Top.Mail.Ru
архив

Suomen Media

Крупнейший российский Издательский дом Independent Media (IM) наконец определился со своим будущим. С начала 2003 года компания, созданная Дерком Сауэром и еще несколькими частными лицами из Голландии, выбирала путь дальнейшего развития. В марте 2003-го 35% акций IM приобрел ИД «Проф-медиа», принадлежащий Владимиру Потанину. Но в ноябре 2004-го пакет вернулся к голландским акционерам.

Новым владельцем ИД, оборот которого в 2004 году составил $120 млн (IM издает журналы Cosmopolitan и Men’s Health, газеты «Ведомости» и The Moscow Times), стало издательство Sanoma Magazines – часть SanomaWSOY, ведущего медиа-холдинга Северной Европы (доходы от продаж в прошлом году составили 2,5 млрд евро). Приход финнов, по мнению экспертов, послужит катализатором обострения конкуренции на печатном рынке. «Учитывая недавнее приобретение немцами «Логос-Медиа», французское участие в «ИнтерМедиаГрупп» и появление в России Axel Springer, в секторе еженедельных журналов и развлекательных газет действительно может начаться нешуточная борьба с такими объемами вложений, которых российский рынок до сих пор не знал», – полагает Александр Ефремов, аналитик рынка прессы рекламной группы «Видео Интернешнл».

Зачем Sanoma приобрела IM – понятно. Купить лидера – наиболее простой и очевидный способ выйти на высококонкурентный рынок глянцевых изданий. «У Sanoma – схожий журнальный пакет, и самостоятельный выход означал бы для финнов жесткую конкуренцию с уже укрепившимся лидером, – комментирует Рафаэль Акопов, гендиректор ИД «Проф-медиа». – Покупка в данном случае кажется наиболее очевидным решением».

Мотивы Дерка Сауэра и других учредителей IM, по всей видимости, лежат не только в экономической плоскости. Sanoma проявляла интерес к IM на протяжении нескольких последних лет. «Однако когда перед IM, лучше, чем Sanoma, осознающим, что рост рынка и доходов не будет бесконечным, встал вопрос дальнейшего развития, они выбрали вариант слияния с «Проф-медиа» и создания сверхкрупного по российским меркам издательского холдинга, – вспоминает Акопов. – Тогда нами и были куплены 35% акций IM. Однако по не зависящим от нас и некоммерческим причинам слияния не состоялось, и акционеры IM выбрали запасной вариант – «продаться» и избежать всех рисков».

Сумма сделки – рекордная для российской издательской индустрии: $185 млн. Оценивая финансовую сторону продажи IM, одни участники рынка считают, что финны сильно переплатили, другие – что Владимир Потанин поспешил продать свой 35-процентный пакет. «Но нужно учитывать, что были два корректирующих цену фактора: премия за покупку контрольного пакета и необходимость для Sanoma прийти в Россию скорее, пока здесь продолжается невиданный в Европе рост рекламного рынка и доходов издателей», – говорит глава одного из ИД.

У Дерка Сауэра (сохранившего за собой пост исполнительного директора IM) причин спешить не было. На вопрос «Ко», в чем причина столь быстрой продажи фирмы, занимающей лидирующие позиции на перспективном рынке, гендиректор российского ИД, пожелавший остаться неназванным, заметил: «Страновые риски растут быстрее, чем капитализация компании».

 

Еще по теме