Top.Mail.Ru
политика

США и Германия договорились по «Северному потоку — 2»

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

США и Германия достигли соглашения, благодаря которому строительство газопровода «Северный поток — 2» будет завершено, по всей видимости, без введения новых американских санкций. Об этом объявила заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд. Ради этой договоренности Берлину пришлось пойти на ряд значительных уступок. Тем не менее для «Газпрома» это значительный шаг вперед, хотя компании еще нужно добиться права заполнять трубу на полную мощность.

По словам Нуланд, все подробности нового соглашения будут объявлены позднее. Не хотят комментировать сделку с Вашингтоном и правящие в Германии партии — консерваторы из блока ХДС/ХСС и социал-демократы. Представитель оппозиционных «зеленых», депутат бундестага Юрген Триттин заявил о «шаге к умиротворению конфликта между Конгрессом, президентом США и Евросоюзом». Однако основные пункты соглашения уже обнародованы.

  • Во-первых, Германия обязуется поддерживать США в попытках добиться продления контракта на транзит российского газа через Украину еще на 10 лет. Действующий контракт закончится в 2024 году;

  • Во-вторых, Берлин будет добиваться санкций против Москвы, если российская сторона будет совершать «агрессивные действия» против Украины;

  • Наконец, обе стороны вместе помогут Украине с диверсификацией источников энергоресурсов. Отмечается, что Германия и США выделят Киеву на это финансовую поддержку. По словам Нуланд, Вашингтон и Берлин будут стремиться снизить «как экономическую зависимость Украины от транзита российского газа, так и зависимость Украины от поставок на ее территорию газа из РФ».

«Украина — это суверенная страна, она говорит сама за себя», — заявила замглавы Госдепа.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил журналистам, что в Кремле осведомлены о соглашении между США и Германией, но деталями не располагают. Позднее президент Владимир Путин провел телефонные переговоры с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Согласно официальной информации, главы двух держав обсуждали возможность продления контракта о транспортировке газа через Украину после 2024 года. При этом к чему политики в итоге пришли, не сообщается.

Проект со сложной судьбой

Строительство «Северного потока — 2» стартовало в сентябре 2018 года. Проект с самого начала вызывал бурные обсуждения. «Газпром» убеждал руководство Евросоюза в стратегической важности проекта, эксперты сомневались, что Европе нужен еще один российский газопровод. Против него выступали Польша, Украина и балтийские страны, традиционно возмущавшиеся ростом российского энергетического влияния в ЕС.

По этим же причинам проект трубопровода критиковала администрация 45-го президента США Дональда Трампа. У Вашингтона был и коммерческий интерес в срыве строительства — Трамп не скрывал, что Штаты хотят значительно нарастить поставки своего сжиженного природного газа в Европу.

Для того, чтобы проложить трубу по Балтийскому морю от России до Германии, Москве нужно было получить разрешения на укладку в исключительных экономических зонах Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Сложнее всего шли переговоры с Данией, разрешение от которой «Газпром» ждал больше двух лет. Местный регулятор дал добро российским строителям лишь осенью 2019 года.

«Дания проявила себя как ответственный участник международного общения, защищающий свои интересы и свой суверенитет», — отреагировал тогда Путин. Однако буквально через месяц американские сенаторы анонсировали санкции против «Северного потока-2» и «Турецкого потока», а вскоре и Трамп подписал данный законопроект. Согласно документу, ограничения могут быть введены против компаний, задействованных в строительстве газопровода, а также руководителей этих организаций. В тот же день швейцарская Allseas, которая отвечала за прокладку труб, приостановила свое участие в проекте.

Спустя год масло в огонь добавил скандал вокруг отравления оппозиционера Алексея Навального — на Западе заговорили о новом пакете санкций. Но в Германии настаивали — строительство газопровода сугубо экономический проект, поэтому политические претензии к Кремлю не должны становиться помехой.

