VK добрался до «Авито»: зачем IT-гиганту еще один техноактив

На российском технологическом рынке грядет еще одна крупная сделка. Вскоре после решения купить «Новости» и «Дзен» у «Яндекса» VK задумался о покупке «Авито», крупнейшей онлайн-платформы объявлений в РФ. У техногиганта уже есть свой аналогичный сервис — «Юла», однако он сильно уступает «Авито» по выручке и аудитории. Эксперты полагают, что за счет сделки VK сможет усилить свое влияние на рынке, однако ему придется побороться с другими претендентами на покупку, в числе которых могут оказаться «Яндекс» и «Сбер».

О том, что сделка по покупке «Авито» планируется, в минувший вторник сообщил Bloomberg со ссылкой на источники. Один из них рассказал, что VK уже ведет переговоры с нидерландской Prosus, которая владеет популярным классифайдом (ресурсом с объявлениями от физических и юридических лиц). При этом утверждается, что интерес к «Авито» проявляет и «структура, связанная с бизнесменом Владимиром Потаниным». О какой именно структуре идет речь, агентство не уточнило. В «Интерросе» Потанина эти данные не комментировали.

Источник отметил, что договоренности о сделке пока нет, однако в ее рамках Prosus может избавиться от своей доли в VK. Сейчас компания владеет 25,7% акций холдинга.

Представители VK не стали комментировать журналу «Компания» сведения о потенциальной сделке. Комментариев со стороны «Авито» и Prosus также не поступало.

Завидный актив

Сервис «Авито» — крупнейшая онлайн-платформа объявлений в России. Она работает в стране уже 15 лет. На этой площадке размещаются объявления о товарах, услугах, недвижимости, а также резюме и вакансии. Ежедневная аудитория сервиса — 22 млн человек, а прирост объявлений за день превышает 700 тысяч.

«Авито» входит в OLX Group, которая управляет более чем 20 брендами на рынке классифайдов. Группой владеет Prosus, которая, в свою очередь, является подразделением южноафриканского холдинга Naspers.

Эксперты SimilarWeb и App Annie признают «Авито» самой популярной онлайн-платформой объявлений в России. В марте площадка обошла ЦИАН по числу объявлений о продаже квартир в Москве. В том же месяце «Авито Недвижимость» назвали самой популярной платформой для аренды жилья на короткий срок в РФ.

Грядущая сделка не первое изменение для «Авито» за последнее время. В марте сервис сообщил, что выделится из OLX Group и будет работать в России как самостоятельный бизнес. Утверждалось, что на «отделение» у компании уйдет несколько месяцев. В конце мая Prosus начал искать инвестора на свой российский бизнес. В «Авито» тогда говорили, что нидерландская компания ищет покупателя на весь российский актив или на его часть.

В последнее время выручка «Авито» значительно выросла. По данным Prosus, с апреля по сентябрь 2021 года она увеличилась на 67%, до $313 млн, а маржинальность продаж была 48%. За весь прошлый год выручка российского юрлица сервиса составила 42,6 млрд рублей, а чистая прибыль — 14,4 млрд рублей.

Интересно, что у VK уже есть собственный «Авито» — сервис объявлений «Юла». Компания запустила его в 2015 году, а в 2020-м объединила объявления с этой площадки с предложениями от пользователей «ВКонтакте», которые отображаются в разделе «Объявления». Однако показатели собственного сервиса VK значительно ниже: так, выручка «Юлы» в прошлом году составила 3,8 млрд рублей. Среднемесячная аудитория сервиса — 39 млн человек.

«Стать главным во всем»

Сделка с «Авито» позволила бы VK существенно усилить свое влияние на технологическом рынке, считает основатель инвесткомпании A.Partners Алексей Соловьев. «VK сегодня пытается стать самой главной площадкой в России во всех сферах. Поэтому, если они получат классифайд "Авито", а это сильный и большой бизнес, то они смогут укрупнить и улучшить свою экосистему», — отмечает он.

Эксперт считает, что подобная сделка будет выигрышной как для самой VK, так и для пользователей ее соцсети «ВКонтакте». Последние смогут получить еще больше «родных» сервисов на привычной платформе. Такие же плюсы Соловьев видит в покупке VK «Яндекс.Дзена» и «Яндекс.Новостей».

еще по теме:
VK постигнет «Дзен» через «Новости»
«Яндекс» избавился от двух своих сервисов с не самой лучшей репутацией. IT-гигант предпочел сконцентрироваться на новых технологических проектах
VK покупает Дзен

VK вовсе не обязательно встраивать «Авито» во «ВКонтакте», добавил гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. Он напомнил, что у корпорации есть много активов, оставшихся от Mail.ru Group. Это и гейминговый бизнес, и почта, и облачное хранение. «Мне кажется, в случае покупки этот сервис будет существовать отдельно, но с определенной интеграцией во "ВКонтакте"», — сказал эксперт.

При этом то, что у VK уже есть «Юла», Кускова вовсе не удивляет. «Никого ведь не смущало, когда "Яндекс" объединился с Uber. Просто "Авито" — более сильная структура, на которой, помимо прочего, товары продает малый и средний бизнес, а это как раз ложится в концепцию развития VK», — сказал он.

Цена вопроса

О том, за сколько продадут классифайд, говорить пока сложно, отмечает Алексей Соловьев из A.Partners. «Я думаю, что оценочная стоимость “Авито” — 70–80 млрд рублей. Сумма сделки будет меньше, но на сколько — неясно. Все зависит от ее параметров», — сказал он. Эксперт подчеркнул, что подобных денег в стране сейчас нет ни у одной технологической компании, кроме VK, поэтому у нее в этом смысле хорошие перспективы.

Российские компании по понятным причинам сейчас стоят очень дешево, добавил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, «Яндекс» сегодня оценивается примерно в 1,4 своей выручки. Если перенести этот бенчмарк на «Авито», стоимость компании составит от 60 до 70 млрд рублей.

«На мой взгляд, это нижняя граница справедливого коридора оценки, а верхняя граница может быть вдвое больше — 120–140 млрд рублей. Потому что «Авито» — это хорошая и качественная компания, которая должна продаваться не с дисконтом, а, наоборот, с наценкой», — считает эксперт.

Претендовать на покупку «Авито» также могут «Яндекс» и «Сбер», считает Денис Кусков из TelecomDaily. «Они могли бы рассмотреть такую возможность, но я не уверен, что в их случае это целесообразно», — добавил он.

При этом не стоит забывать, что интерес к активу, по словам источников, проявляет и структура, связанная с Потаниным. Миллиардера сервис может интересовать как крупнейшая C2С-платформа, сказал «Коммерсанту» аналитик «Финама» Леонид Делицын. Он напомнил, что недавно Потанин приобрел банк Олега Тинькова*, который фокусируется на онлайн-бизнесе, а потому интерес миллиардера к крупнейшей в стране онлайн-платформе объявлений является абсолютно логичным.


* признан в России иноагентом.