереи «Альбион», ведущий аукционов Алексей Зайцев называет страховую оценку коллекции эмпирической.

«Подобного масштаба собрания в последние десятилетия не продавались на аукционах, прецедентов и статистики нет, — сказал он "Ко". — Оценить их приблизительно, на коленке, пользуясь каталогами и Интернетом, вряд ли получится. Кроме того, многие предметы не имеют аналогов и попасть легально на аукционы не могут. А при нелегальном сбыте цена составит доли процента от аукционной».

Реальную стоимость коллекции не знает никто, сказал «Ко» Андрей Мальгин. Спроецировать стоимость отдельных артефактов, аналоги которых попадались на аукционах, на всю коллекцию, по его словам, сложно — такое исследование никто не проводил.

На сайтах известных аукционных домов, например нью-йоркского Ariadne Galleries и швейцарского Phoenix Ancient Art, «Ко» нашла несколько схожих артефактов, но стартовая цена указана не везде. Так, цена бронзового скифского топора начинается с 22 тыс. долларов. Таким образом, при самой грубой проекции, застрявшее в Нидерландах собрание может быть оценено в полмиллиарда евро.

Право управления против права собственности

Поскольку договор о проведении выставки был подписан с Минкультом Украины, в августе 2014 года музей Пирсона вернул на Украину 19 предметов скифского золота из Киево-Печерской лавры — там они сейчас и экспонируются. Крымские предметы музей до решения суда поместил в спецхран и больше не выставляет. Что сейчас происходит с экспонатами, директора крымских музеев не знают.

В декабре 2016 года окружной суд Амстердама по местному закону о наследии постановил отдать крымские артефакты Украине — как государству, из которого они были вывезены. Четыре крымских музея в ответ подали апелляцию, заявив, что исключительным правом демонстрировать экспонаты по украинскому законодательству наделены только они.

В июле 2019 года Апелляционный суд Амстердама запросил дополнительную информацию о том, чьи права по украинским законам более веские — право оперативного управления крымских музеев или право собственности Украины. В январе 2020 года суд продлил процесс, а 7 июля из-за коронавируса его отложили на неопределенный срок.

«Россия совершила ошибку»

Требуя вернуть ей все крымские экспонаты, Украина ссылается на Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года. По этой конвенции страна, чьим наследием является артефакт, дает его вывезти под гарантии возврата. И такие гарантии от Нидерландов были получены, говорит Минкульт Украины, иначе он не разрешил бы вывоз.

Крымские музеи заявляют, что артефакты их коллекций были найдены в Северном Крыму и исторически хранились на полуострове, что раскопки велись за муниципальный счет и что вывозили предметы из Крыма легально, с ведома Киева и под гарантии вернуть на место. То есть в Крым.

Россия в переговорах и судах официально не участвует, но напоминает, что Конвенция ЮНЕСКО юридически связывает культурные ценности с конкретным народом и конкретной местностью, где они были найдены.

«Россия совершила ошибку, не вступив в процесс третьим лицом и скрывая, что все эти коллекции уже внесены в музейный фонд РФ, — заявил "Ко" Александр Молохов. — В прежнем Минкульте РФ эту тему курировал заместитель Владимира Мединского Владимир Аристархов. Они выделили 500 млн руб. и наняли голландских адвокатов. И голландцы, которые как огня боятся любой политизации, предложили позицию, что это спор отдельных музеев. Но как только в процесс вступила Украина, процесс перестал быть частно-юридическим и стал публично-правовым».

По словам руководителя группы по международно-правовым вопросам при постпредстве Крыма, эта ошибка уже привела к проигрышу в первой инстанции, и теперь наиболее вероятным позитивным исходом процесса для России и Крыма будет длительное сохранение коллекции в хранилище музея Алларда Пирсона.

Об этом же говорил ранее директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: по его словам, пока Россия и Украина не договорятся, ценности лучше оставить в музее Алларда Пирсона. Хотя с Украины только за полгода хранения 19 экспонатов из Киевской лавры этот музей взыскал 111 тыс. евро.

Игра с нулевой суммой

Возвращать спорные ценности в мире не очень принято. «Во время Брекзита в Европе снова заговорили о так называемом мраморе Элгина, — напоминает Алексей Зайцев. — Это сокровища Парфенона, которые британский посол Элгин когда-то вывез на родину и которые хранятся сейчас в Британском музее. В Лондоне на претензии Греции заявляют, что в свое время их вывоз не противоречил законам, и отказываются возвращать».

В 1955 году СССР вернул Германии 1240 картин из дрезденской коллекции шедевров искусства, вывезенных советскими войсками в войну. Были возвращены в Европу Пергамский алтарь, коллекция прикладного искусства. Позже РФ вернула Венгрии книги из Шарошпатакской библиотеки, в ЕС вернулись многие церковные ценности.

Вместе с тем Россия отказалась передавать Германии находки Генриха Шлимана и Эберсвальдский клад, вывезенные в СССР в 1945 году. Отказалась она и передавать в США библиотеку Шнеерсона по требованию любавичских хасидов.

В случае с Россией и Украиной речь идет об игре с нулевой суммой. Отправка коллекции в Киев лишит Россию и Крым всяких перспектив ее возвращения, и наоборот. Новое заседание Апелляционного суда Амстердама состоится осенью, предполагает археолог из Симферополя Александр Айбабин. По его мнению, голландцы тянут время, надеясь, что Украина и Россия договорятся без их участия.

Еще по теме