Top.Mail.Ru
архив

Великая французская революция Nissan

Японскую автомобилестроительную компанию Nissan Motor ожидают большие перемены. На прошлой неделе руководство компании объявило о масштабной реструктуризации. Вывести Nissan из более чем шестилетнего кризиса взялся новый гендиректор компании Карлос Госн.

Сменой руководителя японцы обязаны альянсу с Renault (в конце марта французы приобрели 36,8% акций Nissan). Рассчитывавшие обменять солидный пакет акций на $5 млрд инвестиций и погашение значительной части долгов, японцы жестоко разочаровались. На Nissan фактически введено "внешнее управление". "Ничего другого нам и не оставалось, - грустно констатировал исполнительный директор компании Йошикацу Ханава. - Выходить из кризиса всегда тяжело".

Пессимизм прежнего руководства Nissan по-человечески вполне понятен. За Госном давно и прочно закрепилась репутация крайне жесткого менеджера с маниакальной склонностью к экономии. Сократив расходы Renault на $5 млрд за счет увольнений и понижения зарплаты, Госн заслужил прозвище cost killer ("убийца расходов"). Для оздоровления Nissan у Госна есть тот же универсальный рецепт: увольнения, закрытие сборочных линий и радикальный пересмотр отношений с поставщиками комплектующих и дилерами.

По плану, предложенному Госном, в течение 2001 - 2002 финансовых годов предполагается закрытие пяти заводов Nissan. Повысить производительность труда на предприятиях компании на 30% позволит удлинение рабочего дня (сегодня персонал Nissan трудится 3600 часов в год, а будет - 4400). Однако работать на благо компании посчастливится не всем. Из 130 тыс. сотрудников будет уволено до 30 тыс. человек, причем непосредственно в Японии - 10 тыс. Кстати, значительное сокращение штата японской компании - задача не из легких. Местный КЗоТ ревностно охраняет права трудящихся, поэтому войны с профсоюзами Госну не избежать.

Столь же бескомпромиссно обойдется обновленный Nissan и со своими партнерами. Число поставщиков сократится почти наполовину (600 против сегодняшних 1145), а реформа дилерской сети выльется в большую распродажу (Nissan владеет половиной работающих с ним дилерских компаний).

По мнению Госна, в результате столь решительных преобразований Nissan уже к концу 2000 финансового года (который заканчивается в марте 2001-го) должен вновь стать прибыльным, а задолженность компании в течение ближайших трех лет будет снижена как минимум вдвое (на сегодняшний день долги Nissan составляют около $30 млрд). Точку зрения французского реформатора разделяют и многие японские аналитики: шоковая терапия - именно то, что нужно сегодня Nissan. "План Госна целиком отвечает потребностям компании, - заявил Нориуки Мацушима, аналитик компании Nikko Salomon Smith Barney. - Nissan решился на реструктуризацию последним из японских автомобилестроителей. Надо думать, он учтет их опыт".

Как бы там ни было, а инициативы Госна уже принесли первые плоды. Обещания глобальных перемен всколыхнули интерес инвесторов: по сравнению с прошлой неделей акции Nissan подорожали на 4,5%. Беда лишь в том, что перестройка в Nissan совпала с прогрессирующим спадом в мировом автомобилестроении. Поэтому не исключено, что жизнь внесет коррективы в планы "убийцы расходов".

Еще по теме