Из-за американских санкций, которые позднее распространились не только на самих трубоукладчиков, но и на компании, предоставляющие сопутствующие услуги трубоукладчикам, проект вынужденно покинули 18 европейских компаний. В ответ в России переоформили баржу «Фортуна» на малоизвестное микропредприятие, а Германия создала специальный фонд. Официально его задачей называлось решение экологических проблем. Но местные власти не скрывали, что новая схема выведет подрядчиков «Северного потока — 2» из-под санкций и позволит завершить трубоукладку.

Вскоре возникли и финансовые проблемы. Согласно изначальной схеме финансирования, половину из необходимых 9,5 млрд евро на проект выделит «Газпром», а вторую часть в виде кредитов дают зарубежные партнеры. Минувшей зимой ряд партнеров «Газпрома» заявили, что снизили финансирование. В целом от них поступило на 600-650 млн евро кредитных средств меньше, чем предполагалось изначально, писал «Коммерсант». Однако оператор газопровода заявил прессе, что проект полностью обеспечен финансированием.

Ситуация изменилась с приходом Джо Байдена на пост президента США, который выбрал курс на налаживание отношений с Европой. О переговорах Германии с Белым домом по вопросу смягчения санкций еще в феврале 2021 года писали Wall Street Journal и Financial Times. А в мае Байден публично заявил, что американские санкции не смогут остановить строительство газопровода, поскольку оно уже практически завершено. При этом он подчеркнул, что ограничения против «Северного потока — 2» могут быть контрпродуктивными для отношений с Европой.

Германско-американская позиция по «Северному потоку-2» — попытка администрации США оправдаться за то, что Белый дом нарушил принятый Конгрессом закон и не помешал строительству, хотя мог, сказал в беседе с журналом «Компания» партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.*

«В целом практического смысла в документе нет. Грозить Кремлю пальчиком за возможное использование газопровода как политического инструмента против Украины? А такое же использование других идущих в Европу труб как? "Газпром" уже доказывал в 2006, 2009, 2014-2015 годах, что отключает или уменьшает поставки газа по политическому решению российского руководства – и никто ничего не предпринял против таких акций. Почему сейчас что-то изменится?» — задается вопросом эксперт.

Новая битва «Газпрома»

Финальная договоренность между Берлином и Вашингтоном, по всей видимости, закрывает вопрос о санкциях вокруг проекта. Однако для «Газпрома» на этом противостояние не заканчивается. Теперь компании предстоит бороться с Еврокомиссией насчет использования газопровода на полную мощность. Евросоюз распространил нормы Третьего энергопакета на морскую часть газопровода, который проходит в акватории Германии. Для «Газпрома» это означает, что трубу он сможет заполнять лишь на 50%.

«Борьба за право заполнять и вторую часть трубы будет очень непростой, учитывая последнее решение европейского суда по газопроводу Opal (продолжение первого «Северного потока» на суше — прим. ред.)», — цитирует «Взгляд» главу Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова. Opal тоже можно загружать лишь наполовину. По нему Москве сперва удалось добиться победы: «Газпрому» позволили провести аукционы еще на 30% мощностей. Но затем Польша оспорила это, и аукционы больше не проводятся.

«Парадокс в том, что “Газпром” просит разрешить применять европейское законодательство. Потому что Третий энергопакет на самом деле не запрещает собственнику газопровода заполнять его на 100%, но требует проводить определенные процедуры. А именно выставлять половину мощностей на аукционы для всех желающих. Польша оспорила решение по совершенно фанатическому основанию — что собственник трубы должен следовать европейской энергетической солидарности: не закону, а неким энергетическим ценностям. Что-то подобное мы наблюдали в советское время, когда воля передового класса должна быть выше права», — отметил Симонов

Эксперт прогнозирует, что в ближайшее время «Газпром» ждет множество судебных разбирательств по поводу использования мощностей «Северного потока — 2».


* признан в России иноагентом.