Top.Mail.Ru
архив

Время перемен


бизнес-образование, MBAОднако тот же кризис заставил бизнес-школы искать новые пути развития. Всплеск интереса к корпоративным программам, улучшение позиций на международном рынке и налаживание диалога с бизнесом говорят о верном выборе.

 

Моя твоя не понимай

Помните юмореску Райкина, диалог Государства и Народа? Чем дальше, тем больше сходства между ней и современной ситуацией в российском бизнес-образовании. Раз за разом государство старается сделать как лучше, а получается… то, что получается. Каждый новый чиновник "открывает Америку": бизнес-образование отличается от академического! И все бы ничего, но к работе бизнес-школ по-прежнему пытаются подходить с теми же мерками и лекалами, что и к традиционному академическому образованию. В результате бизнес-школам все сложнее сохранять мобильность и прикладные характеристики программ.

Бизнес-школы в один голос заявляют: не учите нас преподавать. И просят лишь об одном - о четкой нормативной базе, позволившей бы работать с той же эффективностью, с какой работают бизнес-школы за рубежом. Но первые российские бизнес-школы уже отметили 20-летний юбилей, а воз и ныне там.
Иначе дело обстоит в плане диалога с бизнесом. Совершенно очевидно, что развитие бизнес-образования невозможно без тесного сотрудничества с компаниями. О его необходимости рассуждают уже не первый год. При этом каждый ждет, что первый шаг сделает другая сторона. Бизнес-школы говорят о том, что бизнес должен сформулировать четкие требования и объяснить, что ему нужно от образования. Компании, в свою очередь, заявляют, что образование должно больше соответствовать потребностям бизнеса. Казалось бы, все просто, все хотят одного и того же. Но на практике, если дело и доходит до переговоров, чаще всего оказывается, что ни одна из сторон не готова к реальному взаимодействию.

 

Сами с усами

Недоверие к качеству бизнес-образования привело к тому, что крупные компании предпочли создавать собственные - корпоративные - университеты. Однако большинство из них действуют как тренинговые центры и лишь немногие, самые крупные, начинают разрабатывать свои долгосрочные программы обучения или заказывать программы MBA ведущим бизнес-школам страны.

Формат сотрудничества зависит от объема участия бизнес-школы в образовательном процессе и может варьироваться от ситуации, когда бизнес-школа выстраивает всю систему обучения в корпоративном университете до предоставления бизнес-школой "звездных" преподавателей, которые по заказу корпоративного университета самостоятельно разрабатывают лекцию или семинар.

По мнению Андрея Зинченко, проректора по корпоративному обучению МИМ "ЛИНК", кризис затормозил совместную работу бизнес-школ и корпораций, но сегодня ситуация меняется: работодатели начали размораживать бюджеты на обучение персонала. Первыми признаками послекризисной оттепели стали тендеры на обучение, хотя нынешние бюджеты и меньше в 2-3 раза, чем были до периода экономических неурядиц.

"Корпоративные программы MBA сейчас занимают очень небольшую долю рынка, - отмечает Александр Чеканский, декан факультета "Стратегическое управление" ИБДА РАНХиГС. - Компании предпочитают направлять сотрудников в школы бизнеса на открытые программы".

Между тем эксперты ожидают, что в ближайшие годы именно сегмент корпоративного бизнес-образования будет развиваться особенно активно.
Что же касается абитуриентов и слушателей, то они тоже становятся более "самостоятельными". Хотя модульные, вечерние программы и формат выходного дня по-прежнему пользуются спросом, все популярнее становятся технологии "сборки" программ MBA. Первыми программы-"лего" предложили ИБДА и МИРБИС. Позднее возможность "собирать" программу из различных "кирпичиков"-модулей, самостоятельно определяя приоритеты, появилась и в других бизнес-школах.
"Сегодня на рынке российского бизнес-образования все больше школ позволяют слушателям самим формировать учебные программы, выбирать предметы, наиболее интересные для них, - рассказывает Наталья Жаворонкова, директор программы MBA "Стратегия" МИМ "ЛИНК". - У нас есть рекомендуемый путь изучения программы, но слушатель всегда может самостоятельно выбрать интересующие его модули и порядок их изучения. Такой формат обучения интересен двум категориям слушателей. Первую категорию условно можно назвать "осознанными прагматиками" - это слушатели, понимающие круг актуальных для них управленческих задач и свои точки роста в компетенциях. Они выбирают модули программы, которые помогут им устранить недочеты в управленческой компетенции. Вторую категорию таких слушателей можно назвать "работающими на опережение" - они в большей степени связывают обучение с будущими перспективами своих компаний и собственными карьерными устремлениями".

 

Мир, дружба, жвачка

Развитие открытых программ MBA по большому счету созвучно развитию корпоративного сегмента. Если раньше предпочтение отдавалось дженералистским программам и бытовало мнение, что на программах MBA слушатели должны получить общеуправленческие знания и навыки, а частности познавать потом, на корпоративном обучении, то сегодня в "фаворе" специализированные программы MBA, придя на которые менеджеры получают и общеуправленческие, и отраслевые знания и навыки.

"Вектор развития у этих программ один и тот же, - поясняет Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ (ИБДА), президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), - и я думаю, в будущем они еще не раз пересекутся".

Между тем отдельные симбиозы бизнес-школ и компаний есть и сейчас. На сегодняшний день подобное сотрудничество развивается по двум основным направлениям. Первое - совместные учебные программы (те же MBA), которыми могут похвастаться крупнейшие школы страны. Например, ИБДА разработал корпоративную программу специально для "Майкрософт", школа бизнеса "МИРБИС" уже несколько лет успешно сотрудничает с HP, сотрудники Unilever провели курс лекций и семинаров для студентов МГУ, МШБ "Синергия" запустила корпоративную программу Executive MBA для специалистов компании "Ситроникс".

