Top.Mail.Ru
архив

"Зенитная" артиллерия

Газпром, Зенит

За время строительства стадиона "Зенит-Арена" в Санкт-Петербурге сменились три руководителя городского стройкомплекса и два генподрядчика, был назначен новый губернатор. Игры чемпионата мира 2018 г. по футболу пройдут на двенадцати площадках, но стадион "Зенит-Арена" - явный рекордсмен: он наиболее дорогой и самый долго "изготовляемый". Его бюджет за пять лет строительства разбух, увеличившись более чем в шесть раз, до 43,8 млрд руб., а сама стройка грозит затянуться еще на три года. Почему так выросла смета и кто за это в ответе, пытался разобраться "Ко".

Идея "пятизвездочного" стадиона для чемпионата мира с редкими конструкциями - выкатной ареной и раздвижной крышей - родилась в 2006 г., когда губернатором Северной столицы была Валентина Матвиенко, а главой строительного комитета в питерском правительстве - Роман Филимонов. Этот тандем "отличился" такими яркими проектами, как офис для "Газпром нефти" (Охта-центр высотой 396 м), из-за которого "град Петров" чуть не был вычеркнут ЮНЕСКО из списка объектов Всемирного наследия, универмаг "Стокманн" на Невском, нарушивший высотный регламент и историческое единство знаменитого проспекта, Мариинский театр и т.д. Сегодня Валентина Матвиенко спикер Совета Федерации, а господин Филимонов удачно вписался в команду Сергея Шойгу: сначала был его замом, когда Сергей Кужугетович руководил Московской областью, а ныне он глава строительного департамента Минобороны.

В сентябре прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев, проинспектировав стройку стадиона, назвал ее "позорной". После этого Счетная палата РФ провела аудит и рекомендовала урезать смету примерно на четверть, или на 10 млрд руб., а Следственный комитет России завел уголовные дела по фактам нецелевого использования средств. Но предпринятые ведомствами меры не направлены ни против действующего генподрядчика, ни против заказчика. Уголовные дела возбуждены в отношении фирм экс-генподрядчика стадиона, хозяин которых, Григорий Фельдман, погиб. Заказчик же стадиона, питерская мэрия, не только не прислушалась к рекомендациям Счетной палаты, но, напротив, направила в Главгосэкспертизу проект с увеличенным бюджетом спортплощадки.

Стадион "Зенит-Арена" с 2006 г. возводится на месте стадиона им. С.М. Кирова, построенного по проекту архитектора Александра Никольского в западной части Крестовского острова. Губернатор Валентина Матвиенко исключила его из реестра памятников архитектуры, дабы без помех появился новый. Постройку спортивного сооружения на 62 000 мест должен был финансировать "Газпром", но он отказался сразу, мотивируя сие тем, что его дочернее предприятие "Газпром нефть" платит значительные налоги в бюджет Санкт-Петербурга. Так, за 2006-2011 гг. "Газпром нефть" выплатила в бюджет Северной столицы 90,6 млрд руб., или в среднем 15 млрд руб. в год. В итоге стадион полностью строится на деньги питерского бюджета, получая ежегодно, по данным Контрольно-счетной палаты Петербурга (КСП), около 3-4 млрд руб. в год.

Первым подрядчиком строительства "Зенита" стала компания "Синтез-СУИ" нефтеперерабатывающей корпорации "Синтез". Она получила генподряд, выиграв тендер у немецкой Hochtief. "Синтез" предложил возвести стадион за 6,67 млрд руб. В 2007 г. компанию "Синтез-СУИ" выкупил ее гендиректор Григорий Фельдман и переименовал в ООО "Авант". Проектировала стадион Kurokawa Architects-and-Associates знаменитого японского архитектора Кисе Курокавы. Площадка с самого начала проектировалась с учетом требований ФИФА и УЕФА для проведения игр чемпионата России и матчей международного уровня. Об этом "Ко" рассказали в комитете по строительству правительства Петербурга и в ГУП "Моспроект-4", разрабатывавшем рабочую документацию для стадиона. Стадион был рассчитан на 62 000 мест, площадь футбольного поля - около 10 000 кв. м. Он строится с раздвижной крышей и выкатным полем с натуральным травяным газоном.

