Top.Mail.Ru
архив

Вечером деньги – утром тираж

Цифровая печать, ранее считавшаяся дорогой игрушкой, постепенно пробивает себе дорогу на рынок. К 2005 году 33% всей полиграфической продукции, произведенной в мире, будет отпечатано на цифровых установках. Продажи цифрового печатного оборудования растут, а вместе с ними растет и конкуренция среди производителей. На традиционную территорию голландской Indigo и бельгийской Xeikon вторгаются соперники из смежных областей – американская компания Xerox и немецкая Heidelberg.

 

Этого события полиграфисты ждали чуть ли не со времен Гуттенберга. Когда в 70-х годах ХХ века наконец появились первые промышленные цифровые печатные машины (ЦПМ), полиграфисты сразу оценили их преимущества: из производственного процесса исключался этап создания пленок. Это значительно сокращало время печати и позволяло изготавливать небольшие тиражи в предельно сжатые сроки. Однако потребовалось немало лет, чтобы эта технология пробила себе дорогу на рынок.

В 1993 году компания Irex создала первые полноцветные цифровые аппараты. При достаточно высоком качестве печати они экономили массу времени и людских ресурсов. Теперь уже практически всем, кто занимался производством полиграфического оборудования, стало ясно: за цифровой печатью – будущее.

Нынешний спрос на ЦПМ подогревается растущей потребностью в оперативной полиграфии. Этим термином обозначают печать относительно небольших тиражей в предельно сжатые сроки, иногда прямо в присутствии заказчика. В частности, по оценкам Рочестерского института технологий, в 2005 году 78% всех заказов на полноцветную печать составят тиражи менее 5 тыс. экземпляров. Также цифровая печать делает возможной персонализацию продукции, то есть когда на одной листовке напечатано – например, «Дорогому Ивану Ивановичу», а на другой – «Дорогому Ивану Петровичу».

 

Рокировочка

До последнего времени большая часть цифровой печатной продукции, в том числе и на российском рынке, производилась на машинах Indigo и Xeikon. Недавно в этот сегмент рынка ворвалась Xerox, причем продажи ее установок пошли достаточно успешно.

Выход Xerox на рынок полиграфического оборудования для многих специалистов стал неожиданным. Компания традиционно специализировалась на производстве офисной техники, и, по утверждению представителей Xerox, они пошли на риск, чтобы выправить тяжелое финансовое положение. Риск оправдался: одна лишь система DocuTech принесла Xerox за несколько лет $15 млрд. На рынке малотиражной и оперативной печати компания в 2000 году продала оборудования на сумму $3 млрд. Для сравнения: оборот ближайшего конкурента Xerox, компании Heidelberg, в 2000 году составил $4 млрд, причем 90% всех продаж немецкой компании, по мнению специалистов Xerox, приходится на традиционные офсетные аналоговые машины. Heidelberg остается мировым лидером в производстве печатного оборудования, но в гонке технологий немцы отстают. У Нeidelberg, конечно, есть серьезные разработки в области цифровых печатных машин (ее модель DocuColor выставлялась на октябрьской выставке «ПолиграфИнтер-2001», состоявшейся в Москве), однако свои ЦПМ Нeidelberg в на рынок еще не вывела.

 

Перевернутый принцип

У Heidelberg в отличие от Xerox не было необходимости в агрессивных действиях на рынке полиграфических услуг: громкое имя и авторитет, наличие крупных партнеров и устойчивой клиентуры давали немцам возможность не торопиться со сменой стратегии. Тем не менее для разработки, производства и продажи цифровых полиграфических решений и материалов Heidelberg в 1998 году совместно с фирмой Eastman Kodak создала компанию NexPress. Менее чем за четыре года поставленная цель была достигнута. В сентябре этого года на выставке PRINT 01 в Чикаго Heidelberg представила полноцветную цифровую печатную машину NexPress 2100. Выставочный экземпляр был куплен сразу же, а австрийские полиграфисты заказали еще десять машин. Всего было подписано контрактов на $350 млн.

У Heidelberg действительно сильные позиции на рынке полиграфических услуг. За 150 лет существования компания добилась выдающихся успехов. Но все они были связаны с производством традиционного оборудования. Современный же рынок с его принципом «Сначала продай, потом напечатай» требовал новых технических решений. В компании Heidelberg не могли не учитывать этого.

Тем не менее генеральный директор «Гейдельберг СНГ» (так называется российское отделение Heidelberg) Владимир Бабаев полагает, что разработка новых моделей не является главной задачей его компании. В основе нынешней политики Heidelberg – разработка новых системных решений и услуг, углубление контактов с клиентами. Бабаев не скрывает, что «новая стратегия влечет за собой изменения в структуре компании, кадровые перестановки, реорганизацию подразделений». По-видимому, реструктуризация Heidelberg назревала давно, ведь наступающие ей на пятки конкуренты преследуют те же цели – не просто продавать оборудование, а поставлять клиентам готовые решения.

 

Новый бизнес Xerox

 «Еще два года назад участники рынка цифровой печати воспринимали нас как чужаков, – говорит Игорь Симонов, генеральный директор «Ксерокс Россия и СНГ». – В прошлом году после выставки «ПолиграфИнтер­-2000» о компании заговорили как о новичке. А после нынешней аналогичной выставки в Сокольниках к нам начали относиться как к полноправному участнику рынка».

