Top.Mail.Ru
мнения

Власть боится быть смешной

Милана Давыдова — главный редактор журнала «Компания»

Уморительный ролик Максима Галкина с пародией на совещание Путина и Собянина о графике прогулок стал причиной нешуточного скандала — сначала в столичной мэрии и администрации президента, затем в СМИ. Некоторым российским изданиям пришлось удалить новость о юмореске по звонку чиновников. Если бы мне об этом рассказали двадцать лет назад, когда по телевизору все смотрели «Куклы» (1994–2002), ни за что бы не поверила.

На сдерживание смеха, низводящего объект до уровня здравого смысла, сегодня брошены колоссальные силы аппарата власти. Всем должно быть понятно, что рассуждать о решениях власти — запрещено, их можно поддерживать и исполнять. Это то, к чему мы пришли. Коммуникация, построенная на страхе, стала единственно возможной для нынешней российской политической элиты (отсюда — слежка, контроль, ограничение прав и свобод, штрафы как излюбленные методы). Ни о каком диалоге не может быть и речи, а как следствие — и ни о каких выборах.

Естественные процессы закручивания гаек в период ослабления диалога между властью и обществом совпали с карантином со всеми вытекающими последствиями. Смех, как в Средневековье, когда власть и церковь устраивали гонения на скоморохов, стал единственной формой протеста, который не остановить. Смех провел четкую грань между «мы и они». Философ Анри Бергсон, изучавший смех, писал, что смешное не может оценить тот, кто чувствует себя одиноким, смех — это всегда заговор с другими смеющимися.

Вы заметили, как изменились расследования Алексея Навального? Вместо праведного разоблачительного гнева и апелляции к закону — увлекательные коррупционные расследования, герои которых не столько страшны, сколько смешны, глупы и нелепы. Сарказм и юмор становятся противовесом законам, которые не исполняются, авторитетам, которые ничего не стоят, силе, которая заключена в глиняных, а в общем-то — гнилых, ногах.

«Режим прогулок на первый взгляд может показаться сложным и странным», — заявляет заместитель мэра по социальным вопросам Анастасия Ракова. Она абсолютно серьезна и даже способна заметить странность.

Максим Галкин и миллионы посмотревших его ролик смеялись до слез.

«Умное лицо — еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!», — советовал барон Мюнхгаузен. Допускаю, что фильм многие не смотрели. Но как они собрались в одном месте?

Еще по теме