В 2006 г. стоимость подобного сооружения, согласно госконтракту, оценивалась в 6,67 млрд руб. В 2006-2007 гг. снесли старый стадион, построили грузовой причал, энергоцентр и сделали свайное основание. На это генподрядчик потратил более 5,45 млрд руб. В 2008 г. смета увеличилась, достигнув 18 млрд руб. Президент клуба "Зенит" Александр Дюков так комментировал рост расходов: "В Петербурге строительство стадиона обойдется дороже, чем в Европе, из-за особенностей грунтов, а также из-за того, что пришлось демонтировать старый стадион имени Кирова".

ООО "Авант" стало торговаться с администрацией Северной Пальмиры из-за повышения стоимости строительства стадиона. Но стороны не договорились. Заказчик отстранил компанию "Авант" от генподряда, компенсировав ей 5,45 млрд руб. (ее владелец Григорий Фельдман вскоре погиб в автокатастрофе).

В 2008 г. городское правительство провело повторный конкурс для выбора генподрядчика стадиона. Победило в нем ООО "Трансстрой-СПб", пообещавшее достроить стадион за 13,02 млрд руб. (при максимальной цене контракта в 18,6 млрд руб.) к 2010 г.

В 2010 г. Россия выиграла конкурс на проведение чемпионата мира по футболу 2018 г.; на стадионе "Зенит-Арена" предполагается провести финал состязаний. Согласно требованиям ФИФА, количество зрительских мест было увеличено на 5000, до 67 000, изменился наклон трибун, появились дополнительные помещения для раздевалок спортсменов, кафе и баров. Общая площадь выросла со 170 000 кв. м до 270 000 "квадратов".

В 2011 г. Главгосэкспертиза разрешила увеличить смету из-за удорожания стоимости строительных работ. Сумма контракта с "Трансстроем" подросла на 9,5 млрд руб., до 22,5 млрд руб. В итоге стадион стал стоить 27,95 млрд руб. с учетом затрат, понесенных предыдущим генподрядчиком. Четыре депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга - Владимир Дмитриев, Владимир Зуйков, Александр Ольховский и Олег Пеший - обращались к Валентине Матвиенко с письмом, в коем указывали на отсутствие обоснования увеличения сметы, в результате чего, по их мнению, не была проведена финансово-правовая и экспертная оценка возможности обеспечения этих расходных обязательств города.

При этом "Трансстрой" не отчитался за аванс в 3,76 млрд руб. перед заказчиком, питерская мэрия отказалась принимать работы, связанные с монтажом крыши в 2010 г. Источник в "Трансстрое" поясняет, что это произошло потому, что часть аванса была потрачена на закупку стройматериалов, а назначение аванса - строительно-монтажные работы. Мэрия не принимает подобные расходы, так как они выглядят нецелевыми.

Чтобы вернуть часть аванса, в конце 2012 г. "Трансстрой-СПб" через арбитраж потребовал со своего субподрядчика ОАО "Мостоотряд-19" 1,35 млрд руб. за "неотработанный аванс", выделенный для сооружения крыши. Между тем "Мостоотряд-19" завез из Нидерландов краны Liebherr LR1750, металлоконструкции весом в несколько тонн и смонтировал большую часть крыши. Но весной 2011 г. из-за перепланировки арены, смены угла наклона трибун было решено частично демонтировать крышу. За проделанную работу и простой в 2010 г. "Мостоотряд-19", в свою очередь, требует с "Трансстроя-СПб" 1,46 млрд руб. Но мэрия отказывается признать эти расходы. "Мостоотряд-19" строит в Питере Западный скоростной диаметр, самые крупные мосты. Этот субподрядчик был навязан "Трансстрою" руководством города. В "Мостоотряде-19" говорят, что судебное разбирательство - вынужденная мера, субподрядчик хотел решить проблему в досудебном порядке, но в силу того, что у него арестованы счета, он также вынужден обратиться в суд со встречным иском.

Последнее удорожание

В октябре 2012 г. власти Северной столицы внесли в Главгосэкспертизу смету уже на 43,8 млрд руб. Гендиректор ПСК "Трансстрой" Игорь Панкин с самого начала говорил, что стадион стоит столько, но питерская мэрия боялась признать подобные расходы. Правда, эта смета не утверждена до сих пор. Но новых обоснований увеличения бюджета строительства стадиона не прозвучало. В мае 2012 г. к проекту привлекли нового проектировщика - конструкторское бюро "ВиПС" (КБ "Высотные и подземные сооружения"). По данным местной прессы, жена основного владельца КБ "ВиПС" Андрея Панферова Людмила Кондратьева является начальником департамента проектно-сметной документации комитета по строительству правительства СПб. КБ "ВиПС" сие не подтвердило, но и не опровергло. В комитете по строительству отрицают эту информацию.

