Восемь уровней руководства
В прошлом месяце полторы сотни предпринимателей и менеджеров провели неделю под Саратовом в бизнес-лагере, организованном Таллинской школой менеджеров. Ее руководитель Владимир Тарасов, пожалуй, наиболее авторитетный из российских специалистов по управленческому консалтингу.
Таллиннская школа менеджеров была создана в 1984 году и еще в советское время приобрела известность за пределами Эстонии. А в 90-е годы Владимир Тарасов и его методы управления оказались еще более востребованными. Сейчас гуру отечественного менеджмента регулярно проводит семинары в крупных российских городах. Слушатели его школы - это в основном менеджеры среднего и высшего звеньев из банков и компаний, работающих в сфере торговли и услуг.
"Я обучаю искусству управления отчасти на примере своих удач и ошибок, отчасти на примере других людей, - говорит Владимир Тарасов. - У меня за плечами личный управленческий опыт, пришедшийся, правда, на советское время. Сейчас я владею небольшой торговой фирмой. Но в основном идеи получаю от тех людей, которых консультирую. Я обсуждаю с менеджерами их проблемы и таким образом сам продолжаю обучаться".
Свою методику Владимир Тарасов называет социальной технологией. Термин "технология" здесь присутствует не для красного словца. Тарасов учит создавать такую схему отношений внутри организации, которая позволяет наладить ее работу в режиме отлаженного механизма, требующего минимального вмешательства со стороны руководителя.
На каком вы уровне?
Высший уровень менеджмента по Тарасову - это когда для управления организацией достаточно просто факта, что "руководитель существует".
Владимир Тарасов определил восемь последовательных шагов в совершенствовании менеджмента. За счет стандартизации выполнения работ и делегирования полномочий руководитель становится максимально свободным для решения своей главной задачи - развития бизнеса.
Первый шаг любого менеджера согласно Тарасову - утверждение своего статуса. Вторая ступень - менеджер определяет оптимальную "загрузку" подчиненных и начинает отдавать приказы и распоряжения. На этой стадии начинается процесс делегирования части полномочий подчиненным.
"Делегирование должно происходить не сразу, а поэтапно, чтобы у подчиненного выработался стереотип действия, - говорит Владимир Тарасов. - Начинается все с совместного выполнения задачи и далее происходит со все меньшей поддержкой со стороны руководителя".
Определенный перелом наступает на третьей ступени. Руководитель переходит на уровень командного управления, когда для выполнения работы достаточно просто поставить задачу. Предполагается, что работа подчиненных уже настолько упорядочена, что они без разъяснений менеджера знают, что и как нужно делать. На четвертой ступени - иррациональное управление - руководителю достаточно пожеланий и оценок для корректировки работы подчиненных.
Выхода на третий-четвертый уровень достаточно для эффективной работы компании.
"Умение делегировать, которому я научился у Тарасова, помогает мне сэкономить массу времени и сил, - рассказывает Игорь Шаповалов, генеральный директор московской фондовой компании "Пионер Сервисиз". - Мы распределили финансовые решения по их стоимости в соответствии с рангом менеджера. Например, члены совета директоров занимаются операциями стоимостью не менее $100 тыс. Такое делегирование позволяет заниматься действительно крупными решениями и планами развития компании".
"Я возглавляю торговую фирму, но сам лично за всю ее историю ничего не купил и не продал, - говорит Дмитрий Удалов из Саратова, президент компании "Русское поле", специализирующейся на торговле зерном и хлебопродуктами. - У нас четко распределена ответственность по решениям в зависимости от уровня руководителя. Преимущество системы Тарасова в том, что она помогает сосредоточиться именно на вопросах управления. С частными проблемами разберется соответствующий специалист".
"Выстраивать новую систему отношений в компании я начал после того, как прошел в конце 1997 года свой первый курс у Тарасова, - рассказывает Михаил Кузьмин, президент челябинской торговой компании "Уралобувь". - Сейчас я достиг четвертого уровня по схеме Тарасова. Могу, например, спокойно отправиться в любую деловую поездку, передав все полномочия вице-президенту".
