Top.Mail.Ru
первые лица

Вторая мобилизация «Свободы»

Евгений Пантелеев Евгений Пантелеев

Пандемию неслучайно сравнивают с войной: с первых ее дней производства начали оперативно мобилизовываться на выпуск противовирусной защиты. На московской косметической фабрике «Свобода» стали производить антисептики и за первый месяц выпустили 1 млн флаконов. Сейчас спрос пошел на спад, но в целом все, что связано с личной гигиеной, остается более востребованным, чем до пандемии, рассказал в интервью журналу «Компания» гендиректор фабрики «Свобода» Евгений Пантелеев.

Антисептики в конце марта превратились в товар первой необходимости. Об обеспечении ими докладывали главе государства. Как быстро вам удалось перестроить линии на выпуск этой востребованной продукции?

— С появлением первых сообщений о пандемии люди стали заметно больше внимания уделять гигиене, появился запрос от бизнеса и общества на антисептические средства, и мы приступили к выпуску сразу пяти видов продукции — геля, лосьона, двух видов твердого, одного вида жидкого мыла, а чуть позже выпустили крем-протектор для рук. Линии были перепрофилированы чуть больше чем за неделю.

Уже к середине карантинного мая мы выпустили около одного млн флаконов с антисептиками. Это очень много! Здесь нельзя не отметить другую сторону проблемы с выпуском: в «мирное» время на сертификацию новинок требуется, как правило, не один месяц. В той особой ситуации власти создали условия, при которых на сертификацию потребовалось не больше двух недель.

Были ли в истории компании кейсы, когда потребовались столь же быстрые и значительные изменения, как это было в прошлом году?

— Кризисы были, и очень разные. Если вспомнить, что компания была основана в 1843 году, то можно понять, что мы пережили революцию, несколько войн, экономических кризисов и даже отмену крепостного права.

Во время Великой Отечественной войны в очень сжатые сроки полностью перевели косметическое производство на военные рельсы. В цехах стали производить порох, глицерин для авиации, запалы для гранат и многое другое.

Кризис 1990-х был структурным и финансовым. В то время с трудом сохранили производство и почти полностью утратили сырьевую базу.

Особенность пандемического кризиса скорее психологическая. Страх перед болезнью буквально парализовывал. Когда кто-то из работников производства заболевал, приходилось тестировать весь коллектив. Некоторых мы вывели на удаленную работу, но в цехе офлайн невозможен. Поэтому принимали самые жесткие меры санитарной безопасности. Тем более что средний возраст наших сотрудников — 45 лет, и многие попадали в группу риска.

Результатом этого неожиданно стала сильная консолидация всех работников. Люди в коллективе стали более внимательно относится друг к другу.

Сейчас чувствуется, что пик кризиса прошли, восстанавливаемся. Впереди большая программа обновления.

Как была организована работа сотрудников в условиях карантина?

— Пандемию встречали в авральном режиме — смены увеличили до 13 часов, чтобы максимально быстро разработать, сертифицировать и наладить выпуск санитайзеров.

Треть сотрудников, преимущественно офисных работников, мы перевели на дистанционный формат работы. Сейчас все службы работают в обычном режиме.

санитайзерыПроизводство санитайзеров на фабрике «Свобода»
Как бы вы оценили меры поддержки со стороны столичного правительства во время пандемии?

— Большинство структур оперативно реагировали на все обращения. Самые большие проблемы были связаны с поставками спиртов: наша система оказалась не готова к тому, что продажи изопропилового спирта возросли в разы. Спекулятивная составляющая в ценах сильно раздражала. Спасли закупки в Китае — это дало возможность бизнесу выдохнуть. Однако проблему такого рода за два дня не решить.

С экономическим блоком мэрии, оперативным штабом был очень тесный контакт. Производству антисептиков и гигиенических средств в целом городские власти уделяли особое внимание, что позитивно сказалось на нашей ритмичной работе.

Можете ли вы оценить влияние пандемии на основные бизнес-показатели?

— Объемы производства и продаж во втором квартале прошлого года упали на 30–40%. Несмотря на общее экономическое оживление, которое началось в июле — августе, 2020 год закончили с 7-процентным сокращением. Будем догонять в 2021 году!

Изменилась ли стратегия развития предприятия?

— Так называемый стратегический запас антисептиков мы держим на складе и в целом пока не снимаем с повестки дня их выпуск. Но надо понимать еще и психологию покупателя: как только статистика заболеваемости пошла вниз, спрос на антисептики резко упал. Поэтому мы увеличили выпуск профилактических и гигиенических средств. Совместно с учеными медико-стоматологического университета им. Евдокимова разработали антибактериальные средства для полости рта, которые показали свою эффективность в условиях ковидного стационара. Наладили выпуск нескольких сортов мыла с антибактериальными компонентами.

И в целом все, что связано с личной гигиеной, остается более востребованным, чем до пандемии.

Несмотря на некоторое смещение потребительского интереса во время пандемии, есть ли новинки, не связанные с борьбой с коронавирусом?