Второе направление сотрудничества - совместные исследовательские проекты и спонсорство. Так, недавно ИКЕА и МГИМО договорились о финансировании Эндаумент-фонда МГИМО и создании на базе института исследовательского центра и кафедры корпоративного управления с целью исследований и развития корпоративного управления в России и улучшения методов контроля качества в высшей школе. МИРБИС позиционирует себя как школа-университет, работающая при поддержке "Уралсиба". Свой стратегический партнер имеется и у школы бизнеса "Синергия".

 

Поговори со мною, милый

Диалогу между компаниями и бизнес-школами помогают и выпускники. К сожалению, не многие российские бизнес-школы могут похвастаться действующими ассоциациями выпускников. В большинстве случаев работа подобных организаций ограничивается ежегодными встречами бывших соучеников. В крупных бизнес-школах ассоциации более активны. При поддержке школы, а иногда и самостоятельно они организуют семинары, мастер-классы, краткосрочные курсы, цель которых - обновить знания выпускников и дать им информацию о самых последних тенденциях и веяниях.
Впрочем, сами бизнес-школы признают, что до идеального сотрудничества с выпускниками им еще далеко.
"Взаимодействие с ассоциацией выпускников - основа при принятии бизнес-школой решений о качественных изменениях в программах, - объясняет Сергей Мясоедов. - Выпускники, с одной стороны, "свои" - они разделяют ценности бизнес-школы, знают ее преподавателей, в курсе ее проблем и достижений, они знают бизнес-школу изнутри. С другой стороны, выпускники - успешные представители бизнеса и могут взглянуть на ситуацию с противоположной точки зрения. Выпускники знают оба "мира", говорят на двух языках и поэтому именно они должны советовать, как изменить программы, чтобы те соответствовали реальным нуждам бизнеса. Бизнес-школы должны чаще собирать выпускников, чтобы услышать их мнение и получше к нему прислушаться".

 

След в след

Спрос на программы бизнес-образования во многом определяется тенденциями развития экономики. По данным РАБО, объем рынка российского бизнес-образования в кризисные годы снизился на треть.
По мнению Александра Чеканского, "сейчас на этом рынке стагнация, спрос если и растет, то очень низкими темпами, точно так же, как и экономика в целом".

Одной из особенностей влияния кризиса на бизнес-образование является то, что бизнес-школы "отстают" от требований рынка и им нужно некоторое время, чтобы сократить дистанцию. "Сегодня многие бизнес-школы не успевают за спросом и вместо компетентного подхода все еще предлагают "знаниевый" - тот, с которым вы встречаетесь на высшем образовании, слушая лекции и начитывая книги", - отмечает Сергей Щенников, ректор МИМ "ЛИНК".
Восстановление отечественного рынка бизнес-образования идет до сих пор, но положительные тенденции уже появились, а значит можно надеяться на скорое "выздоровление".

 

Сергей Мясоедов, ректор ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, президент РАБО:

"Во всем мире корпоративный рынок бизнес-образования сопоставим по оборотам с рынком открытых программ MBA и Executive Development. В России также наблюдается всплеск интереса к корпоративному обучению, и через 5-6 лет обороты в этом сегменте и на рынке MBA уравняются.

Новое явление на мировом посткризисном рынке и в России - предпочтение многими клиентами программам MBA более дешевых дженералистских программ магистратуры. И можно ожидать, что магистерские программы отвоюют часть рынка у MBA.

Кроме того, обострение конкуренции между большими университетскими и малыми инновационными частными бизнес-школами привело к дифференциации рынка и постепенному уходу небольших частных школ в сегменты краткосрочных программ, ориентированных на конкретные отрасли и компании".


Елена Деливрон, директор по экономике и финансам представительства "Атлас Корпорейт Сервисез ГмбХ" (Швейцария), выпускница ИБДА:

"Я выбрала MBA, потому что понимала: чтобы добиваться в бизнесе определенных результатов, нужны знания. MBA - это программа, которая максимально приближена к практике, она учитывает все особенности бизнеса, рынка и все новшества.

Прежде всего, программа позволила получить углубленные и системные знания в области экономических и финансовых дисциплин. Такие фундаментальные знания крайне необходимы любому руководителю, особенно в период кризиса.

Важными и полезными считаю деловые игры, групповые решения кейсов, подготовку и защиту курсовых и выпускной работы, в обсуждении которых принимали активное участие слушатели нашего потока и преподавательский состав. Важно, что все были готовы поделиться своим уникальным практическим опытом.

Для меня это импульс к познанию нового, необычный взгляд на умозаключения других людей, мир бизнеса, круг единомышленников. Обучение дает осознание безграничности мира, структурное изложение материала позволяет закрепить знания с разных точек зрения. Приятное интеллектуальное общение - большая польза для саморазвития".

 

Елена Юртаева, слушательница программы "Евроменеджмент - MBA" Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ:

"Мир движется вперед, и требований к работникам с каждым годом становится все больше. Раньше было достаточно одного высшего образования, но требования ужесточились, люди поняли, что недостаточно одного образования, расширяли знания, получали второе высшее, но в вузах не учат, как вести бизнес, как управлять людьми и многозадачными процессами. MBA помогает в решении этих проблем, EMBA позволяет дополнительно получить бонус в виде западного образования, иного взгляда на проблемы.
Как подытог, на мой взгляд, наличие MBA - это путь к успешной карьере, продвижению по служебной лестнице, получению высокоэффективных результатов, грамотному управлению бизнесом. И в то же время бонус прежде всего для себя лично. Получая знания, устраняя проблемы, ты становишься грамотным руководителем. А это и успешная карьера, и бонус уверенности в своих силах и компетентности".


Еще по теме