Top.Mail.Ru
архив

Трудное детство

кинобизнес, Киностудии им. Горького
Спустя без малого сто лет прямой "потомок" киноателье "Русь" - ОАО "Творческо-производственное объединение "Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им М. Горького", пережив взлеты и падения, возобновляет собственное производство фильмов. Однако мецената, готового вкладывать немалые суммы в киностудию из любви к кинематографу, не имеется, времена Советского Союза, где "все лучшее - детям", канули в Лету, нынешний финансовый строй диктует свои условия: киностудия, выбравшая своей специализацией детско-юношеские фильмы, должна быть прибыльным бизнесом. По-другому "кина не будет".

В последнее время чиновники много говорят о воспитательной роли кино. Министерство культуры и Фонд кино работают над созданием системы комплексной поддержки отечественного кинематографа. Российский кинобизнес мечется в поисках компромисса между кассовым и осмысленным кино, и если в категории картин для взрослого зрителя есть некоторые обнадеживающие результаты (так, например, по итогам 2012 г. в тройку лидеров по прибыльности вошли комедия "О чем еще говорят мужчины" и драма "Духлесс"), то сегмент детского и семейного кино до сих пор похвастаться ничем не может. Вошедший в десятку прибыльных кинолент "Тот еще Карлосон", кроме денег, аккумулировал еще и море негативных комментариев от зрителей. Основной претензией стал неуместный в детском фильме юмор "ниже пояса".

Согласно данным исследования Movie Research, по итогам первого полугодия 2013 г. лишь 11 из 33 российских картин имеют возрастные ограничения 0+ и 6+. Количество детских лент среди всех фильмов, вне зависимости от страны производства, вышедших на экраны наших кинотеатров, также невелико. Лишь 22,1% от всех фильмов могут быть поводом для похода в кинотеатр всем семейством при условии, что в семье наличествуют дети в возрасте до 12 лет. Производители отечественного кино говорят о том, что детское кино должно стать семейным, только при этом условии его станет выгодно снимать. По мнению генерального директора Киностудии им. М. Горького Сергея Зернова, "производство фильмов для детей и юношества, семейного кино может и должно быть прибыльным". И именно этим киностудия и собирается заняться в самое ближайшее время.


Десятью годами ранее

Современная бизнес-история Киностудии им. Горького началась в 2003 г. с указа "Об акционировании государственных киностудий". До этого она имела статус государственного унитарного предприятия, деньги на съемку фильмов получала от Министерства культуры, оно же назначало и снимало директоров по собственному усмотрению. Годовой оборот киностудии в 2000 г. равнялся $2,5 млн.

Итак, 4 декабря 2003 г. киностудия была акционирована, но 100% ее акций до сих пор принадлежит Росимуществу. В 2004 г. аукцион пришлось отложить: среди претендентов оказались лишь риелторские компании, интересовавшиеся студией как площадкой для строительства жилья. Позднее было принято решение убрать киностудию из плана приватизации.

В 2005 г. Киностудией им. Горького заинтересовался ВТБ. На тот момент банку принадлежало 15,27% акций "Еврофинанса", активного игрока на рынке массмедиа, имевшего 30% акций телекомпании "НТВ" (контрольный пакет акций Четвертого канала принадлежит "Газпром-Медиа"). Эксперты предполагали, что в случае покупки контрольного пакета акций киностудии ВТБ мог бы поступить по схеме Альфа-банка, который в начале сентября 2004 г. выделил компании "СТС-Медиа" кредит в $40 млн для приобретения ОАО "Телеэкспресс" (московский телеканал "М1"), а также ряда региональных телекомпаний. Но сделка не состоялась.

В 2006 г. компания "Газпром-Медиа" начала консультации с Росимуществом о покупке контрольного пакета акций студии. И на то имелись серьезные основания. Дело в том, что в 2003 г. Киностудия им. Горького была разделена на два предприятия: ФГУП "Фильмофонд Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького" и ОАО "ТПО "Киностудия имени М. Горького" (100% акций в госсобственности). В 2005 г. ФГУПу принадлежала киноколлекция, права показа которой до 2018 г. были выкуплены компанией "Медиа-Мост" и вместе с ней перешли к "Газпром-Медиа". Но и эта сделка так и не была завершена. По мнению экспертов, причиной срыва стала необходимость серьезных инвестиций в реконструкцию, которые, по некоторым данным, должны были обойтись "Газпром-Медиа" в сумму около $15 млн.

Между тем дела киностудии шли все хуже. С 2006 г. по 2010 г. не было собственного производства фильмов. "Студия принимала участие в проектах сторонних кинокомпаний, предоставляя для съемок свои павильоны, технику, специалистов, - поясняет генеральный директор Киностудии им. М. Горького Сергей Зернов. - Подписывался договор о совместной деятельности, студия оценивала свой вклад в производство фильма, и стороны договаривались о проценте, на который студия могла рассчитывать при реализации фильма. Но такое сотрудничество невыгодно: все права на фильм остаются у компании, этот фильм инициировавшей, отследить их невозможно".

