Top.Mail.Ru
архив

Волжский автомобильный завод

В историю "АвтоВАЗа" 1999 год войдет как начало эпохи великих перемен. Стартовавшая в этом году программа реформирования производственно-хозяйственной деятельности превратит Волжский автогигант в вертикально интегрированный холдинг. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В рамках новой схемы на "АвтоВАЗе" образованы жесткие вертикали управления, возглавляемые вице-президентами. По замыслу реформаторов это, в частности, позволит более эффективно управлять капиталом дочерних акционерных обществ, который ранее был недостаточно подконтролен. Реформы, проводимые на "АвтоВАЗе", предполагают и продажу части "вазовской" инфраструктуры, которая не дает необходимой прибыли или является убыточной. Речь идет о 12 предприятиях, в учредительном капитале которых доля "АвтоВАЗа" составляет от 20% до 40%. По прогнозам руководства, трансформация в холдинг завершится "не ранее конца 2000 года".

Постепенно решается и проблема бюджетной задолженности автогиганта. По условиям реструктуризации долга (2,85 млрд руб.). "АвтоВАЗ" с июня нынешнего года в течение 10 лет должен ежемесячно выплачивать по 80 млн руб. Как заявил в октябре председатель совета директоров АО "АвтоВАЗ" Владимир Каданников, "за 9 месяцев 1999 года выплачено порядка 10 млрд руб. налогов в бюджеты различных уровней. Закрыта задолженность перед Внешэкономбанком в размере $118 млн". По словам Каданникова, выплаченная сумма составляет почти 30% от объема всех продаж (автомобили, запчасти, услуги и т.д.).

За январь - октябрь 1999 года "АвтоВАЗ" произвел 555,5 тыс. автомобилей, что на 57,9 тыс. машин превышает показатель за тот же период прошлого года. Изменился и качественный состав малолитражек. Волжский автогигант поставил на поток ВАЗ-2111 (до конца года завод намерен выпустить 40 тыс. этих машин), завершается подготовка серийного производства хэтчбека ВАЗ-2112. Несколько "вазовских" моделей выпускаются на опытно-промышленном производстве (ОПП). Это длиннобазная пятидверная "Нива" ВАЗ-2131, минивэн ВАЗ-2120 "Надежда" и плод глубокого рестайлинга 99-й модели - ВАЗ-2115. Мощность ОПП оценивается в 15 тыс. автомобилей в год.

Запуск в серию новой "Нивы" ВАЗ-2123 (как и ВАЗ-2119 "Калина", которая должна прийти на смену "вазовской классике") возможен лишь в рамках СП с General Motors Co. По словам Владимира Каданникова, серийное производство новой "Нивы" (90 тыс. машин в год) потребует не менее $350 млн. Самостоятельно "АвтоВАЗ" таких капиталовложений не осилит. Между тем договор с GM, несмотря на неоднократные оптимистические заявления "вазовского" руководства, до сих пор не подписан.

Привлекательное соотношение цены и качества автомобилей поддерживает стойкий интерес к "вазовской" продукции за рубежом. В начале этого года планировалось поставить на экспорт 110 тыс. автомобилей. Однако "жизнь внесла свои коррективы". Лишение "АвтоВАЗа" льгот по срокам возврата валютной выручки серьезно осложнило отношения автозавода с зарубежными партнерами. В результате, по мнению Владимира Каданникова, до конца года удастся экспортировать лишь порядка 65 тыс. машин. Впрочем, снижение количества отнюдь не идет в ущерб качеству. За рубеж продаются в основном последние модели "десятого" семейства, в том числе универсал ВАЗ-2111 и ВАЗ-21103 с 16-клапанным инжекторным двигателем.

Продолжали в 1999 году развиваться и совместные сборочные проекты "АвтоВАЗа". В АО "РосЛада" осваивают производство уже второй "вазовской" модели. Теперь параллельно с выпуском "шестерок" (за год с небольшим в дилерскую сеть их отправлено около 20 тыс.) в Сызрани будут собирать ВАЗ-21093. Практически решен вопрос об организации в столице Эквадора - Кито "отверточной сборки" ВАЗ-2106 и "Нивы" ВАЗ-21214 с инжекторным двигателем. Генеральное соглашение между эквадорской фирмой Aimesa и "АвтоВАЗом" предусматривает выпуск в первый после подписания контракта год 2,5 тыс. автомобилей.

Вопреки всем трудностям руководство "АвтоВАЗа" смотрит в будущее с оптимизмом. Характерно, что эти взгляды вполне разделяет аудитор АО "АвтоВАЗ" - компания PricewaterhouseCoopers. "Несмотря на то что АО "АвтоВАЗ" по-прежнему приходится сталкиваться со множеством проблем, невозможно игнорировать тот факт, что в последние годы, отмеченные упадком многих российских предприятий, АО "АвтоВАЗ" продолжало выпускать и продавать автомобили в объемах, очень близких к производственной мощности. В этом смысле АО "АвтоВАЗ" определенно добилось успеха", - считает руководитель представительства компании в Тольятти Марк Окес-Войси.

Еще по теме

архив
Браво Интернэшнл
Среди российских компаний, выпускающих напитки, санкт-петербургская "Браво Интернэшнл" - фирма весьма нетипичная. Даже в самой "Браво" затрудняются определить профиль предприятия. Начав в 1993 году с простого боттлерства, небольшое предприятие со стопроцентно исландским капиталом и российским менеджментом превратилась к 1999-му в многопрофильную компанию, которая занимается всем - от розлива безалкогольных газированных напитков до полномасштабного производства качественного пива. Все принятые за шесть лет стратегические решения "Браво" отличаются абсолютной оригинальностью. Во-первых, "Браво" всегда старалась открыть рынок первой и быстро занять на нем лидирующее положение, "снимая сливки" с быстрорастущих продаж. Во-вторых, любое продвижение "Браво" на рынке всегда было активным и агрессивным. В-третьих, санкт-петербургские боттлеры никогда не стремились оставаться в каком-то конкретном секторе рынка навечно: зачем терять рентабельность в позиционных войнах с новыми конкурентами? Похоже, для генерального директора "Браво" Виктора Пятко и его коллег гораздо проще придумать новый бизнес, чем бороться за десятые доли процента.
Браво Интернэшнл