Top.Mail.Ru
рынки

«В борьбе за субсидии перевозчики используют легкий шантаж»: эксперты объяснили отмену авиарейсов

 Фото: Авиакомпания Аврора Фото: Авиакомпания Аврора

Авиакомпании начали отменять рейсы по России в связи с сокращением субсидированной поддержки со стороны государства. Наибольшее число отмененных рейсов коснулось Омской и Тюменской областей, Татарстана, Санкт-Петербурга, Дагестана и Северной Осетии. Эксперты, опрошенные «Компанией», связывают снижение господдержки с восстановлением рынка, при этом не исключают, что цены на билеты в этом году действительно подорожают на 10–15%. 

На текущий год субсидирование программы выполнения региональных полетов по постановлению правительства № 242 снизили с 9 до 7,5 миллиарда рублей, сообщают «Известия» со ссылкой на источники. По данным издания, такие меры связаны с экономией по ряду расходных статей из-за дефицита бюджета. Министерству транспорта в принципе пришлось сокращать расходы на 5%, добавили инсайдеры. И, в частности, эту программу финансирования урезали на 1,5 миллиарда рублей.

В Росавиации в ответ на эту информацию заявили, что сейчас сеть авиамаршрутов по России корректируется из-за оптимизации субсидий. Это необходимо, чтобы сохранить льготные рейсы на социально важных направлениях, добавили здесь. Обращаясь к авиакомпаниям, ведомство призвало их при пересмотре маршрутной сети ориентироваться на принцип эффективного перераспределения бюджетных средств и сохранения «приемлемого уровня доступности авиаперевозок», сообщили представители ведомства РИА «Новости».

«Если загрузка рейсов составляет менее 70%, авиакомпании отменяют некоторые из них»

«Вероятно, размер субсидий сокращается именно потому, что сейчас рынок авиаотрасли находится на стадии восстановления после введения санкций, жизнь авиакомпаний потихоньку приходит в норму», — заявил независимый аналитик авиарынка Евгений Горбов. По его словам, билеты на рейсы теперь действительно, скорее всего, поднимутся, но незначительно — на 10–15%. Это обусловлено и тем, что скоро лето — сезон отпусков.

Эксперт отметил, что сокращение рейсов происходит не только из-за уменьшения субсидии, тут вопрос и рентабельности. «Если загрузка рейсов составляет менее 70%, то авиакомпания отменяет некоторые из них. Вероятно, в Омскую и Тюменскую области, Татарстан, Санкт-Петербург, Дагестан и Северную Осетию нет серьезного пассажиропотока», — предположил Горбов. Это говорит о том, что эти направления уже достаточно обеспечены авиаперевозками, а отмена рейсов не сигнал лишения возможности летать в эти регионы или дефицита мест в самолетах, убежден он.

С Горбовым согласен эксперт в авиаотрасли Дмитрий Адамидов. Он также считает, что «прошлый год к авиакомпаниям был достаточно щедрый»: субсидий дали с запасом, опасаясь негативного развития событий. Однако сейчас уменьшение программы финансирования на 1,5 миллиарда рублей он назвал «серьезной потерей».

«Может быть, Росавиация решила, что можно сократить субсидии безболезненно. Так началась борьба за субсидии: авиакомпании используют легкий шантаж, отменяя рейсы. В авиации это обычное дело», — утверждает Адамидов. При этом он признал, что действительно бывают ситуации, когда невозможно выполнять рейсы, особенно если это региональные перевозчики. Эксперт отметил, что наиболее болезненной и ощутимой отмена рейсов может стать для регионов Северного Кавказа: Дагестана, Северной Осетии. Но ничего удивительного в этом, по его словам, нет — речь идет о самых коммерчески проблемных зонах. 

Система управления воздушным транспортом нуждается в перестройке, полагает аналитик. «Авиакомпании всегда просят субсидии, при этом у них сильно раздут управленческий персонал, его не сокращают. Тогда нужно переходить к новой модели организации отрасли. Не заниматься имитацией рыночной экономики, а просто это все вернуть, может быть, к советской модели», — рассуждает он. Такая схема предполагает работу перевозчика по смете, с более-менее твердыми ценами, и достаточным количеством рейсов, чтобы обеспечить транспортную доступность населению, объяснил Адамидов. Но тогда придется увольнять половину начальства отрасли, возможно, и Росавиация будет не так нужна, подытожил эксперт. 

Цена билета: составляющие

Любое сокращение внутренних рейсов, безусловно, плохо влияет на внутренний туризм, подчеркнул руководитель комитета по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский. Он объяснил это тем, что в стране динамичное ценообразование, которое зависит в первую очередь от спроса и наличия предложения. «Чем больше перевозок на внутренних рейсах, тем доступнее цена. Сокращение объема рейсов, наоборот, имеет негативное влияние», — утверждает Уманский.

По словам председателя правления Ассоциации агентств воздушного транспорта Дмитрия Горина, на стоимость авиаперелетов, помимо баланса спроса и предложения, влияет динамическое ценообразование, а также корректировка и рост цен на авиационное топливо, которое за прошлый год подорожало на 45%. Сказывается на ситуации и увеличение накладных расходов авиакомпаний, включая затраты на ремонт и обслуживание воздушного флота. «В этой ситуации повышение цен уже, возможно, произошло, но пока рост в среднем не превышает 10%», — подчеркивает Горин. Что в дальнейшем станет происходить с ценами, будет зависеть от спроса и предложения в летнем сезоне, добавил он.

Но есть и другие программы

Также эксперт обратил внимание, что программы субсидирования авиаперевозок — а таких в России всего четыре — не отменяются. Они только немного корректируются по размеру предоставляемой субсидии, подчеркнул в разговоре с «Компанией» председатель правления Ассоциации агентств воздушного транспорта Дмитрий Горин. Эксперт обращает внимание, что в прошлом году объем помощи авиакомпаниям был очень высоким — на поддержку гражданской авиации выделялось 172 миллиарда рублей. В этом году она сохраняется, но уже на уровне 50 миллиардов рублей.

«Объем дополнительных средств, выделенных в прошлом году на поддержание возможности авиакомпаний сохранять полеты и уровень цен, был беспрецедентным — 100 миллиардов рублей. Столько авиакомпаниям выделили на частичное возмещение расходов при выполнении внутренних перевозок в условиях санкций. В этом году выделено 25 миллиардов, а в совокупности с другими программами получается свыше 50», — пояснил Горин. По его словам, в Ассоциации рассчитывают, что анализ спроса и предложений на внутрироссийские рейсы будет продолжен на межведомственном уровне и поддержка станет выделяться в соответствии с требованиями рынка.

Еще по теме