GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
бизнес

«Яндекс» начал переговоры о покупке «Азбуки вкуса»

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Российская IT-компания «Яндекс» ведет переговоры о покупке сети дорогих супермаркетов «Азбука вкуса». Цель сделки — в синергии с сервисом доставки продуктов «Яндекс.Лавка». Эксперты считают, что покупка позволит «Яндексу» увеличить стоимость бизнеса и развить премиум-направление, а «Азбуке вкуса» — привлечь новых клиентов.

О возможной сделке между крупными российскими брендами сообщили два источника The Bell на розничном рынке. Также о планах «Яндекса» слышал крупный неназванный финансист. Официальной информации на этот счет пока нет: представитель «Яндекса» сказал, что не комментирует слухи, а в «Азбуке вкуса» и вовсе отказались от комментариев. Так же поступили и акционеры сети.

Один из собеседников издания заметил, что обе компании ориентируются на премиальную аудиторию. Так, «Яндекс.Лавка» развивает сегмент продажи готовой еды, а «Азбука вкуса» исторически в нем сильна. Таким образом, союз с крупным ритейлером позволит «Яндексу» ускорить рост премиум-направления и даст ему возможность снизить закупочные цены для «Лавки».

Будущее «Азбуки вкуса» в этом контексте пока неизвестно, однако источники рассчитывают, что «Яндекс» пойдет по пути американского Amazon. В 2017 году онлайн-ритейлер купил сеть супермаркетов здорового питания Whole Foods Market (WFM), которая тоже считается премиальной. Магазины и бренд ритейлера после сделки сохранились.

Цена вопроса

Стоимость возможной покупки пока остается загадкой, однако управляющий директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко считает, что она может дойти до 20 миллиардов рублей. Он напомнил, что крупные российские ритейлеры сейчас продаются с мультипликаторами пять-шесть к EBITDA (объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации — прим. ред.).

У «Азбуки вкуса» в прошлом году этот показатель составил 3,27 миллиарда рублей (по РСБУ). Об этом свидетельствует ее апрельский отчет эмитента облигаций. EBITDA по МСФО компания не раскрывает, однако в допандемийный год этот показатель находился на уровне 2,7 миллиарда рублей.

Помимо 20 миллиардов рублей, которые надо будет заплатить за «Азбуку вкуса», необходимо учесть и ее долги. Кривошапко напомнил, что в 2019 году отношение чистого долга к EBITDA у ритейлера дошло до уровня 4,4x. В прошлом году состояние «Азбуки вкуса» улучшилось, а соотношение снизилось до уровня 3,3х. 

«Долг "Азбуки вкуса" в основном сформирован за счет коротких кредитных линий, однако на фоне позитивных операционных результатов в 2020 году в совокупности с доступными к выборке кредитными линиями в объеме 17,2 миллиарда рублей можно говорить о сильной позиции компании по ликвидности», — отмечали в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА).

Много общего

Помимо упора на премиальный сегмент, «Яндекс» и «Азбуку вкуса» объединяют акционеры. Так, акциями сети супермаркетов владеют:

  • основатель компании Максим Кощеенко (25,5%);
  • его партнер Олег Лыткин (17,1%);
  • Millhouse Романа Абрамовича и Invest AG Александра Абрамова и Александра Фролова (41,1%);
  • кипрская VMHY Holdings (12%);
  • менеджмент компании (4,4%).

В прошлом году Абрамович также приобрел долю в «Яндексе». Это случилось после того, как IT-компания объявила о прекращении партнерства по совместным проектам со «Сбером». Тогда «Яндекс» провел допэмиссию акций на 800 миллионов долларов. Бумаги на 600 миллионов приобрели три инвестора:

  • «ВТБ Капитал»;
  • Ervington Investments Limited Абрамовича;
  • Treliscope Limited Абрамова и Фролова.

Каждый из новых акционеров тогда купил бумаги «Яндекса» на 200 миллионов долларов. После этого они получили по 1,25% экономической и 0,63% голосующей доли в компании.

Торжество логики

«Яндекс» уже сотрудничает с «Азбукой вкуса» по нескольким направлениям, а потому их союз логичен, заявил в беседе с Forbes гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Он напомнил, что компании активно сотрудничают в сфере доставки, а сеть супермаркетов консультирует IT-гиганта по вопросам розничных технологий, кулинарии и собственной торговой марки.

«Не секрет, что "Яндекс" планирует масштабные инвестиции в фудтех, а "Азбука вкуса" обладает высокотехнологичными мощностями по выпуску готовой кулинарии в Московском регионе и Санкт-Петербурге. Для "Яндекса" такая сделка может обеспечить интересную синергию», — считает эксперт.

Его позицию разделяет старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. На его взгляд, по итогам сделки у «Яндекса» появятся все шансы построить крупного игрока на рынке ритейла, который будет хорошо развит как в офлайне, так и в онлайне. В разговоре с «Коммерсантом» эксперт допустил, что бренд «Азбуки вкуса» сохранят, в то время как IT-гигант начнет экспансию сети в виртуальном пространстве.

Что касается «Азбуки вкуса», то ей сделка будет лишь на руку, добавил партнер инвестгруппы «Атон» Виктор Дима. Он напомнил об эмбарго на поставки продуктов из Европы, из-за которого сеть несколько лет находится в затруднительном положении, а также о падении доходов россиян, сказывающемся на числе клиентов. Для «Яндекса» Дима видит в сделке возможность улучшить финансовые результаты.

«Прямо сейчас набирают вес сервисы dark store и dark kitchen. Строить их с нуля сложно и дорого, а здесь есть уже готовый крупный фудтех. Так что покупка ритейлера может помочь онлайн-бизнесу сильно добавить в стоимости», — заключил эксперт.