Top.Mail.Ru
архив

Цементная пыль

 

цементЦементная промышленность СССР занимала первое место в мире по объему выпуска – до 124 млн тонн в год. И хотя Союза не существует уже 20 лет, многие отечественные цементные предприятия до сих пор работают на старом советском оборудовании. По оценкам экспертов, моральный и физический износ активной части основных фондов превысил 70%, а это неизбежно снижает экологическую безопасность производства.
Второй фактор, который удорожает российский цемент, – технология производства. Существует три способа делать цемент – «сухой», «мокрый» и комбинированный. «Мокрый» способ дороже, потому что требует почти вдвое больших затрат энергоресурсов. Но именно этим способом производится у нас 85% цемента. В отличие от иностранных производств, где доля «сухого» производства преобладает. Например, в США она и вовсе занимает 80% мощностей. Правда, на этот перевод Штатам потребовалась без малого четверть века. Наконец, цементное производство (так же как деревообрабатывающая, химическая и металлургическая промышленность) непосредственно связано с индустрией конструкционных материалов, влияющей на экономический потенциал и уровень промышленного развития страны. Этих факторов вполне достаточно, чтобы сделать вывод – отрасль остро нуждается в модернизации. Особенно если вспомнить требование Дмитрия Медведева об экономии электроэнергии в масштабах всей страны.

 

Строить или обновлять

Никто не отменяет потребности в новых предприятиях. Но это действительно дорого. Стоимость проектирования и строительства нового современного цементного завода производительностью 1,5 млн тонн в год – $300–350 млн, а срок его возведения может составить до пяти лет, не считая времени на пусконаладочные работы, считают сотрудники НИЦ «Гипроцемент-Наука». Поэтому ничего удивительного, что первый за 30 лет цементный завод был построен только в конце прошлого года. Инвестором тогда выступила группа «ЛСР». В ближайшие год-полтора должно появиться еще с десяток производств с общей мощностью порядка 25 – 27% от нынешних.

Однако, по оценкам сотрудников НИЦ, и без строительства можно добиться заметных результатов, модернизируя существующие предприятия. Если все сделать правильно, объемы производства вырастут на 20 – 30%, а качество продукции улучшится. Внедрив современные материалы, средства контроля и оборудование, отрасль способна достичь производства 100 млн тонн к 2014 году при затратах существенно меньших, чем на новое строительство.

Упущенные возможности

Как ни странно, но именно глобальный кризис оказался временем, наиболее благоприятным для того, чтобы активно модернизировать производство. До него ожидалось, что ежегодный прирост потребности экономики России в цементе будет около 10% до 2015 года. Но в кризис строительство замерло, а с ним «просели» и заказы на стройматериалы. Спрос на цемент серьезно упал. В 2009 году он составил 42 – 44 млн тонн, что на 27% меньше, чем в 2008-м, тоже, кстати, далеко не рекордном. Казалось бы, отличная возможность обновить производство. Логично было бы ждать примера модернизации от лидеров цементопроизводства. Но выясняется, что как раз флагманы отрасли – «Евроцемент груп» (контролирует порядка 40% российского рынка цемента) и французская Lafarge (мировой лидер) – в этом вопросе, наоборот, в числе аутсайдеров. Нет, нагрузка на заводы главными отраслевыми предприятиями была снижена. Но не для того, чтобы, например, заменить оборудование и перевести производство на «сухой» способ, а чтобы создать искусственный дефицит цемента и не дать ценам на него упасть.

Постепенно рынок оживает, и уже в прошлом году было произведено порядка 50 млн тонн цемента, то есть отрасль вышла на показатели 2005–2006 гг. При этом, что касается новых мощностей, то Lafarge пока не реализовала ни одного из озвученных проектов. Генеральный директор компании Алекс де Валухофф еще в прошлом году рассказывал о планах по установке очистительных фильтров на российских заводах компании в Воскресенске и Челябинске, притом что «Воскресенскцемент» французы купили еще в 1996 году. Также они заявляли, что скоро будет построен цементный завод в Калужской области. Но пока дело осталось на уровне разговоров.

Только под напором обстоятельств «Евроцемент груп» наконец сдвинула с мертвой точки модернизацию одного своего завода – в Воронеже. В апреле холдинг заключил договор с Siemens о поставке технологического оборудования. Кстати, еще в 2005 году, недовольная одним из решений Федеральной антимонопольной службы, посчитавшей, что компания Филарета Гальчева слишком монополизировала рынок, «Евроцемент груп» распространяла пресс-релизы, в которых намекала, что сократит свою инвестиционную программу по технической модернизации и даже не будет достраивать заводы в Воронежской и Липецкой областях. Так что это, видимо, осознанная политика «Евроцемент груп» – найти любой повод, чтобы избежать работы по обновлению основных фондов. Единственный завод, где модернизация реально проводилась и на нее были затрачены большие деньги (в одном только 2008 г. порядка 530 млн руб., как сообщала сама компания), – это «Михайловцемент» в Рязанской области. Кстати, именно рязанский цемент самый дешевый по себестоимости среди всей продукции холдинга. Но дело в том, что завод был куплен у «Интеко» с уже запущенным процессом обновления, который выгоднее было довести до конца, чем сворачивать.

