Вне времени
Распад или исчезновение государства далеко не всегда означает исчезновение всего, что с этим государством связано. Под развалинами страны, как показывает, например, опыт ГДР, особую живучесть демонстрируют торговые марки. Если, конечно, изначально бизнес был ладно скроен, а качество продукта или услуги было высоким.
Падение Берлинской стены и объединение двух немецких государств не привело, несмотря на прогнозы, к уничтожению более сильным партнером восточногерманских брендов. Более того, многие из них продолжают существовать и в настоящее время, завоевывая все большую популярность среди жителей западной части Германии, а некоторые даже поглотили западных конкурентов и превратились в общегерманские торговые марки.
Сказка о Красной Шапочке
Ярким примером успешного наступления Востока на Запад стала судьба широко известного в ГДР шампанского Rotkäppchen («Красная Шапочка»). Свое название оно получило по одной причине – горлышко бутылки, как его еще называли, «коммунистического шампанского» заворачивалось в фольгу красного цвета. По данным опросов, проведенных в Германии в 2016 г., этот напиток, который, конечно, было бы правильнее называть игристым вином, известен 87% жителей бывшей ГДР и 81% населения западной части страны.
А все началось 26 сентября 1856 г., когда братья Мориц и Юлиус Клосс и их друг Карл Фоерстер наконец осуществили свою мечту и открыли в винодельческом регионе Заале-Унструт винный магазин. Но компаньоны быстро поняли, что на продаже чужого вина много не заработаешь и уже через несколько месяцев основали в городе Фрайбург компанию по производству шампанского Freyburger Champagner-Fabrik-Gesellschaft и торговый дом Kloss & Foerster. Первая бутылка шампанского собственного производства была откупорена на свадьбе Юлиуса Клосса. Продукция, выпускавшаяся под марками Monopol, Crémant Rosé, Lemartin Frères и Sillery Grand Mousseuх, стала пользоваться огромной популярностью.
Пузырьки шампанского
В 1881 г. шампанское было удостоено Большой золотой медали на выставке в Галле, а еще через четыре года благодаря эксклюзивному договору поставок с Немецким союзом офицеров Kloss & Foerster стало литься рекой во всех офицерских казино Пруссии. В 1889 г. торговый дом отправляет в рекламную поездку по стране железнодорожный вагон, переоборудованный в винный погреб на колесах. Успех немецких виноделов был не по нраву французам, которые начали активно бороться с новоявленными конкурентами. Поддержку им оказали и сами немцы, приняв в 1894 г. закон о защите товарных знаков. В результате Freyburger Champagner-Fabrik-Gesellschaft пришлось отказаться от марки Monopol, оставшейся за французской винокуренной компанией Heidsieck & Co. Таким образом, в том же 1894 г. на свет появилась торговая марка Rotkäppchen.
В 1896 г. для Freyburger Champagner-Fabrik-Gesellschaft из 25 дубов изготовили специальную винную бочку объемом 120 000 л, а в 1903 г. Rotkäppchen вновь становится гвоздем винных карт в офицерских казино. Владельцам компании удалось угостить шампанским кайзера Вильгельма II, наблюдавшего за военными маневрами близ Фрайбурга. Вино кайзеру очень понравилось, и он дал распоряжение о его прямых поставках в офицерские казино.
Через несколько лет расположение Вильгельма II аукнулось торговому дому. Для финансирования кайзеровского флота в Германии принимается закон о введении специального налога на спиртное: чем выше стоимость бутылки, тем выше налог. В результате производство высококлассного шампанского стало нерентабельным и торговый дом на время прекратил выпуск Rotkäppchen.
Первую мировую войну компания пережила без особых потерь, хотя не хватало основных компонентов для производства шампанского – сахара и пробок из дубовой коры. А вот Вторая мировая война ударила по любителям игристого напитка во сто крат больнее. Производство на Freyburger Champagner-Fabrik-Gesellschaft постоянно сокращалось и в конце войны практически остановилось из-за того, что помещения стали использоваться для изготовления крыльев для самолетов люфтваффе.
