Top.Mail.Ru
архив

Виски, женщины, CNN

Он как минимум трижды должен был разориться и один раз погибнуть. В каждую из этих критических ситуаций он попадал по собственной инициативе. Из жизненных водоворотов Тед Тернер выходит не просто сухим, а еще и заметно разбогатевшим.

В детстве у 61-летнего совладельца медиа-холдинга TBS было два авторитета - собственный отец и Александр Македонский. Разумеется, первый повлиял на характер Роберта Эдварда Тернера куда больше. Причем не в лучшую сторону.

Садистом Тернер-старший был отменным. Все детство будущего медиа-магната прошло в побоях. Днем он получал тумаки от однокашников по закрытой школе для детей военных в родном Цинцинатти, штат Огайо. В школе Тернер сразу стал изгоем. А по вечерам дома подобным же образом с Тедом "общался" отец.

Так продолжалось до раннего подросткового возраста, пока ребенок не окреп физически. Тогда очередная воспитательная акция родителя закончилась плачевно для него же самого. Оказалось, что юный Тернер дерется уже куда лучше отца. Это было в Саванне, штат Джорджия, куда Тернеры переехали, когда Теду было девять.

Получив отпор, папаша перешел на другие методы. Он стал подавлять наследника психологически. Каждую промашку Теда он использовал как повод рассказать о его бездарности. "Из тебя никогда ничего не получится", - любил говаривать Тернер-старший Тернеру-младшему.

Единственной отдушиной Теда в те годы стало чтение исторической литературы. Он полюбил истории о великих завоевателях древности. Его кумиром стал Александр Македонский. Затюканный, но уже научившийся постоять за себя подросток вознамерился покорить мир.

По окончании школы (точнее, военной академии для подростков) наш герой получил согласие отца, владевшего собственным рекламным бизнесом, финансировать дальнейшее обучение отпрыска. Он отправился в университет Браун, расположенный в Род-Айленде.

На свободе Тед повел себя как любой молодой человек, вырвавшийся из-под слишком плотного родительского контроля. Тернер стал пьяницей и бабником, причем первым во всем Брауне. Свое покорение мира он начал с его прекрасной половины.

Без него не обходилась ни одна вечеринка браунских студентов. Однажды во время пирушки Тернер продемонстрировал приятелям "подвиг Александра Македонского". Сначала он рассказал, как великий полководец умер от отравления алкоголем, на спор выпив слишком много вина. А потом предложил пари: я выпиваю бутылку виски за десять минут. Пари было принято, и Тед Тернер его выиграл.

Закончились эти похождения плачевно для молодого человека. На втором курсе его исключили из университета на полгода, после того как он накуролесил в соседнем женском колледже. Вскоре после окончания штрафного срока он был изгнан из Брауна окончательно, когда его застали с женщиной в комнате общежития.

Тед вернулся в родительский дом в Саванну и стал сейлз-менеджером в отцовском рекламном агентстве Turner Billboards. При всей сложности отношений с отцом он понимал, что рано или поздно ему как старшему ребенку в семье достанется в наследство фирма, стоившая несколько миллионов долларов.

В 1963 году, когда Теду не было еще и 25, его сумасбродный отец действительно поспешил покинуть этот мир, наложив на себя руки. Но напоследок устроил сыну шутку позлее предыдущих.

После оглашения завещания выяснилось, что семейный бизнес действительно завещан Теду. Да вот только перед самой смертью Тернер-старший продал его совершенно посторонним людям.

В 24 года Тед Тернер превращался в человека без средств к существованию и будущего. Так считали все вокруг, но не он сам.

Опасная игра

Продажа Turner Billboards конкурирующему рекламному агентству в принципе была оформлена юридически небезупречно. Да и денег от продажи семья Тернеров еще не получила. Тед отправился в Палм-Спрингс, в штаб-квартиру конкурентов, и попытался уговорить нового председателя совета директоров аннулировать сделку. Тот отказался от беседы с молодым человеком. "Если вы чем-то недовольны, господин Тернер, вы можете обратиться в суд", - процедил опытный делец с усмешкой. Он понимал, что денег на приличного адвоката у непутевого Теда нет и быть не может.

Бродя по улицам чужого Палм-Спрингса и обдумывая свое положение, Тернер впервые произнес вслух свое ныне знаменитое: "Бизнес - это война". Он решил воевать всеми возможными методами.

Тогда Тернер впервые проявил свои недюжинные способности убеждать людей в своей правоте и привлекать их на свою сторону. Он в течение суток провел встречи с несколькими ключевыми сотрудниками Turner Billboards и каким-то образом уговорил их действовать в нарушение всех принципов корпоративной этики. То есть, оставаясь на своих местах, работать не на новых боссов, а на сына своего бывшего хозяина. Сотрудники фирмы, согласившись с планом Тернера, переоформили все договоры с клиентами на новую фирму, специально и спешно зарегистрированную Тедом. После чего он позвонил все тому же председателю совета директоров и предложил ультиматум: в течение двух недель компания должна быть возвращена ему, иначе он просто сожжет всю жизненно важные для Turner Billboards бумаги.