"У Тарасова я также научился умению расставлять для подчиненных приоритеты по выполнению конкретной работы, - рассказывает Игорь Шаповалов. - Если сотрудник много работает, это еще не значит, что он делает именно ту работу, которая нужна начальнику. Я, например, просто запрещаю работать после 18 часов. Если кто-то что-то не успевает, я прошу его составить список выполняемых задач в порядке убывания их важности и указать, что именно и почему он не успевает. Постоянно демонстрируя свою старательность и усердность, подчиненный просто пытается "перетянуть" к себе право расставлять приоритеты".
Пятая ступень искусства управления по Тарасову - когда руководитель переходит в режим вопросов, с помощью которых контролирует подчиненных. Шестая - подчиненные сами задают вопросы, когда самостоятельно не могут принять решение. Седьмой этап - подчиненные предлагают варианты готовых решений, среди которых руководитель просто выбирает оптимальное. И последняя ступень - уже упоминавшийся уровень "руководителя-легенды". Он вообще ни во что не вмешивается, но подчиненные знают, что он может сделать это в любой момент. Само по себе наличие руководителя - даже при его физическом отсутствии на рабочем месте - является главным организующим фактором в работе компании.
Кун-фу для руководителей
Один из основных курсов Таллинской школы менеджеров называется "Искусство управленческой борьбы".
Владимир Тарасов считает, что управления без борьбы не бывает. Разница интересов - это нормальное состояние в человеческих отношениях. Соответственно каждая сторона настроена отстаивать именно свою позицию. "Вот и получается, что я вам поручаю, а вы мне возражаете", - говорит Тарасов.
Директор школы менеджеров различает позиционную и деловую борьбу. В первом случае каждая из сторон настаивает на собственном интересе, компромисс здесь означает ослабление одной из сторон. В деловой же борьбе стороны настраиваются на соглашение, выгода от которого доступна обоим.
В управленческом поединке по сути победа одной из сторон (руководящей) должна быть неизбежной. Для менеджера такой поединок - это способ преодолеть сопротивление управленческому решению. Но при этом он должен найти такой вариант решения, который не приводил бы к подавлению другой стороны.
"Можно, воспользовавшись своим превосходством, просто "утопить" соперника, а можно поместить его в ситуацию, где он увидит ваши преимущества и ему ничего не останется, как обратиться к вам за помощью", - поясняет Владимир Тарасов.
В обучении технике управленческой борьбы он использует приемы военного искусства Древнего Китая. Например: "Располагайся так, чтобы за спиной была гора", то есть найди для себя преимущества, которые трудно оспорить. Тарасов считает, что в любой ситуации можно найти свою "гору". "Даже ребенок, несмотря на свою внешнюю беспомощность, управляет родителями - через их чувства", - говорит он.
Другой прием: "Покажи врагу дорогу к жизни". Для того чтобы не встретить ожесточенного сопротивления и выиграть, необходимо показать сопернику, что вы не стремитесь к его "гибели" и предлагаете выход из столкновения интересов.
"На деле техника борьбы по Тарасову - это техника налаживания сотрудничества, - высказывает свое мнение Игорь Шаповалов из "Пионер Сервисиз". - Расставляются позиции, определяется, у кого какие преимущества, и вся проблема решается на словах".
Обучая руководителей методам успешного управления, Владимир Тарасов, как какой-нибудь наставник кун-фу, предупреждает: "Прежде чем управлять картиной мира другого человека, нужно позаботиться об адекватности своей собственной".
Технике управленческой борьбы Тарасов обучает при помощи так называемых управленческих поединков - особых ролевых игр. На выездных сессиях школы он устраивает настоящие чемпионаты по управленческой борьбе. В бизнес-лагере под Саратовом такой чемпионат был впервые проведен на всероссийском уровне. Подобные соревнования Тарасов намерен организовывать и в будущем. В том числе в виде виртуальных поединков на специальном сайте, который сейчас создается в Интернете.