Top.Mail.Ru
архив

Жертвы глобализации

ГЕНЕРАЛ Пиночет стал жертвой глобализации, хотя, возможно, он об этом и не догадывается. Были времена, когда тираны делали все что хотели на подвластных им землях. Это продолжалось на протяжении целых веков. Не существовало ни международного права, ни какого-либо внешнего контроля за действиями правительства - неважно, законного или нет - в отдельно взятой стране. И только в ХХ веке были предприняты первые попытки (сначала Лигой наций, а затем ООН) установить международные правила, которые соблюдались бы на всей планете.

Но даже тогда для международного правосудия не представлялось возможным преодолеть национальные барьеры. То, что Аугусто Пиночет был преступником, несущим прямую личную ответственность за тысячи убийств, ни у кого не вызывало сомнений. Даже его сторонники не отрицали этого - они просто считали (и считают по сей день), что его действия были оправданны обстоятельствами. На его защите всегда стояла армия, которая привела его к власти после убийства законно избранного чилийцами в 1973 году президента Сальвадора Альенде.

Но никому не известный испанский судья имел дерзость привлечь его к суду за пытки и убийства в Чили граждан Испании. И выписал ордер на арест путчиста, ставшего затем президентом Чили. Такое невозможно было бы себе вообразить еще пять лет тому назад. Но самое главное, что Пиночет, находившийся в тот момент в Великобритании, был действительно задержан и находился под арестом целых 503 дня.

На этом дело не закончилось: несколько дней назад из Чили пришло известие о том, что верховный суд страны подавляющим большинством голосов (14 против 6) принял решение лишить Пиночета его неприкосновенности как почетного сенатора за преступления, совершенные в 1973 - 1990 годах, то есть в период его правления. Так международное правосудие оказало влияние на чилийскую систему судебной власти. Это только один пример наметившейся тенденции. Международные суды за последние годы уже не раз возбуждали дела, выносили приговоры и объявляли судебное преследование политических лидеров и военачальников за преступления против человечества, нарушение прав человека, насилие как над гражданами своей страны, так и акты агрессии против народов других стран. Так было на Балканах, в Африке, Юго-Восточной Азии - везде, где национальные суды не могли или оказались неспособны действовать.

Мы, конечно, еще очень далеки от настоящего международного уголовного правосудия. Попытка в прошлом году создать в Риме под эгидой ООН суд, обладающий необходимыми полномочиями, не нашла поддержки прежде всего со стороны крупнейших держав, в первую очередь США. И по вполне понятным причинам. Ведь для не получившей международного признания судебной инстанции велик соблазн действовать в собственных интересах, пренебрегая национальными законами и нанося ущерб правам целых народов. Это можно сравнить с действиями НАТО в прошлом году против Югославии. Для начала военных действий НАТО не нуждалась в официальных полномочиях. А что было бы, если бы какой-нибудь судья из какой-либо страны призвал к ответу руководителей блока за развязанную ими войну?

И это вовсе не риторический вопрос: в некотором смысле нечто подобное уже произошло. 8 июня этого года следственная комиссия Международного трибунала по Югославии вынесла заключение, что натовские пилоты не совершали преступления, бомбя на протяжении 72 дней Сербию. Еще одно доказательство того, что закон писан не для всех. Но даже это оправдательное заключение не убедило США в необходимости учредить международный суд. Ведь у него будет власть судить всех, включая и американцев.

Сегодня заключение оказалось положительным, а завтра может сложиться по-другому. Особенно если комиссия по расследованию и генеральные прокуроры были бы выбраны по другим критериям. Именно поэтому Вашингтон и правительства некоторых других стран против того, чтобы кто-то совал нос в их дела. Таким образом, создание подлинного международного уголовного трибунала, способного поместить на скамью обвиняемых даже руководителей государств и правительств, - дело не ближайшего будущего.

Но стремление к созданию подобного судебного органа остается, и рано или поздно международный трибунал будет создан. Первыми должны обеспокоиться те, кто стоит несколько ниже на лестнице социальной и политической иерархии: крупные дельцы, проворачивающие финансовые махинации и отмывающие грязные деньги; банкиры-мошенники; военные преступники; заместители министров, погрязшие в воровстве... Как показывает пример с бывшим премьер-министром Украины Лазаренко, высокое государственное или общественное положение не может в таком случае служить гарантией. Разумеется, это относится не ко всем странам. Но закон постепенно начинает настигать преступника, где бы тот ни находился. И когда-нибудь исчезнут райские уголки, где можно было бы наслаждаться жизнью, невзирая на обвинения в совершенных преступлениях.

Еще по теме