При этом цементопроизводитель всерьез задумывается о выводе своих акций на биржу. Предположительно, IPO может состояться в конце нынешнего или в следующем году. И остается только догадываться, как на интересе инвесторов скажется тот факт, что «Евроцемент груп» постепенно сдает свои позиции и давно уже не является монополистом.

 

Пыль вместо пыльцы

Вопросы рентабельности и развития бизнеса должны занимать в первую очередь его владельцев. Однако цементное производство относится к категории вредных – не только для работающих на нем, но и для окружающей среды. И вот тут устаревшие технологии перестают быть проблемой конкретных предпринимателей. Не далее как в середине мая прошло очередное собрание жителей столичного района Печатники, где они в который раз потребовали убрать из жилой зоны цементный элеватор «Южный порт». Причем основное время отгрузки цемента – вечер. Местные жители уверены, что это неспроста: в темноте не видно, как в воздухе стоит пыльное цементное облако. Цементный элеватор существует в Печатниках почти 40 лет, он был построен, когда этот район считался практически нежилым. У правительства Москвы есть постановление, согласно которому к 2008 году производственные мощности цементного элеватора, находящиеся в непосредственной близости от жилой зоны, должны были быть оценены и выкуплены у собственника за счет средств городского бюджета. Вот только собственник – все та же «Евроцемент групп» – назвал заоблачную цену. «Компания оценила землю в 4,5 млрд руб. Цифра взята буквально с потолка, и понятно, что за эти деньги город землю не выкупит», – сетует директор общественного фонда «Гражданин», эколог Максим Шингаркин. Москва предлагала Филарету Гальчеву 2,5 млрд руб. Не договорились. Зато компания «Цемент-Сервис», входящая в «Евроцемент», сумела получить разрешение Ростехнадзора на выброс загрязняющих веществ до конца 2013 года.

Жителям, ведущим непростую борьбу за собственное здоровье, удалось однажды приостановить работу элеватора. В 2009 г. такое решение принял суд, поскольку экспертиза показала, что «приземные концентрации взвешенных веществ превышают ПДК максимальную разовую для населенных мест в 2,42–3,06 раза». Но уже через месяц «Южный порт» снова заработал. А московские власти в мае 2010-го внесли в собственное постановление изменения: теперь вывод предприятия намечен на III квартал 2013-го.

Такие «долгие проводы» не устраивают жителей Печатников, уставших дышать цементной пылью. На прошлой неделе они провели целый ряд акций, и, кажется, им удалось достучаться до московского правительства. «Мы разделяем обеспокоенность жителей, в ближайшее время вопрос о закрытии элеватора будет проработан», – заявил во время встречи с инициативной группой руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Антон Кульбачевский. Поддержала своих избирателей и депутат Мосгордумы от партии «Единая Россия» Людмила Стебенкова, которая сейчас предпринимает действия для вывода цементного монстра из жилого района.

Печатники – далеко не единственный район, который загрязняет «Евроцемент груп». Едва ли можно вспомнить хоть один завод компании, к которому не имелось бы претензий по экологии. «В городе Фокино в Брянской области просто беда с экологией из-за завода», – рассказывает Максим Шингаркин. 3 мая и там проходил пикет местных жителей, считающих, что завод «Мальцовский портландцемент» попросту убивает их своими выбросами. А в феврале этого года Госэкоинспекция Украины установила, что предприятие в городе Балаклея Харьковской области, «эксплуатируя с 15 ноября по 26 декабря 2010 года неисправные установки для очистки газа, выбросило в воздух 560 кг загрязненной диоксином кремния пыли». В июле 2010-го по жалобе жителей села Ильино штраф и предписание получил «Липецкцемент». В ноябре 2009-го «нарушения правил охраны атмосферного воздуха» также были выявлены на «Пикалевском цементе», а чуть раньше и на Михайловском заводе в Рязанской области.

При этом «Евроцемент груп» заявляет, что своей приоритетной задачей считает «обеспечение экологической безопасности производства и охрану окружающей среды». И что для решения этой задачи у холдинга даже есть стратегия до 2020 года. И даже за 2005 – 2007 гг. инвестиции в мероприятия по охране атмосферного воздуха превысили 784 млн руб. Правда, с тех самых пор никаких новостей об экологических мероприятиях компании не появилось. В кризис цементникам было не до экологии, а после него надо наверстывать упущенную за время спада выгоду.


 

 

 

 

Еще по теме