Top.Mail.Ru

Компании Ротенберга и Тимченко пожаловались Путину на кризис в строительстве

19.07.202123:17
Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»

Крупнейшие компании в области строительства транспортной инфраструктуры написали письмо президенту России Владимиру Путину. В нем они пожаловались на проблемы, которые погрузили отрасль инфраструктурного строительства в убытки и долги.

Письмо президенту направили главы восьми строительных компаний. Среди них — «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга, «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Автобан» Алексея Андреева, пишет РБК со ссылкой на источник в правительстве.

В конце июня Путин поручил премьер-министру Михаилу Мишустину «рассмотреть» это письмо и «доложить», следует из приписки к документу. По словам собеседника издания, письмо «прорабатывается».

Причины кризиса строительной отрасли

Руководители строительных компаний охарактеризовали состояние отрасли как «кризисное». С 2015 года она фиксирует убытки, которые в сумме за пять лет составили 137 миллиардов рублей (в письме ссылаются на данные Росстата).

Перечисленные проблемы действительно актуальны для всех строителей, считает руководитель InfraONE Research Александра Галактионова. По ее словам, самого большого масштаба они достигают в регионах.

Общее сальдо прибылей и убытков компаний из топ-170 строительной отрасли по результатам 2019 года оказалось отрицательным и составило -22,5 миллиарда рублей против положительного результата в размере +14,6 миллиарда рублей годом ранее, сообщила Галактионова. При этом полных данных за прошлый год пока нет.

За пять лет были ликвидированы 54% предприятий. Объем долга строителей превысил сумму их чистых активов в четыре раза. Только за 2019 год объем долгосрочных займов 170 самых крупных компаний увеличился с 4,1–4,3 триллиона до пяти триллионов рублей, добавила руководитель InfraONE Research.

Численность занятых в строительстве уже уменьшилась на 400 тысяч человек. В 2019 году в строительной отрасли трудились 2,4 миллиона человек (или 1,64% от численности населения России), следует из данных InfraONE Research.

Главные причины кризиса заключаются в том, что система управления рисками в рамках государственных контрактов не содержит порядка оценки соответствия работ. При этом формируется «презумпция виновности» подрядчика, отмечают строители в письме Путину. По их словам, система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям и не учитывает расходы на банковские гарантии, проценты на привлечение промежуточного финансирования при казначейском сопровождении. А понятие «предпринимательского дохода» в принципе отсутствует в структуре цены, добавляют они.

Авторы письма утверждают, что сложившаяся ситуация характеризует состояние отрасли инфраструктурного строительства как кризисное. Это создает неприемлемые риски как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны, добавили они. По их словам, стройка формирует свыше 5% ВВП страны, а дефицит транспортной инфраструктуры — это главный фактор, который сдерживает «опережающее развитие национальной экономики».

Разрешение существующих проблем невозможно без дополнительного внимания Путина, считают авторы письма. Однако конкретные просьбы в документе не указываются.