В 1945 г. во Фрайбург вступили американцы, которые в скором времени передали город советским оккупационным властям. Владелец торгового дома Гюнтер Клосс был обвинен в связях с нацистами. Обвинения позднее были сняты, но компания уже стала народным предприятием VEB Rotkäppchen Sektkellerei Freyburg. Бывший владелец перебрался в западную часть Германии, где в 1950-х в Рюдесхайме, что в долине Рейна, основал новый торговый дом с использованием старой марки Kloss & Foerster. Власти ГДР в патентные споры с западногерманскими коллегами вступать не стали и приняли решение переименовать торговый дом во Фрайбурге в Rotkäppchen Sektkellerei.
Впрочем, изменение названия никоим образом не отразилось на качестве продукта. Расцвет восточногерманского шампанского произошел при Йоахиме Ворхе, возглавившем компанию в 28-летнем возрасте. Он запустил Rotkäppchen для диабетиков, где сахар заменялся на фруктозу. Попробовали восточные немцы и шампанское для мужчин – смесь игристого вина с пивом. Однажды руководитель отдела качества компании Рюдигер Питц, чтобы не обжечься, разбавил свой утренний кофе шампанским. Так появилось кофейное шампанское, производство которого продолжается и в настоящее время.
Все рухнуло осенью 1989 г. вместе с Берлинской стеной. Немцы из теперь уже бывшей ГДР перестали покупать продукты собственного производства, отдавая предпочтение западным. Оборот VEB Rotkäppchen Sektkellerei Freyburg упал почти в два раза, а работники предприятия, как российские челноки, стали загружать багажники своих автомобилей шампанским и развозить его по всей Восточной Германии. Но уже в 1991 г. Rotkäppchen Sektkellerei Freyburg, сменившая форму собственности и значительно сократившая персонал, начала участвовать в ежегодных продовольственных выставках. И свершилось чудо – продажи начали расти. К 1995 г. Rotkäppchen стало самым продаваемым шампанским в новых немецких землях и вошло в десятку самых продаваемых шампанских вин на всей территории Германии.
В январе 2002 г. компания из бывшей ГДР впервые в современной немецкой истории скупает принадлежащие канадской компании Seagram торговые марки шампанского Mumm, Jules Mumm и MM Extra, а заодно и их производства, расположенные в винодельческих регионах Майна. Из этого конгломерата торговых марок вырастает новая компания Rotkäppchen-Mumm Sektkellereien GmbH, завоевавшая к 2005 г. 30% немецкого рынка шампанских вин.
Валютный напиток
Другая торговая марка из ГДР, которая широко известна не только в Германии, но и еще в 87 странах, – это Radeberger Pilsner. Причем чисто восточногерманской ее назвать нельзя. Родилась она в 1872 г. в городе Радеберг близ Дрездена, когда компания бизнесменов и городских чиновников в винном ресторане почему-то решила создать новый сорт пива. В качестве основы для эксперимента было выбрано пиво из Богемии.
Партнеры основали акционерную пивоварню Zum Bergkeller, которая в 1885 г. вносится в торговый реестр под до сих пор действующим названием Radeberger Exportbierbrauerei. После многочисленных экспериментов с водой, которую повозками по практически непроходимым горным дорогам везли из Богемии, начинающие пивовары пришли к выводу, что вода из местных горных источников по качеству превосходит богемскую, и построили специальный 7-километровый подземный водопровод, снабжавший местной водой производство. Он, кстати, сохранился до сих пор, и желающие могут попить знаменитой водички при посещении пивоварни.