— Не так много, как планировали, но есть. Для женщин мы выпустили целую серию отбеливающих косметических средств для лица и рук. В помощь тем, кто хотел бы бросить курить, разработали зубную пасту Stop Smoking. Еще продолжили разработку новинок в детской косметике и средствах гигиены. Не поверите, но подумали и о семейном счастье. Самые маленькие, когда их мамы моют в ванной, теперь смогут заняться творчеством и разрисовывать стены в ванной нашими детскими мыльными красками.

Наверное, интернет-продажи подросли? Какие планы по доле выручки от интернет-продаж на ближайшее время?

— Развитие нашей интернет-торговли застрахует от возможных закрытий офлайн-магазинов в будущем. Кроме того, позволит решить вопрос с поставками нашей продукции в отдаленные регионы, так как пропадает необходимость подстраиваться под дистрибьюторов, берущих максимум 10% от нашего ассортимента, и освобождает от диктата физических торговых полок.

Одновременно присутствие на глобальных маркетплейсах открывает для компании экспортные возможности. Наша продукция традиционно поставляется на постсоветское пространство, а также в Монголию, Вьетнам, страны Ближнего Востока. Потенциал есть в Европе и даже в Африке.

Наиболее популярными экспортными товарами широкого потребления, сделанными в Москве, в 2020 году стали косметика и бытовая химия. Объем экспорта средств для волос составил $139 млн, средств для макияжа и ухода за кожей — $104 млн, моющих и чистящих средств — $ 89 млн.

Для поддержки столичных экспортеров центр «Моспром» запустил цифровую платформу для оценки экспортного потенциала компании и отдельных продуктов. «Только по итогам 2020 года несырьевой неэнергетический экспорт Москвы составил 39,86 миллиарда долларов, что почти на треть больше, чем годом ранее. Мы рассчитываем, что новая услуга позволит действующим экспортерам укрепить позиции на зарубежных рынках, а также поможет компаниям начать экспортировать свою продукцию», — отмечает вице-мэр Москвы Владимир Ефимов.

прочитать весь текст
Какие ваши продукты и почему могут быть востребованы на зарубежных рынках? Какие планы по экспорту продукции вы ставите?

— Сегодня порядка 15% от нашего сбыта — это поставки на экспорт. На зарубежных рынках спросом пользуется и традиционный ассортимент, например наши питательные кремы, и новые разработки. Я имею в виду нашу мегасерию SVOBODA. Но в разных странах — разные предпочтения. Например, у китайцев особый пиетет вызывает любая косметика в алюминиевых тубах, в Европе (и не только!) очень ценят наши детские серии «Тик-Так» и «Алиса», азиатские страны много закупают нашего мыла, а в последнее время — и мужскую косметику. Лидерами по экспорту остаются Грузия и Узбекистан. Если говорить о планах по экспорту, то пока нам нужно вернуть доковидный уровень поставок, в этом году наверстаем упущенное, а дальше время покажет.

В чем, на ваш взгляд, точки роста современного косметического рынка?

— Российский косметический рынок развит достаточно хорошо. На нем присутствуют около 10–15 крупных отечественных игроков и столько же иностранных производителей, так что наш потребитель не обижен.

Конечно, есть вопросы с качеством, ценообразованием, рекламой, поставками сырья — многие из них придется решать именно в 2021 году.

Большие надежда мы возлагаем на программу импортозамещения в области малотоннажной химии, которую сейчас разрабатывает Минпромторг. Как бы мы ни стремились использовать только отечественное сырье, каких-то компонентов в России просто нет. Около половины сырья — импорт. Частично эта проблема еще с советских времен, когда парфюмерно-косметическая отрасль не считалась приоритетной. Как не производились в стране парфюмерные отдушки, так и не производятся. Мы вынуждены завозить и многие активные компоненты, например, чистящие компоненты для зубных паст приобретаем в Индии и Великобритании.

При этом потенциал у химических производств в России явно есть. Достаточно посмотреть на то, как в Дзержинске наладили производство синтетических моющих средств.

В части оборудования зависимость от импорта еще более сильная: за границей закупаем все — от реактора, в котором варится крем или шампунь, до фасовочной линии. Это проблема для всего рынка, и, надеюсь, на нее тоже обратят внимание власти.

«Свобода» создана на базе первой в России парфюмерной фабрики Товарищества «А. Ралле и Ко», основанной в 1843 году в Москве французом Альфонсом Антоновичем Ралле. Предприятие специализировалось на дорогой косметике — духах, одеколонах, помадах, пудре. Разработкой рецептуры занимались приглашенные из-за границы парфюмеры, сырье доставлялось из Франции и Италии.

В 1917 году Товарищество «Ралле и Ко» было национализировано и переименовано сначала в «Государственный мыловаренный завод №4», а в 1922 году — в «Государственную мыльно-косметическую фабрику "Свобода"».

С 1992 года компания носит название ОАО «Косметическое объединение "Свобода"».

Сегодня производственную структуру предприятия составляют 3 производства: мыловаренное, косметическое и производство зубных паст и шампуней.

Оборот компании в 2019 году — 2,5 млрд рублей. 

прочитать весь текст