Top.Mail.Ru
архив

Вопрос стиля

Вести о прегрешениях сильных мира сего сразу попадают на первые полосы газет, благодаря чему они кажутся чуть ли не преступлениями, хотя зачастую речь идет о мелких грешках, не интересных правосудию. В то же самое время «великие» (или их жены, что, впрочем, одно и то же), допускающие эти прегрешения, неожиданно предстают такими же обыкновенными, как человек с улицы, который, вознеся их однажды на вершину власти, теперь над ними безжалостно насмехается и издевается. Это вполне нормально. Но случается, что некоторым удается продемонстрировать кое-что, похожее на истинное «величие».

Супруга британского премьера по сути дела не натворила ничего серьезного. Она приобрела две квартиры в Бристоле при посредничестве одного ранее судимого типа со скидкой столь значительной, сколь и странной. «С какой стати?», – спросит какой-нибудь журналист, возможно, прикормленный лукавым политиком. Дело в том, что тот посредник находился под угрозой экстрадиции, на что пришел судебный запрос из Австралии. И кто-то заподозрил, может быть, без всяких на то оснований, что британский суд в данном конкретном случае не станет демонстрировать свою несгибаемость, что, возможно, он получил инструкции не идти навстречу запросу судей из Сиднея.

Если бы это все соответствовало истине, последствия могли бы быть довольно тяжелыми. Трудно сказать, какими, наверное, разводом в семействе с Даунинг-стрит или даже отставкой бывшего лейбориста с поста премьер-министра Соединенного Королевства.

На глазах у всех Шери расплакалась. По мнению многих, этот проступок сверг Шери с ее пьедестала. Она сказала сквозь слезы: «Я не суперженщина». Она, вероятно, хотела сказать: «Я обычная женщина, и у меня есть свои слабости». Намерение достойное, но без следа решительности. Что касается последнего, то решительность продемонстрировал ее супруг, который, вместо того чтобы подать на развод, во всеуслышание выразил восхищение своей женой. Прекрасно сказано, слова, достойные хорошего мужа. Правда, несколько сомнительные для человека, пока еще являющегося премьер-министром. А Тони Блэр, похоже, намерен оставаться на этом посту.

Впрочем, даже президент Франции Жак Ширак, несмотря на возбужденный против него процесс, решил остаться на своей должности. Понятно, что грехи Ширака не тяжкие, но все же и не такие уж незначительные. На горизонте маячит угроза, что президент может быть осужден. Но он сделал вид, что его это не касается. Вопрос стиля.

Берлускони же пошел напролом и отдает под суд тех, кто пытался судить его самого, или так изменяет законы руками своего парламента, что от них мало что остается. Берлускони не ждет, пока его атакует правосудие. Он нападает сам и наносит сокрушающий удар. В этом свете фигура Джулио Андреотти, приговоренного к 24 годам тюремного заключения апелляционным судом Перуджи, приобретает просто эпический характер. Джулио Андреотти, пожизненный сенатор Итальянской Республики, был и остается весьма влиятельным лицом. Пять или шесть раз – точно не помню – он возглавлял правительство Италии; раз десять входил в состав правительства в качестве министра. Сегодня ему предъявляют обвинение в убийстве и в тесных связях с мафией. Он мог бы возмутиться и прикрыться своими привилегиями. Он мог бы воспользоваться своим правом не давать показаний, как, кстати, поступил в свое время Сильвио Берлускони. Но он предпочел пройти шаг за шагом все этапы судебного процесса, в конце которого он, хоть и выразил удивление по поводу приговора, подтвердил свое доверие суду. И сегодня Андреотти – почти национальный герой. Ему предстоит еще один судебный процесс, третий по счету, в высшей инстанции – кассационном суде. Очевидно, что Джулио Андреотти не пойдет в тюрьму отбывать наказание и, возможно, будет оправдан. Но он, несомненно, имевший кое-какие связи с мафией, на всех этапах судебного разбирательства вел себя как простой гражданин. То есть слез со своего пьедестала сам. Вопрос стиля. 

Еще по теме