В 2010 г. киностудия уже не располагала правами на советские фильмы: фильмофонды Киностудии им. Горького, "Ленфильма" и некоторых других структур были присоединены к фильмофонду "Союзмультфильма", переименованному во ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция". Только налоговые долги Киностудии им. Горького в 2010 г. составили более 12 млн руб. Кроме этого, накапливались задолженности по кредиту ВТБ, месяцами не выплачивалась заработная плата, в период с 2009 г. по 2010 г. счет киностудии арестовывался семнадцать раз.


Пошаговая стратегия

В таком состоянии Киностудию им. М. Горького застал нынешний генеральный директор, выпускник Театрального училища им. Б.В. Щукина Сергей Зернов. "В первые два года команда, пришедшая вместе со мной, решала финансовые вопросы находящейся в предбанкротном состоянии киностудии", - вспоминает Сергей Зернов.

К руководству ВТБ Зернову пришлось ехать лично. В банке пошли навстречу, реструктурировав долг.

"Киностудия - это предприятие, которое работает с заказчиками, значит, с ними должна быть выработана определенная политика взаимоотношений, - поясняет Сергей Зернов. - Предоставляя производственные услуги - аренду павильонов, мебели и реквизита, пошива и проката костюмов, техники, строительство декораций, персонал, инфраструктуру, - киностудия может увеличивать свою доходную часть. Сейчас с нами работают такие телеканалы, как ВГТРК, ТК "Россия", Первый канал. "Централ Партнершип" снимала у нас обе части "Темного мира"; на днях закончились съемки детского фильма-мюзикла "Храбрый портняжка", который продюсирует "Каро". Мы должны работать так, чтобы пришедшие к нам не уходили".

Кроме аренды павильонов и проката оборудования, Киностудия им. М. Горького предоставляет офисные помещения. "90% наших арендаторов - это компании, чей бизнес связан с кино и телевидением", - подчеркивает Сергей Зернов.

И все же, несмотря на старания руководства, клиенты студии довольны не всем. "Было бы неплохо, если бы киностудия более активно модернизировала свою материально-техническую базу и проводила ремонтные работы и мероприятия по приданию ей совершенно нового облика, - говорит генеральный директор "Каро Продакшен" Юрий Обухов. - Понятно, что вырученных средств достаточно только для осуществления текущей деятельности, поддержания материально-технической базы в надлежащем состоянии, а ее модернизация требует колоссальных вложений, которых у киностудии конечно же сейчас нет, и здесь нужна поддержка государства".

Значительно увеличить доход киностудии могло бы возвращение прав на историческую коллекцию фильмов. По самым скромным подсчетам, историческая коллекция Киностудии им. Горького способна приносить $3-5 млн ежегодно. Но даже без этого источника за последние два года годовой оборот киностудии увеличился на 40% и составляет 174 млн руб. Дела студии идут в гору. "В 2005 г. на аукционе Росимущества стоимость 75% акций составляла 123,1 млн руб., то есть полная стоимость пакета акций была равна 164,13 млн руб., - комментирует аналитик "Инвесткафе" Игорь Арнаутов. - Однако аукцион так и не состоялся, и на данный момент она принадлежит на 100% Росимуществу. По номинальной стоимости пакета акций она стоит 165 млн руб., однако рыночная стоимость зданий киностудии может составлять около 3-4 млрд руб.". Недавно студия заявила о восстановлении собственного производства. Первая же ее картина "Дочь" после возобновления собственного производства фильмов была приглашена на многие российские и зарубежные фестивали и завоевала ряд призов ("За лучший дебют" на "Кинотавре" в 2012 г. и множество других). Но "Дочь" - это детективная драма. Семейное же и детско-юношеское кино до сих пор остается для российских производителей болезненной темой. Киностудии им. М. Горького придется либо смириться и снимать кассовое кино, либо менять сложившуюся ситуацию.


Куда уходит детство?

Разговоры о важности производства российских детско-юношеских фильмов ведутся не первый год. Известны и причины отсутствия детских лент. Бюджеты таких блокбастеров, как "Гарри Поттер" или "Хроники Нарнии", измеряются сотнями миллионов долларов. Стоимость всей "Поттерианы" составила $1,155 млрд. Правда, и собрала она свыше $7 млрд.

