Профильные ведомства проработают проект частной ветки БАМа

Специалисты профильных ведомств проработают вариант строительства частной железной дороги от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до Охотского моря. Ранее такое предложение выдвигала компания «А-Проперти», принадлежащая владельцу лицензии на месторождение Альберту Авдоляну. Соответствующее распоряжение ведомствам дал курирующий строительство Восточного полигона (модернизацию БАМа и Транссиба) вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
Как в разговоре с журналистами рассказали представители аппарата чиновника, поручение было дано по итогам совещания, состоявшегося 14 июля. Как предполагает Хуснуллин, частная железная дорога может стать дополнением к третьему этапу развития БАМа и Транссиба, цель которого заключается в увеличении пропускной способности сети РЖД для вывоза дополнительных объемов угля с месторождений на территории Якутии. Как сказали в аппарате вице-премьера, этот проект заслуживает внимания, но требует более детальной проработки для дальнейшей реализации. Поэтому Хуснуллин и поручил специалистам провести работы по распределению логистики требуемых объемов перевозки, оценке возможности по электрификации строительных объектов, анализу стоимости и сроков реализации планируемых проектных решений, а также определению источника и порядка финансирования данных работ.
В конце прошлого месяца письмо Хуснуллину с предложением о строительстве железной дороги написал глава РЖД Олег Белозеров. По распространенной информации, дорога должна простираться на расстояние примерно в 500 километров. Власти намерены ежегодно поставлять по ней 30 миллионов тонн угля в год, передает РБК. Порт планируют построить на берегу Охотского моря. Проект может обойтись компании «А-Проперти» примерно в 2,5–3 миллиарда долларов.
Как написал Белозеров, он может стать альтернативной третьему этапу модернизации БАМа. К нему в РЖД планировали приступить не ранее 2024 года. Государственная компания уже подала заявку в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Для финансирования вывоза якутского угля она запросила 188 миллиардов рублей, или 25% стоимости проекта.
Между РЖД и «А-Проперти», учитывая указанные объемы перевозок, может быть заключен долгосрочный контракт с 2022 года.
Сведения о двух вариантах вывоза дополнительных объемов угля из Якутии есть также в письме в аппарат правительства от замминистра транспорта Владимира Токарева. В нем чиновник подчеркнул, что в случае расширения БАМа в РЖД смогут возвращать деньги за счет инвестиционной надбавки в 1100 рублей к имеющемуся тарифу для угольных компаний. Тариф при этом понизится более чем в два раза. Это, подчеркнул Токарев, поспособствует снижению конкурентоспособности угля на мировом рынке. Строительство частной железной дороги представляется ему гораздо более предпочтительным вариантом. Реализация этой инициативы не потребует госсредств, снизит загруженность инфраструктуры РЖД, освободит мощности для других грузоотправителей и не приведет к росту тарифной нагрузки.