Top.Mail.Ru
рынки

Шиш тебе, а не уголь, Тува

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Тува, вслед за Сибирью и Алтаем, оказалась на грани массового замерзания из-за нехватки доступного угля. Рост цен на него вызван нежеланием угольщиков делать скидку для внутреннего рынка в условиях ажиотажного спроса в Китае. Попытки государственного регулирования цены порождают спекуляции и уголовные дела.

«Ну тогда шиш тебе, а не уголь зимой»

В начале декабря СМИ со ссылкой на правительство Тувы сообщили, что «дочка» En+, Тувинская горнорудная компания, обязалась сохранить в 2022 году цену на уголь для жителей республики на уровне 2,2 тыс. рублей за тонну и бесплатно обеспечивать углем малоимущих граждан и многодетные семьи. Кроме того, компания зафиксировала цену на уголь для предприятий ТЭК и бюджетных организаций на уровне 2 985,6 рубля. Технически она может себе это позволить, поскольку уголь, который она добывает в республике, официально никуда не вывозится.

Соглашение было подписано после того, как ценовой спор между главой республики Владиславом Ховалыгом и En+ вышел на уровень первого вице-премьера Андрея Белоусова. Москва не на шутку встревожена перспективой угольных бунтов: три четверти населения на родине Сергея Шойгу живут при -40°С в домах с печным отоплением, а цены на уголь растут каждый год. Если бы не это соглашение, тувинцам сейчас пришлось бы платить за уголь более 5 тысяч рублей за тонну, а жителям отдаленных районов — по 10 тысяч. Учитывая, что одной семье на зиму надо 7-8 тонн угля, отопление обошлось бы в 30-80 тысяч рублей.

Соглашению предшествовал суд между ТГРК и правительством Тувы, где последнее обосновало государственное регулирование цен на уголь монопольным (более 50%) положением «дочки» En+ на рынке региона. Это единственный поставщик энергетического угля для ТЭЦ, котельных и сотен тысяч домовладений.

Но проблема в том, что других рынков сбыта, кроме собственно Тувы, у компании нет и, если цена будет нерыночной, предприятие может обанкротиться. Спасти ее баланс может экспорт, но после роста цен на азиатских рынках РЖД оказалась перегружена вагонами с углем и отдает приоритет крупнейшим производителям Кузбасса и Якутии. Из-за этого Тувинской горнорудной компании пришлось сократить производство с 2 млн до 400 тысяч тонн — ровно столько потребляет за год республика.

Тем не менее в 2020 году чистая прибыль ТГРК выросла втрое — до 207,1 млн рублей, хотя выручка относительно 2019-го упала на 17,4%. Прибыль обеспечил рост цены на уголь. Чтобы компания не понесла сильных убытков из-за социальной цены, правительство РФ гарантировало ей возможность экспорта своего угля через включение в экспортные планы страны на 2022 год. Такие же гарантии даны Бурятии и Хакассии, которые тоже оказались отрезаны от экспорта.

Но как только Тувинская горнорудная компания начала отгружать уголь по 2200 рублей за тонну, ее разрезы атаковали перекупщики из соседней Хакассии, где тонна угля стоит 3700 рублей. Из-за этого уголь в продаже у самих тувинцев вообще закончился — не потому, что его не хватает, а потому, что местные водители в ходе многочасовых простоев в очереди за углем тратили топлива больше, чем зарабатывали за рейс. В связи с этим в начале февраля власти Тувы запретили вывозить уголь из республики, Минтопэнерго региона стало закупать его для нужд Кызыла централизованно, а перекупщиками занялась прокуратура.

Эксперты региона видят в этой истории и политическую интригу. «Проблемы начались осенью, когда новый губернатор Тувы Владислав Ховалыг попытался диктовать угольной компании ценовую политику, — вспоминает экс-помощник губернатора Тувы, политолог Борис Мышлявцев. — Ему негласно передали: ну тогда шиш тебе, а не уголь зимой. Прежняя власть, то есть ставленники Сергея Шойгу из окружения экс-губернатора Шолбана Кара-Оола, используют ситуацию для дискредитации Ховалыга. Косвенно это щелчок и по носу замглавы администрации президента Сергея Кириенко, который инициировал в апреле прошлого года смену тувинской власти на "нешойгуевских" людей».

Внутренних цен нет, есть только мировые

Между тем уголь перестал быть доступным населению по всей стране: из-за ажиотажного спроса в Китае производители стараются его экспортировать, а если и продают на внутреннем рынке, то по мировым ценам. Фактически, с углем произошло то же самое, что год назад с металлом, стройматериалами, гречкой и растительным маслом. Экспорт угля из России вырос за 2021 год почти на треть — это притом, что и годом ранее на внешних рынках российские компании продали больше, чем на внутреннем. По данным «Росинформугля», за прошлый год тонна топочного угля для населения подорожала в опте с 2,3 до 3,3 тысячи рублей, а в рознице до 5-6,5 тысячи рублей.

При этом в некоторых регионах уголь вообще исчез из продажи — в основном это Сибирь, где уровень газификации низкий, зимы холодные и доступность печного топлива критически важна для выживания людей. В декабре СКР обратил внимание на вопиющую ситуацию: угля не хватает населению и производителям тепла не только в Омской, Новосибирской областях и на Алтае, но даже в Кемеровской области, где он добывается. Причина — весь уголь уходит на экспорт. Дефицит угля и дороговизна дров на рынке привели к тому, что сибиряки начали массово вырубать на дрова лес. А в городских квартирах воцарился холод: котельные стали экономить дорогое топливо. В результате, пока телевизор рассказывает пенсионерам о замерзающей без русского газа Европе, мерзнут сами пенсионеры.

23 декабря президент Владимир Путин, отвечая на вопрос о дефиците угля, обвинил в нем региональных чиновников. «То что уголь подорожал, это хорошо, — считает он. — Просто надо было своевременно реагировать на объемы закупок и на работу с компаниями… Это просто упущение муниципалитетов и регионов… Путь простой — субсидии, мы же их предоставляем. Просто нужно своевременно реагировать».

Возможно ли вообще в современной экономике удержать цену на уголь в отдельно взятом регионе на уровне значительно ниже рыночного? Илья Макаров, директор группы корпоративных рейтингов АКРА, допускает, что да. «Наверное, это возможно, если предположить создание какого-то госрезерва, куда закупался бы уголь по долгосрочный контрактам, а оттуда бы продавался по тем же ценам с небольшой маржой населению для отопительного сезона», — говорит он.

Некоторые страны-производители угля решают вопрос радикально: 1 января правительство Индонезии, откуда уголь тоже массово вывозился в Китай, Индию, Японию и Южную Корею, ввело тотальный запрет на его экспорт до конца года. Если бы этого не произошло, тепловым электростанциям страны не хватило бы топлива для выработки электроэнергии.