Отечественные киностудии подобных расходов позволить себе не в состоянии, поэтому детское и семейное игровое кино рискуют снимать немногие. И даже создатели успешного "Карлосона" развивать это направление не спешат. "Тот еще Карлосон" - фильм, снятый с привлечением средств инвесторов, поэтому мы сделали все возможное, чтобы он стал кассовым, - рассказал корреспонденту "Ко" о проекте Георгий Малков, продюсер кинокомпании Enjoy Movies. - Во-первых, мы понимали, что конкурировать будем с голливудским кино, поэтому большое количество средств было вложено в графику и спецэффекты. Во-вторых, мы постарались собрать звездный состав. Например, участие в фильме Олега Табакова было своеобразным маркером качества для взрослой аудитории, а детям, подросткам, молодым семьям интересен Михаил Галустян, сыгравший главную роль. Одна из проблем детского или, точнее, семейного кино - это попытки кинотеатров, да и телеканалов ограничить сеансы (телепоказы) утренним и дневным временем. То есть это относительно недорогие билеты и меньшая посещаемость, чем на вечерних сеансах (более низкая стоимость тайм-слота на телеканалах соответственно), следовательно, и меньшая выручка. Но "Тот еще Карлосон" пошел на аншлагах, поэтому с кинотеатрами удалось договориться и о более прибыльных вечерних сеансах, и о достаточно продолжительном периоде проката. У нас есть интересные сценарии семейного кино, но по разным причинам пока нет возможности начать производство этих фильмов. Мы понимаем, что семейное кино низкобюджетным быть не может. А если при этом еще и невозможно снизить риски за счет участия в фильме звезд, то нужно придумывать, каким образом сделать это кино прибыльным. Фонд кино, к сожалению, не всегда может оказать финансовую поддержку по самым различным причинам, поэтому, несмотря на очевидный успех "Карлосона", пока Enjoy Movies новых семейных фильмов не готовит".

Провести четкую границу между детским и семейным кино удается не всегда. Так, например, "Тот еще Карлосон" вначале шел только на утренних и дневных сеансах. "Фильм, ориентированный на детскую аудиторию (если не брать во внимание ее расширение до семейного просмотра), в кинотеатрах ставится только в утренние сеансы, - поясняют в Ассоциации продюсеров кино и телевидения. - Телеканалы же экономически не заинтересованы в трансляции такого кино из-за существующего запрета на показ рекламы во время демонстрации детских фильмов, поэтому если они и приобретают такой контент, то только из имиджевых соображений, и закупочная стоимость при этом снижается в разы. Хотя игроки рынка и уверяют, что отказываться от детского кино никто не думает, по факту для детей остаются лишь мультипликационные фильмы, а игровое детское кино плавно меняет формат на семейное".

"СТС Медиа" интересен формат детского кино (игровые и мультипликационные художественные фильмы), и мы его покупаем. Например, сотрудничаем с кинокомпанией "СТВ", которая сняла такие мультфильмы, как "Алеша Попович и Тугарин Змей", "Добрыня Никитич и Змей Горыныч", "Три богатыря и Шамаханская царица" и др.", - сообщила программный директор телеканала "СТС" Виктория Левченко. Но условия сотрудничества с производителями и выгодность детского кино для телеканала она комментировать отказалась.

Складывается ситуация, при которой высокозатратные детские картины снимать сегодня очень сложно и крайне невыгодно. Вопрос о необходимости развития детского кино в России не ставится - оно однозначно нужно, но без государственного вмешательства этого, к сожалению, не произойдет.

"Если мы говорим о системных решениях, то самое главное - это снимать больше фильмов для детей, - уточняет исполнительный директор Movie Research Александр Лужин. - Разрешение рекламы при трансляции детских фильмов - это мера, которая может отразиться прежде всего на канале-трансляторе, на его заинтересованности в показе детского кино. Кроме того, необходимо выделить категории детских фильмов при приеме заявок на поддержку. Не вижу проблемы, если мы будем иметь госзаказ на фильмы, адаптированные к современности, но снятые в духе таких добротных лент, как "Чучело", "Приключения Петрова и Васечкина", "Красная Шапочка", "Айболит-66" и т.д.".

Однако все предложения участников кинорынка в данный момент не более чем теоретизирование. Детское игровое кино остается лишь предметом обсуждения чиновников и игроков рынка. Верный своему слову, директор Киностудии им. М. Горького готовит премьеру киноленты "Семицветик" по мотивам известной детской книги. Бюджет фильма - $1,5 млн, что почти в два раза меньше, чем у "Того еще Карлосона". 70% этих средств выделило Министерство культуры, а 30% - это собственные средства киностудии. Бюджет же на постпродакшен и продвижение картины, который, как правило, равняется производственному, будет складываться полностью за собственный счет. Выход ленты на экраны запланирован на весну 2014 г. В отличие от комедийного "Того еще Карлосона", чей юмор рассчитан на родителей - поклонников Comedy Club, "Семицветик" - это история о взаимоотношениях подростков, попытка возродить то лучшее, что было создано для подрастающего поколения в советском кинематографе.

Оценивать финансовые перспективы, пожалуй, преждевременно. Первые шаги по возрождению качественного детского кино вряд ли будут легкими, но, с другой стороны, всегда есть место для чуда.

Детские и семейные игровые фильмы, получившие поддержку Фонда кино с 2010 г.

Название

Возраст

Бюджет (млн $)

Прибыль (млн $)

"Елки"

12 +

5,2

более 22

"Выкрутасы"

12 +

7,8

более 12

"Калачи"

12 +

1,3

более 0,015

"Реальная сказка"

12 +

5

более 1

Источник: данные компаний

Еще по теме