Считается, что благодаря семейным узам КБ "ВиПС" получило такие заказы, как БДТ имени Г.А. Товстоногова, Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Лахта-центр. КБ "ВиПС" стало известно после перепроектирования второй сцены Мариинского театра, стоимость коего выросла вдвое, с 10 до 21 млрд руб. Это притом что от Золотого купола, главного украшения Мариинки, придуманного архитектором Домиником Перро, было решено отказаться в целях экономии.

После сентябрьского визита на стройплощадку Дмитрия Медведева ООО "Трансстрой-СПб" едва не потеряло заказ. Спонсор "Зенита" "Газпром" в лице руководителя газовой монополии Алексея Миллера предложил выбрать нового подрядчика из числа иностранных компаний. Игорь Панкин в ответ на критику заявил, что с мая 2012 г. и до сих пор не получена документация по новому проекту, не определена его стоимость. Из четырех лет, прошедших после тендера, "Трансстрой" работал всего полтора года. После смены губернатора Санкт-Петербурга проект не финансировался. Подрядчик потратил собственные деньги - около 2 млн руб.

Но с "Трансстроем" контракт продлили еще на год. Последний объявленный срок сдачи в эксплуатацию стадиона на Крестовском - конец 2015 г. По словам представителя "Трансстроя" Елены Гурьяновой, уже на 80% готова чаша стадиона и на 70% - выкатное поле.

Без еды и концертов

Итоговая стоимость строительства стадиона до сих пор не утверждена Главгосэкспертизой. Пресс-секретарь комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга Елизавета Макурина сообщила "Ко", что смета ожидается в марте. Мэрия готова сэкономить 1,5 млрд руб. В эту сумму входит отказ от закупки концертного оборудования и от отделки коммерческих площадей.

Счетная палата, проверив строительство "Зенит-Арены" осенью прошлого года, сочла его чрезмерно дорогим и предложила снизить расходы на 10 млрд руб. за счет урезания непрофильных площадей на 150 000 кв. м. В ведомстве уверены, что можно обойтись без кафе и ресторанов, а также без концертного оборудования, используемого для проведения эстрадных концертов и театральных постановок. По данным Счетной палаты, из казны Санкт-Петербурга на строительство "Зенит-Арены" потрачено по состоянию на 1 ноября 2012 г. 14,417 млрд руб. Из них "Трансстрой" освоил 9 млрд руб., а по 3,76 млрд руб. не отчитался. Строительная готовность объекта составляет 34,4%. С 2006 - 2008 гг. работы осуществлялись без разрешения на строительство, а в 2010-2012 гг. они шли без утвержденной проектной документации. Остальные 5,4 млрд руб. потратил прежний генподрядчик "Авант".

Согласно мировой практике, стандарт стоимости одного зрительского места на стадионе для чемпионата мира по футболу - 5000 евро. Исходя из этих данных, 67 000 мест "Зенит-Арены" должны стоить 13,7 млрд руб., то есть на момент проверки Счетной палаты, когда была построена лишь треть стадиона, эта сумма уже оказалась израсходованной.

В Контрольно-счетной палате в завышении стоимости обвинили спонсора футбольного клуба "Зенит" "Газпром", который постоянно высказывал пожелания по улучшению проекта. Генеральный директор ФК "Зенит" Максим Митрофанов в ответ на эти упреки подчеркнул, что "ни футбольный клуб "Зенит", ни его спонсор компания "Газпром" не занимались и не занимаются строительством стадиона". "Наша задача - давать экспертизу на соответствие проекта требованиям ФИФА, УЕФА и РФС. Мы как не имели раньше, так и не имеем сейчас никакой возможности влиять на проект и его реализацию. В свое время мы просили более плотно задействовать нас и в разработке проектной документации, и в работе с подрядчиком, но услышаны не были", - добавил Максим Митрофанов.