Только в странах СНГ за последний год компания продала 20 цифровых печатных машин серии Now!Press. По различным оценкам, другими производителями за этот же период в СНГ было продано всего 40 машин. Оборот компании «Ксерокс Россия и СНГ» в нынешнем году составил $115 млн, а в 2002-м планируется на уровне $130 млн.

Выбор в пользу цифровых технологий был сделан Xerox с учетом использования их возможностей в малотиражном производстве. Во все времена полиграфисты считали этот сектор абсолютно невыгодным. При одинаковых с многотиражным производством затратах на допечатную и послепечатную обработку сама печать малых тиражей приносила одни убытки. Между тем современный менеджмент поставил с ног на голову принцип: «Сначала напечатай, потом продай».

По мнению Георгия Эпштейна, начальника технического отдела производственно-издательского комбината ВИНИТИ, который является крупнейшим заказчиком Xerox в Москве, сегодня тиражи в 100, 50 экземпляров вполне приемлемы для цифровой печати. При этом себестоимость одного экземпляра может составлять $3 – 4 и даже меньше. Используемое на комбинате цифровое оборудование компании Xerox стоимостью более $500 тыс. окупило себя буквально за пару лет.

После недавней выставки в Сокольниках многие специалисты стали склоняться к тому, что у Xerox есть все шансы выйти в лидеры «цифры». Например, президент Международной ассоциации полиграфистов Борис Кузьмин после знакомства с экспозицией компании заявил: «Xerox на рынке цифровой печати предлагает совершенные технические решения. В жесткой конкурентной борьбе компания имеет стратегические преимущества, являясь признанным в мире экспертом в области малотиражной полиграфии».

По словам руководителя проекта компании 24 Print Алексея Веселовского, если в технических характеристиках машин от разных производителей большой разницы нет, то сервис у Xerox намного лучше, чем у ее конкурентов. «Xerox гарантирует фиксированную стоимость отпечатка. Для оперативного производства это очень важно», – говорит Веселовский. Впрочем, прежние лидеры – Indigo и Xeikon – свои позиции без боя не сдадут. По словам генерального директора компании «Дом печати «Столичный бизнес» Елены Политовой, они остановили свой выбор на машинах Indigo, потому что техника этой компании дешевле. «Цифровая установка стоит $200 тыс. – $300 тыс., а для отечественных типографий это весьма существенная сумма. Большинство типографий и принт-салонов вообще предпочитают покупать офсетные машины», – говорит она.

 

Проходи, пока не занято

Руководители российских отделений обеих компаний практически в один голос заявляют, что российский рынок цифровой печати еще не сформировался и места для конкурентов на нем много. Оба высоко оценивают перспективы рынка – правда, расходятся во мнении относительно сроков наступления светлого «цифрового» будущего. По мнению Владимира Бабаева, цифровые технологии в России пока не востребованы.

Большинство российских типографий и принт-салонов выбирают комбинированную стратегию, устанавливая у себя и цифровые, и офсетные машины. «Эти установки дополняют друг друга, – считает Елена Политова. – Себестоимость печати на офсетных машинах ниже, поэтому мы печатаем на них большие и средние тиражи. Цифровые машины используются для выполнения относительно небольших заказов (до 300 экз.) или же для оперативной печати. Иногда на ЦПМ выполняются специальные операции – например, пробный оттиск делается на цифровой машине прямо в присутствии заказчика, а весь тираж печатается на офсетной машине».

К приобретению одной лишь цифровой установки склоняются небольшие специализированные принт-салоны. Говорит Алексей Веселовский из 24 Print: «Классическая полиграфия грешит высоким разбросом результатов (имеется в виду разница в качестве отпечатков. – Прим. «Ко»). Это главная проблема, с которой сталкиваются все типографии. Современная же цифровая полиграфия, наоборот, хороша тем, что гарантирует определенный уровень качества. Наша компания работает не на массового клиента, а на специалистов, и для нас очень важен определенный уровень качества и высокая оперативность. Поэтому цифровая машина оказалась для нас предпочтительнее традиционного оборудования».

Еще одно немаловажное обстоятельство, способствующее росту популярности цифрового оборудования, – существенно снизившиеся цены на эту технику, чему способствует бурное развитие цифровых технологий. «Первую машину Indigo мы приобрели за $500 тыс., а через несколько лет очень близкая по характеристикам машина той же фирмы обошлась нам в $160 тыс.», – говорит Политова.

Самый же главный довод в пользу цифровых машин – изменение самого характера рынка, поворот от производства продукции к созданию готовых решений. По мнению ведущего консультанта по цифровой печати Рочестерского института технологии Питера Мьюара, для полиграфиста, которого заботит не сиюминутная выгода, а стабильный бизнес, вложение денег в цифровое оборудование чрезвычайно выгодно. Специалисты призывают полиграфистов перестать «просто продавать» печатную продукцию. Гораздо выгоднее продавать продукты с высокой добавленной стоимостью и считать себя поставщиком решений в области обмена информацией.

Еще по теме