Top.Mail.Ru
архив

Веселее вместе

Все значительные события в жизни ритейлеров теперь происходят за пределами МКАД. Розничные сети, сделавшие ставку на региональное развитие раньше других, не прогадали. Так, по информации «Ко», валовой оборот самой крупной продовольственной сети «Магнит» за первое полугодие этого года оказался почти в два раза выше, чем за тот же период в 2004-м ($801 млн против $403 млн). Сеть «Магнит» принадлежит краснодарской компании «Тандер», представлена более чем в 60 городах и насчитывала 1271 магазин (242 из них открыты за последние полгода).

Чуть позже спохватившиеся по поводу регионов федеральные игроки тоже стремятся застолбить региональные рынки, не жалея средств. На прошлой неделе «Седьмой континент» за $36 млн купил калининградскую сеть «Алтын» у компании «Автозапимпорт», которая давно хотела полностью переключиться на девелопмент. По оценкам аналитика UFG Алексея Кривошапко, покупка «Алтына» и развитие в Калининградской области обеспечат «Седьмому континенту» 7% роста продаж в 2006 году (сейчас доход с метра торговой площади магазинов «Алтын» – $4400 в год, у «Семерки» – $7236). Конкуренты настроены более скептично. Президент группы компаний «Виктория» (сети «Квартал», «Виктория», «Дешево») Николай Власенко отмечает, что сеть «Алтын» на конец 2004 года была в регионе третьей с долей 7%, тогда как доля его компании – 30%.

«Алтын» – не первый ритейлер, решивший отказаться от самостоятельного ведения торговых операций. Растущие аппетиты федеральных игроков, заинтересованных в быстрой экспансии, позволяют владельцам поглощаемых компаний зафиксировать прибыль.

Один из наиболее активных покупателей сегодня – сеть «Перекресток». В 2003-м она приобрела контроль над сетью «Spar Средняя Волга» и до конца этого года планирует выкупить миноритарный пакет у прежнего владельца (по сведениям «Ко», Альберт Гусев хочет вернуться к своему оптовому бизнесу). В течение этого года компания купила также украинскую Spar, питерскую сеть «Дальспорт» и ярославскую «365». До конца года «Перекресток» инвестирует в развитие $213 млн, в 2006 году – без учета сделок по слияниям и поглощениям (M & A) – $260 млн, в 2007-м – около $400 млн. К чему такие траты?

По информации «Ко», сеть покидают коммерческий директор Евгений Лукьяненко (в «Перекрестке» с 2000 года) и директор по маркетингу Светлана Зыкова (в сети с 2002-го). Их места займут экспаты. Иностранцев в «Перекрестке» уже больше, чем в других российских сетях. Примечательно, что двое из ключевых менеджеров – операционный директор Павел Мусял и директор по управлению цепочками поставок Артур Длубак – ранее работали в британской Tesco, формату которой в отличие от Metro Cash & Carry или Wal-Mart магазины «Перекресток» соответствуют. Владеющая сетью «Альфа-групп» последовательно ищет международных партнеров для всех своих стратегических активов (создание ТНК-BP, недавние заявления Михаила Фридмана в интервью Financial Times по поводу покупки доли в Turkcell: «Мы куда больше заинтересованы в том, чтобы стать миноритарными акционерами в крупной транснациональной корпорации, чем оставаться инвесторами нескольких компаний национального масштаба»). Если принять это во внимание, концентрация «Перекрестка» на сделках по покупке российских сетей, ориентация на зарубежных специалистов и отказ от IPO легко объясняются – возможно, сеть готовится к более крупной сделке M & A.