Интересно, что результаты своей проверки КСП засекретила, сообщил "Ко" Владимир Дмитриев, руководитель фракции КПРФ, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

В "Трансстрое" считают, что стоимость "Зенит-Арены" адекватна - она меньше стоимости реконструкции к чемпионату мира 2018 г. московского стадиона "Динамо". Хотя стадион "Динамо" рассчитан только на 32 000 зрителей, его проектная стоимость составляет 46,5 млрд руб., в то время, как "Зенит-Арена" с раздвижной крышей и выкатным полем рассчитан на 67 000 зрителей и стоит около 44 млрд руб. Но теперь это сравнение не работает: "Динамо" не будет принимать ЧМ, и его бюджет, по словам Андрея Перегудова, главы девелопера проекта "ВТБ Арена Парк", снизится более чем вдвое, до $700-750 млн (или до 21-22,5 млрд руб.).

Мировой рекорд стоимости

Если сравнить питерский стадион "Зенит-Арена" со стадионами мира с аналогичными характеристиками по количеству мест, инженерных решений, то он получается рекордно дорогим. "Фелтинс Арена" в Германии с выкатным полем и раздвижной крышей той же площади дешевле "Зенит-Арены" в пять раз. Этот стадион был открыт еще в 2001 г. Стадион Университета Финикса в США, построенный в 2006 г., с теми же раздвижной крышей и выкатным полем, вдвое дешевле "Зенит-Арены".

Создатели питерского стадиона считают, что их детище нельзя сравнивать с иностранными образцами. Руководитель проекта "Зенит-Арена" Карен Мдиванян говорит, что "на Западе в смету входят только проект и общестроительные работы, а в России в расходах учитывают даже служебный транспорт и затраты на телефонные переговоры, не говоря уже о причале в проекте строительства стадиона на Крестовском. Еще одно лукавство: в Европе стоимость объекта объявляют без налога VAT - аналога нашего НДС. А это "экономит" чуть ли не 20% стоимости". Вряд ли транспортные расходы и телефонные разговоры иностранных подрядчиков сопоставимы с ценой проекта. К тому же работа зарубежных строителей дороже, чем труд рабочих "Трансстроя". А если прибавить к стоимости любого похожего проекта 20% НДС, все равно выходит дешевле "Зенит-Арены".

Еще аргументы от "Трансстроя": "Нужно учесть, что все эти стадионы меньше по вместимости и находятся на более южных широтах. Это географическое положение позволило "облегчить" конструкцию стадионов. В отличие от себе подобных, "Зенит-Арена" рассчитан, исходя из снеговых нагрузок 200 кг/кв. м, а кровля полностью - на нагрузку в 8000 тонн, и его основание соответствует нагрузке чаши и кровли. Этот расчет был сделан осознанно, на ошибках коллег. В 2010 г. из-за снегопадов крыша "Фелтинс Арены" дважды проваливалась. В январе образовалась 150-метровая дыра, а в декабре площадь поврежденной кровли достигла 6000 кв. м. Учитывая эту технологическую уникальность, стоимость строительства не может быть сопоставима со стоимостью стандартного стадиона".

Дмитрий Буш из "Моспроекта-4" рассказал "Ко", что в проекте Кисе Курокавы крыша была основана на системе надувных подушек: "Она должна была собираться гармошкой, работая на тысяче шарниров в герметичной среде. Такая крыша есть только на одном стадионе в Японии, в Оите на стадионе "Биг Ай". Здесь ее сделать было бы невозможно, слишком сложно". Новая крыша, сконструированная "Моспроектом-4", - это конструкция, состоящая из двух блоков, ездящих по рельсам. Она оказалась несколько дешевле крыши от Курокавы. Ее стоимость - около 1,5 млрд руб., по данным "Трансстроя", что составляет всего 6,7% от старой, утвержденной сметы в 22,5 млрд руб. Но крыши до сих пор нет, а на нее потрачено 3,76 млрд руб.

Выкатное поле, коим так гордится заказчик, не столь уж безупречная идея. Дмитрий Буш сожалеет, что выбрана подобная конструкция: если несколько раз за летний сезон выкатить и закатить поле, то стоимость электроэнергии для таких работ примерно равна цене нового газона. Это 300 000 евро на поле площадью 9840 кв. м. Возможно, лучше было бы остановиться на варианте замены газона, как это делается на стадионе "Аякс" в Амстердаме или на "Уэмбли" в Лондоне. Там такой газон используется до пяти месяцев. "Мы предлагали отказаться и от выкатного поля, и от раздвижной крыши, чтобы удешевить проект, но заказчик настоял на своем", - констатирует Дмитрий Буш.