Большие парни из совета директоров не сразу поняли, как далеко он может зайти. Тернеру на очной встрече был предложен контрультиматум. Он получает $200 тыс. и убирается ко всем чертям. Либо судебный процесс, в котором интересы компании будут защищать дорогие юристы, сделает его на всю жизнь должником фирмы и, вероятно, на какой-то срок - обитателем тюрьмы. Есть и третий вариант: Тернер платит конкурентам те же $200 тыс., и рекламное агентство возвращается ему. На размышление Теду Тернеру было дано... 30 секунд.

Зачем к двум первым вариантам выбора был прибавлен какой-то странный третий - враги Тернера, пожалуй, и сами не знали. Так, для драматического эффекта. Рациональный человек выбрал бы в такой ситуации первый вариант. Человек импульсивный и склочный - наверное, второй. На третий у Тернера не было денег.

Но он, выдержав полуминутную паузу, остановился именно на этом варианте. Он сказал: "Я заплачу вам эти несчастные $200 тыс., а сейчас проваливайте из моего офиса".

Оторопевшие конкуренты вынуждены были согласиться с таким развитием событий. Развивая свое наступление, Тернер предложил им вместо денег акции своей новой компании. Конечно же далеко не контрольный пакет. Конкуренты согласились!

Так Тернер вернул себе отцовский бизнес, не заплатив ни одного живого цента.

Солнце на западе

С тех пор Тед, похоже, поверил, что ему действительно любое море по колено.

Семь лет он руководил своим рекламным бизнесом в абсолютно бесцеремонной манере. Он брал напором и своим талантом убеждать всех вокруг (клиентов, сотрудников, конкурентов) в том, что черное - это белое и наоборот.

Позже один из топ-менеджеров его империи CNN рассказывал о способностях Тернера такими словами: "Если Тед предскажет, что завтра солнце взойдет на западе, вы сначала посмеетесь и скажете, что так не бывает. Но утром вы обязательно встанете до зари, потому что побоитесь пропустить такое чудо природы".

Со стороны это выглядит так, как будто он просто делает что хочет, нарушая все каноны и расчеты. Пользуется тем, что никто больше не может "исключить" его за нестандартное поведение. А потом оказывается, что эти внешне безрассудные шаги приносят ему новое состояние.

В 1970 году он продал свое рекламное агентство, чтобы вложить большую часть вырученных денег в практически обанкротившуюся Atlanta TV Station. После несколько кадровых перетрясок и сотни мелких скандалов с новыми подчиненными он вдруг превратил станцию в суперприбыльное предприятие.

Через шесть лет, в 1976-м, на полученную от Atlanta TV прибыль была прикуплена кабельная TBS, а затем два профессиональных спортивных клуба из той же Атланты, где Тернер прочно окопался, - бейсбольный Braves и баскетбольный Hawks.

В 1977 году в голове Тернера уже вызревал план завоевания мирового господства. В отличие от Александра Македонского он решил действовать более совершенным оружием XX века. Тед Тернер вынашивал идею создания глобального спутникового телеканала, с передачами которого будут считаться все сильные мира сего. Такое мог придумать только сумасшедший, не знающий что в американском телеэфире давно царит "большая тройка" - ABC, NBC и CBS.

Чтобы испытать перед самым большим проектом жизни свою удачу, Тернер, с университетских времен увлекавшийся парусным спортом, принял участие в двух крупных парусных регатах. На "Американском кубке" он отличился лишь тем, что, напившись, упал со стула при проведении презентации. Зато во время гонки у берегов Ирландии он показал весь свой безрассудный героизм.

Во время этой гонки начался шторм редкой силы. Погибли 15 участников соревнований. Тернер даже не убрал паруса. И вместо того чтобы умереть, пришел к финишу первым.

После такого сигнала свыше он собрал все деньги, которые были ему доступны. Набралось $100 млн. Эти средства он бросил на создание 24-часового канала теленовостей CNN.

Два года все соратники уговаривали его не делать этой глупости и не разбазаривать состояние почем зря. Еще два года Тернера хоронила вся американская деловая пресса. А в 1982 году CNN, как и все его проекты через несколько лет после старта, начал приносить прибыль. Да такую, что Тед Тернер уже в том же 1982-м стал членом символического клуба "400 самых богатых в Америке", составляемого журналом Forbes.

И даже после этого он не наелся. В 1986-м, использовав свою резко выросшую мировую известность, он организовал убыточные "Игры доброй воли". А затем вложил все что мог - а мог он уже довольно много, $1,4 млрд, - в покупку фильмотеки телекомпании MGM. Этот рискованный трюк прошел, как и все предыдущие, но уже со скрипом. Тернеру, чтобы вылезти из долгов, пришлось продавать 40% из своих 83% TBS. Зато цены на такие фильмотеки через несколько лет выросли на порядок, так что с высоты нынешнего времени понятно, что Тернер за коллекцию MGM отнюдь не переплатил.

Сейчас в его империю TBS помимо фильмотеки входят: канал TNT, кинокомпании Castle Rock Entertaitment и Turner Pictures, cеть кинотеатров New Line Cinema. Прямые трансляции его CNN cмотрят и действительно считаются с ними все сильные мира сего.

Даже его нынешняя супруга (третья) - звезда аэробики Джейн Фонда не знает, чего еще ждать от этого неугомонного безумца. Возможно, он уже готовит свой следующий суперпроект.

Впрочем, сначала Тернеру нужно сделать прибыльной одну из наименее удачных из его уже осуществленных затей - спортивные "Игры доброй воли".