Top.Mail.Ru
технологии и наука

Переход «Газпрома» на российское ПО оценили в 180 млрд рублей

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Переход «Газпрома» на российское программное обеспечение (ПО), а также радиоэлектронное и телекоммуникационное оборудование обойдется компании как минимум в 180 миллиардов рублей. Об этом сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер.

Свою оценку он привел в письме на имя премьер-министра Михаила Мишустина. В нем Миллер просит исключить конкретные сроки перехода на российский софт из проекта указа «О мерах экономического характера по обеспечению технологической независимости и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры».

«Принятие указа в текущей редакции приведет к существенной единовременной финансовой нагрузке и рискам негативного влияния на экономические показатели “Газпрома”», — цитирует Миллера РБК. При этом обоснования и расчет суммы возможного ущерба в письме не приведены.

Миллер ссылается на замечания к тексту проекта указа, которые направил в Минпромторг его первый заместитель Олег Аксютин. Он предложил дополнить документ пунктом о том, что некоторые компании должны разработать и утвердить план перехода на преимущественное использование российского оборудования и ПО.

Согласно текущей версии документа, компании должны перейти на российское ПО до 1 января 2024 года. Переход на преимущественно отечественное оборудование должен завершиться к началу 2025 года. Сейчас письмо Миллера рассматривают в Минцифры, заявили в ведомстве. В пресс-службе «Газпрома» происходящее комментировать отказались.

Закон не для всех

Первая версия проекта перевода компаний на российские разработки появилась прошлой весной. По ней перевод должен был быть более стремительным. С 1 января 2021 года организациям необходимо было использовать преимущественно отечественный софт, а с 1 января 2022-го — российское оборудование.

Такие правила предложили ввести не для всех. Под них подпадут лишь владельцы критической информационной инфраструктуры (КИИ). В их число входят:

  • госорганы,
  • транспорт,
  • топливно-энергетический комплекс,
  • предприятия атомной промышленности и энергетики,
  • научные и кредитно-финансовые организации.

Вскоре проект раскритиковали представители организаций, вошедших в этот перечень. Так, о возможных рисках сообщали в Ассоциации банков «Россия». Ее представители предупредили Центробанк о том, что при таком подходе объекты КИИ будут работать с сильными перебоями. Требования, указанные в проекте, они назвали трудновыполнимыми или практически невыполнимыми.

В АБР считают, что переход на российские разработки обойдется банкам более чем в 700 миллиардов рублей. Если учесть сжатые сроки реализации проекта, то сумма может быть еще больше. Чтобы финансовые организации работали в прежнем режиме, срок внедрения инноваций нужно продлить до трех лет, объяснили банкиры. Если решения придется дорабатывать, на это уйдет пять-семь лет.

Второй заход

Прислушавшись к критике, Минцифры доработало проект и в ноябре опубликовало новую его версию. Срок перехода на отечественное ПО сдвинули на 2024 год, а на оборудование — на 2025-й. Против этого вскоре выступила Наталья Касперская, председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП). Она наряду с другими представителями IT-сферы увидела опасность в замедлении перехода. 

Не согласные с этим решением напомнили, что в ближайшие годы должны реализоваться программы цифровизации экономики. Если переход на российские разработки отложить, то «это поставит в зависимость от зарубежных вендоров не только отрасль информационных технологий, но в целом экономику и систему государственного управления». Так или иначе сроки Минцифры менять не стало.

Смысл нового законопроекта объяснили и в самом ведомстве. Там подчеркнули, что цель новых правил — не в замене всех иностранных разработок. Имея выбор между аналогичными иностранным и российским ПО или оборудованием, компания будет отдавать приоритет отечественному. Таким образом, российские решения станут получать поддержку.

Отечественные IT-компании конкурируют с зарубежными, однако до сих пор никакой поддержки не получали, сказал РБК Иван Покровский, исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ). Эксперт уверен, что переход «Газпрома» на использование преимущественно российских решений скажется на них положительно. За счет этого отечественные разработки можно будет продвигать на более масштабные рынки.

Болезненное нововведение

Российские компании никогда не будут готовы к таким изменениям. Об этом журналу «Компания» заявил главред Telegram-канала «Нецифровая экономика» Олег Сальманов.

«Переход на отечественное ПО, очевидно, будет болезненной процедурой, вызывающей сопротивление на разных "этажах" бюрократической лестницы в компаниях», — уверен эксперт.

Он напомнил, что у зарубежных разработчиков уже выстроена своя экосистема продаж и поддержки. У них есть история взаимоотношений с корпорациями, в том числе система мотиваций для менеджмента клиента. Также у зарубежных игроков есть так называемый vendor-lock, который препятствует переходу клиента на другого поставщика.

Положительные моменты у нововведения тоже имеются. Среди них Сальманов выделил развитие отечественного рынка ПО и условную безопасность, защиту от последствий возможных санкций. Он также отметил, что при «должном управленческом подходе» и «здоровом целеполагании» отечественные компании могут выпускать качественное ПО.

«Проблема в том, чтобы выстроить систему, когда компании будут выбирать продукт, исходя из его качества, а не из "близости" и "свойскости" вендора или интегратора (и ужесточение закупочных процедур здесь, как известно, не помогает). К сожалению, в наших нынешних условиях сделать это будет крайне проблематично», — заключил Сальманов.