Стокгольмская Friends Arena с теми же характеристиками, что и "Зенит-Арена", но без выкатного поля вышла в плане строительства в 3,7 раза дешевле. При этом она годна для зимних мероприятий, так как имеет раздвижную крышу и четыре вида покрытия - траву, лед, паркет и гравий. На "Зенит-Арене" не предусмотрено ледовое покрытие, то есть ее возможности меньше при более высокой цене.

Ответственный назначен

Накануне проверок Счетной палаты, 29 октября 2012 г., был отправлен в отставку глава комитета по строительству администрации Санкт-Петербурга Вячеслав Семененко - из-за срыва сроков строительства стадиона и многократного увеличения строительной сметы (до 43,8 млрд руб.). По этим фактам прокуратура Северной столицы возбудила уголовные дела. При этом господин Семененко остался советником губернатора Георгия Полтавченко.

Некоторые детали уголовного дела появились на сайте регионального управления СКР, но они не имели никакого отношения ни к "Трансстрою", ни к питерской мэрии. Речь шла о работе предыдущего генподрядчика ООО "Синтез-СУИ" (его совладельцем являлся Григорий Фельдман), сменившего название на "Авант". Компания Фельдмана для выполнения строительно-монтажных работ привлекла ГУССТ №3 при Спецстрое России. ГУССТ №3 заключило договоры с тремя коммерческими структурами на выполнение работ по устройству буро-набивных свай. При этом стоимость погонного метра по договору с одной из указанных организаций более чем в два раза превысила стоимость погонного метра свай по двум другим договорам, что привело к завышению стоимости работ на сумму более чем 500 млн руб.

Председатель комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга Андрей Артеев сообщил "Ко" через пресс-службу: "На сегодняшний день ни один сотрудник, работающий в комитете, в качестве подозреваемого или обвиняемого по данному делу не проходит".

Между тем за увеличение сметы стадиона "Зенит-Арена" отвечает не только Вячеслав Семененко: он пришел на пост главы комитета по строительству администрации Петербурга в марте 2009 г., в то время, как основное подорожание площадки случилось в 2008 г., когда ее стоимость выросла в 3,5 раза, с 6,7 млрд руб. до 23,7 млрд руб. Тогда подряд на 13 млрд руб. получил "Трансстрой" Олега Дерипаски.

В то время комитет по строительству администрации Петербурга возглавлял Роман Филимонов, сейчас руководитель строительного департамента в Министерстве обороны. К сожалению, он недоступен для прессы.

А нужен ли такой стадион?

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга от "Яблока" и "Справедливой России" выступали против строительства "Зенит-Арены" и за перенос чемпионата мира по футболу в другой город. Они пытались заблокировать принятие питерского бюджета, если в нем будут предусмотрены расходы на строительство "Зенит-Арены", но бюджет был принят. Заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Заксобрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев говорит: "Лучше сэкономленные 30 млрд руб. направить на реконструкцию Санкт-Петербурга. Построенный к чемпионату по хоккею в 2000 г. Ледовый дворец не приносит прибыли городу, с "Зенитом" может случиться то же самое".

Контролировать строительство "Зенит-Арены" назначен председатель комитета Госдумы по физкультуре, спорту и делам молодежи Игорь Ананских. Он считает, что стадион должен быть построен, хотя также выразил удивление по поводу необходимой суммы, но пообещал помочь с выделением средств из федерального бюджета.

Что же касается выводов из всей этой истории, то они банальны. Повторяется история Мариинки-2. Приглашается архитектор мирового уровня, предлагающий проект мирового уровня. Затем приходят российские архитекторы и говорят, что это у нас построить невозможно. Проект переделывается, расходы растут, в итоге мы получаем не выдающееся сооружение, достойное Северной Пальмиры, а, как сказал архитектурный критик Григорий Ревзин про новую сцену Мариинского театра, "Макдоналдс". Не ясно, чем станет "Зенит-Арена", но чем бы она ни стала, это будет очень дорогое удовольствие для налогоплательщиков и очень прибыльное дело для всех, кто поучаствовал в строительстве.


Еще по теме