Top.Mail.Ru
$ 60.53
£ 74.01
¥ 45.59
 64.31
 9.00
Нефть WTI 92.61
GOLD 1786.62
РТС 1118.40
DJIA 33309.51
NASDAQ 12854.80
BTC/USD 24593.00
рынки

Цифровую рекламу пропустят через единое окно

Фото: Sternenfrollein / Alamy / Legion-Media Фото: Sternenfrollein / Alamy / Legion-Media

Внеочередное заседание Госдумы 15 июля запомнилось неожиданной дискуссией. Законопроект о создании единого оператора цифровой рекламы проходил первое чтение не без препон: мнения при голосовании разделились: за — 59%, против — 21%. Ко второму чтению авторы обещали учесть замечания законодателей, юристов и игроков отрасли.

С инициативой о создании единого оператора, который будет ответственен за размещение рекламы почти на 4500 цифровых конструкциях по всей стране, выступил зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. Он подчеркнул, что документ уравняет условия распространения цифровой рекламы для всего рынка, а также нивелирует санкционные риски и защитит национальные интересы России. Именно это стало поводом для спешки с первым чтением. 

По словам Кирьянова, сегодня возрастают риски утраты государством оперативного контроля над размещением информации, то есть в прямом эфире могут появиться сведения, которые угрожают нацбезопасности, разжигают рознь или оскорбляют личность. Кроме того, могут быть скомпрометированы чувствительные данные юридических и физических лиц, которые пользуются услугами цифровых площадок. Наиболее уязвима, по оценке депутата, цифровая реклама, размещаемая на наружных экранах, в транспорте и на электронных досках объявлений. 

Для них авторы законопроекта предлагают ввести «особый режим», то есть работать через единое окно единого оператора.

Идею одобрил профильный комитет Госдумы по экономической политике под руководством Максима Топилина. В их отзыве говорится, что законодательная инициатива «будет содействовать усилению информационной безопасности и предотвращению целенаправленного размещения недостоверных сведений, причиняющих ущерб как потребителям, так и предпринимательскому сообществу».

Главное требование к компании-оператору — она должна быть на 100% отечественной. Это позволит ей с легкостью обеспечить интеграцию с российскими платежными системами и проводить все расчеты внутри единой электронной доски объявлений через отечественные банки.

Однако снижение платежных рисков, например, невозможность проведения оплаты или заморозка бонусных программ, которые обычно проявляются при уходе иностранных компаний, не единственный плюс такой централизации.

Авторы законопроекта делают акцент на кибербезопасности: данные не станут подвергаться трансграничной передаче, а будут обрабатываться и храниться в России.

«Этот законопроект призван сделать более защищенными персональные данные россиян, — отмечает директор по коммуникациям цифровой платформы Epicstars Анастасия Ермошина. — Вместе с тем при реализации данной инициативы надо обязательно учитывать интересы добросовестных продавцов и покупателей — как юридических, так и частных лиц».

Критики идеи считают, что появление единого оператора приведет к монополизации рынка и дискриминации других игроков. Однако авторы законопроекта подчеркивают, что документ не затрагивает правоотношения действующих участников рынка, все остается на прежних условиях: контракты, права и обязанности. В будущем все операторы сохранят свои места и смогут заключать новые договоры и разрешения на установку диджитальных рекламных конструкций, а также участвовать в торгах.

Кирьянов подчеркивает, что появление единого окна позволит бороться с произволом на местах. «Коррупционные схемы сейчас связаны с непрозрачностью рынка. Есть кумовство, деловые отношения "по знакомству"... Законопроект эти вопросы, мне кажется, по большей части снимет», — рассказал депутат изданию Бизнес Online.

Более того, законопроект предусматривает безвозмездное предоставление ПО для доступа к информационному ресурсу всем участникам рынка взамен дорогого западного софта. В обязанности нового оператора входит также модернизация цифровых рекламных конструкций. Благодаря этому облик городов должен измениться в лучшую сторону, так как в регионы придут федеральные бюджеты и столичные компетенции, считают эксперты.

Опасение игроков рынка, что единый оператор станет дополнительным органом цензуры, неоправданны, утверждают авторы законопроекта. По их словам, он не будет наделен госфункциями: эти полномочия по-прежнему будут осуществлять Минцифры и ФАС, руководствуясь законом «О рекламе». Также ведомства будут контролировать деятельность нового единого оператора.

Подводя итоги первого чтения законопроекта, спикер Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что цель законодателей — «не обидеть локальные компании» и сфокусироваться на контроле деятельности бизнеса из недружественных стран.

Сейчас игроки отрасли готовят замечания и поправки к законопроекту. Для этого случая время предложения поправок увеличено с традиционных 15 дней до 30.

Еще по теме