Три ошибки президента
ТРИ ОШИБКИ совершил Владимир Путин во время трагической эпопеи атомной подводной лодки "Курск", и они, несомненно, отразятся на всем последующем пребывании его у власти.
Первым его промахом стало решение не прерывать свой отпуск на Черном море. Это явно нанесло ущерб его имиджу, особенно за рубежом. Нельзя пребывать на отдыхе - даже с постоянно включенным телефоном, если 118 твоих моряков находятся на борту затонувшей подлодки. Такое поведение еще раз показывает, насколько глубокой остается пропасть между Кремлем и остальной страной. В этой связи уместно вспомнить непростительную ошибку Михаила Горбачева, которую он совершил после возвращения в Москву из Фороса в августе 1991 года. В тот день вокруг Белого дома собрались десятки тысяч людей, чтобы приветствовать Бориса Ельцина. Они также были готовы приветствовать и Горбачева. Но Михаил Сергеевич направился не к Белому дому, а сначала в Кремль, затем домой. Я убежден, что сегодня Горбачев не сделал бы подобной ошибки, но тогда он еще оставался Генеральным секретарем КПСС - пленником Кремля.
Ельцин, узурпировавший власть, поступил еще хуже. Этот "известный борец с привилегиями номенклатуры" превратил Кремль в пышные царские палаты, куда не доходило даже приглушенное эхо событий, которыми жила страна.
Владимиру Путину понадобилось меньше года, чтобы отгородиться от общества зубчатыми кремлевскими стенами. Если так будет продолжаться и дальше, то он рискует задохнуться в этих стенах. Но вторая его ошибка еще грубее, чем первая. Она заключается в том, что он доверился военным.
Конечно, это правда, что Путин никогда бы не стал президентом, если бы армия не открыла ему дорогу к власти во второй чеченской войне. А точнее, если бы кто-то не задумал эту войну для того, чтобы дать военным оправиться от кризиса и в то же время для того, чтобы привести в Кремль Путина. Все это выглядит вполне достоверно.
Но Путину не следовало забывать о том, что большая часть генералов и адмиралов (за весьма редким исключением) - это бюрократы, не менее коррумпированные, чем их гражданские коллеги, назначенные на высокие командные должности в период правления Ельцина. А он, как известно, в своих назначенцах ценил прежде всего безоговорочное подчинение и личную преданность.
Можно ли ожидать честности и компетентности от таких "кадров"? Логично было бы предположить, что непосредственные виновники катастрофы информировали президента несвоевременно или не в полном объеме, что отчасти объясняет его первую ошибку.
Третья ошибка Путина тоже тесно связана с первой. Президент в эти дни оказался под огнем критики со стороны всех российских средств массовой информации. Его обвиняют в бездушии, пренебрежении к человеческим жизням, высокомерии. Все это помимо демонстрации свободы слова в России говорит и том, что Владимир Владимирович больше не устраивает как олигархов, так и кремлевское окружение, которое привело его к власти. При оценке внутриполитической ситуации в Росси не стоит забывать и о взрыве на Пушкинской площади.
Если бы Путин осознал создавшееся положение, он постарался бы обратиться к простым людям, выразить свое человеческое сочувствие. Вместо этого он предстал пред всеми холодным и бездушным калькулятором. Чем и воспользовались те, у кого в руках реальная экономическая власть. Сегодня они объявляют Путину войну. В их распоряжении находятся и рычаги влияния на общественное мнение. Пусть этим общественным мнением можно манипулировать, но с фактом его существования уже нельзя не считаться.
Очень может быть, что эти три ошибки президента Путина окажутся непоправимыми.