В конечном итоге эксперимент завершился полным успехом: в 1887 г. Radeberger Pilsner официально поставляется в кабинет канцлера Германии Отто фон Бисмарка, а в 1905 г. специальным указом этот сорт пива признается столовым напитком Его Величества короля Саксонии Фридриха Августа III. Тогда же первые бочки Radeberger Pilsner прибыли в Новый Свет. В нью-йоркском районе Уильямсбург открылся традиционный немецкий пивной ресторан-биргартен, где подавали пиво исключительно этой марки. После создания ГДР Radeberger Pilsner в силу своей популярности получает статус добытчика валюты для социалистического государства. Более половины производства идет на экспорт в ФРГ и США. Сразу после объединения Германии Radeberger Exportbierbrauerei купила западногерманская компания Binding-Gruppe, переименованная в 2002 г. в Radeberger Gruppe, которая продолжает успешно функционировать.
В 1852 г. в Германии появляется основанная Августом Бергманом компания Waldheimer Parfümerie und Toilettenseifenfabrik, которая через несколько десятков лет уже поставляла на немецкий рынок более 800 видов косметической продукции. Но наибольшей известностью пользуется только одна марка – Florena, зарегистрированная еще в далеком 1920 г. К 1928 г. с нею знакомятся покупатели практически во всех европейских странах, а также в США, Южной Америке и далекой Южной Африке. Это помогло компании выжить не только в годы мировых войн, но и во время экономического кризиса 30-х годов прошлого столетия. В 1946 г. компания становится народным предприятием и до 1990 г. носит название VEB Rosodont Werk Waldheim. А в 1955 г. она открыла поставки в Советский Союз.
Наибольшей популярностью пользовался крем Florena, расфасованный в бело-голубые баночки, практически совпадающие по дизайну с упаковкой крема Nivea, производимого компанией Beiersdorf AG. Последняя неоднократно подавала на Rosodont Werk Waldheim в суд по этому поводу, но результата достичь не смогла. Все решилось само собой после слияния двух немецких государств: Beiersdorf в конечном итоге купила своего конкурента, перевела производство в бывшую ГДР и одновременно начала выпускать и Florena, и Nivea. Последняя марка сегодня пользуется куда большим спросом, в том числе в России, но и Florena можно обнаружить на полках универмагов многих стран. В 1999 г. Florena удостаивается премии Немецкого союза маркетологов за «превращение в международную марку на рынке косметики». Кстати, в 2014 г. Florena все же изменила дизайн упаковки, чтобы отличаться от своего основного конкурента.
Невольничий рынок
Для пополнения валютных запасов власти ГДР продавали на Запад не только товары, но и… людей. В стране существовала практика продажи политических заключенных или тех, кто предпринимал попытки бежать из немецкого государства рабочих и крестьян на Запад. Официально продажи начались 2 октября 1963 г., когда с согласия федерального канцлера Конрада Аденауэра были выкуплены первые восемь человек за 200 000 марок. Прикрытие операции осуществляли Католическая и Евангелическая церкви Западной Германии, которые выделяли деньги на подобные сделки, чтобы не дискредитировать правительство ФРГ. По некоторым оценкам, за более чем 25 лет ФРГ выплатила своим партнерам порядка 3 млрд немецких марок, а свободу получили 33 000 человек. Интересно, что валюту власти ГДР получили только за первую партию заключенных. За остальных западные немцы расплачивались товарами. Существовали даже специальные тарифы, по которым обменивали заключенных. Обычно речь шла о 40 000 марок за человека. Но если имелся в виду дипломированный специалист, например, инженер или врач, с которыми ГДР расставалась очень неохотно, цена вырастала вдвое. Стоимость выкупа осужденных за помощь в бегстве или передаче секретной информации на Запад, а к ним относились в первую очередь критики режима, могла доходить до 200 000 марок. Торговыми сделками такого рода занимались специально нанятые адвокаты, которые тесно сотрудничали с правительством, с одной стороны, и с органами государственной безопасности – с другой. Сделки совершались, как правило, на станции метро «Фридрихштрассе», на границе между восточной и западной частями Берлина.