Top.Mail.Ru
архив

Ставки вернулись на докризисный уровень

В середине 2000-х годов Международный Московский банк (ныне Юникредит банк) активно работал с малым и средним бизнесом (МСБ). Несколько лет назад наступило затишье, а сейчас в банке вновь началась кампания, нацеленная на представителей малого бизнеса

О том, чем интересен этот сегмент и что может предложить клиентам кредитное учреждение, «Ко» рассказал начальник управления кредитования и развития сегмента МСБ Юникредит банка Евгений Тотиков

– Правительство сегодня активно стимулирует восстановление МСБ с помощью государственных программ, энергично ведет работу с банками Российский банк развития (РосБР). Вы в этих программах участвуете?
– Государство играет все большую роль в развитии предпринимательства, а локомотивом развития малого и среднего бизнеса является кредитование, так как традиционно малый бизнес имеет мало накоплений. Программа РосБР предоставляет многим банкам возможность кредитовать малый бизнес, а предпринимателям – получить доступ через банки к средствам государственной поддержки МСБ. Мы подписали соглашение с Российским банком развития о выделении целевого кредита в конце 2009-го на три года. Полученные средства уже дошли до конечных клиентов-предпринимателей.

– Что вы можете предложить небольшим компаниям?
– Мы обновили сервисную модель и изменили линейку продуктов для малого бизнеса. Ранее клиент был вынужден по каждому вопросу общаться с представителями разных подразделений банка. Теперь в Юникредит банке для представителей малого и среднего бизнеса работает режим «одного окна». У каждого предпринимателя есть свой личный клиентский менеджер, к которому он обращается по всем вопросам – от продажи зарплатных карт сотрудникам компании до продления кредитной линии.

– Значит ли это, что менеджер сам идет к клиенту?
– Именно. Теперь общение с клиентом стало проактивным – клиентский менеджер сам регулярно сообщает обо всех новинках в продуктовой линейке банка, об изменении условий и т. д. Основная задача менеджера в том, чтобы все банковские внутренние процессы оставались «за кадром» для клиента и он получал уже готовое финальное решение. В итоге уменьшается время принятия решений, к примеру, срок рассмотрения кредитной заявки с начала года сократился почти в четыре раза.

– Вы думаете, предприниматели уже готовы ценить уровень сервиса больше, чем размер процентной ставки?
– Согласно опросу аналитиков, приходя в банк, клиенты в первую очередь выбирают качественный сервис и профессионализм, в меньшей степени – скорость принятия решения и только в последнюю очередь клиент выбирает предлагаемый банком продукт. К слову, ставки у нас находятся на нижней границе рынка – от 11% до 18,5%, притом что в целом по рынку разброс ставок находится в рамках 11 – 30%. Конечно, нужно понимать, что ставка меняется в зависимости от продукта, срока кредитования, наличия залога, рыночного сегмента и т. д.

– Вы в последний раз снижали ставки в июле. Планируете ли это в дальнейшем?
– Ставки фактически вернулись на докризисный уровень. Можно сказать, что пик дешевого фондирования уже пройден, намного дешевле оно вряд ли будет, поэтому ставки, скорее всего, останутся примерно на том же уровне.

– А требования к заемщикам вы снижали? К примеру, в сравнении с докризисным периодом?
– Юникредит банк всегда вел взвешенную кредитную политику и был консервативен в выборе заемщиков. Безусловно, во время кризиса требования были жестче, но потом мы смягчили условия, и на сегодня они соответствуют рыночной ситуации.

– По каким причинам банки чаще всего отказывают в кредитах МСБ?
– Основная причина – уровень кредитного риска, который должен быть приемлемым для банка. Поэтому, естественно, банки не кредитуют недавно зарегистрированные предприятия. Есть также определенные отрасли, которые банки кредитуют с меньшим желанием или не кредитуют вовсе. Традиционно это предприятия строительного сектора, сельского хозяйства. Но в принципе для нас основной критерий – здоровое финансовое состояние заемщика, перспективы развития бизнеса.

– Можете озвучить планы Юникредит банка по работе с малым бизнесом?
– Уже к концу 2010 года мы планируем выйти на докризисный объем кредитования, а в 5-летней перспективе войти в десятку банков по работе с сегментом малого и среднего бизнеса при росте клиентской базы более чем в четыре раза. Кроме того, акцент будет сделан на развитие бизнеса в регионах, ведь уже сегодня банк оказывает услуги малому и среднему бизнесу в 23 наиболее крупных и промышленно развитых регионах.

– Вы ощущаете, что помогаете развиваться малому бизнесу?
– Конечно, будучи социально ответственным банком, мы прекрасно понимаем, что малые и средние предприятия – это новые рабочие места, более стабильная экономика, база для формирования среднего класса в нашей стране. У нас есть современные технологии и опыт работы группы «Юникредит» в странах Центральной и Восточной Европы, серьезный фундамент Международного Московского банка. Юникредит банк готов стать и уже является надежным партнером для малых предприятий.
   

Еще по теме