Top.Mail.Ru
архив

150 лет под знаком якоря

Часовая фирма Ulysse Nardin из Ле-Локля относится к разряду самых почитаемых часовых мануфактур Швейцарии. В ее активе более чем полуторавековая история, полный цикл производства (все механизмы и корпуса производятся и собираются фирмой самостоятельно), выдающиеся технические новшества, применяемые для усовершенствования одного из самых традиционных на Земле механизмов – наручных механических часов. Кроме того, Ulysse Nardin отличает тот бескомпромиссный дух следования традициям высокого часового искусства, который с каждым годом становится все слабее даже у наиболее именитых швейцарских часовых марок. 

История Ulysse Nardin началась в 1846 году. Основателем фирмы, нарекшим ее своим именем, стал часовой мастер во втором поколении Улисс Нарден. Якорь, ставший эмблемой марки, появился не случайно: фирма специализировалась на производстве морских хронометров. Еще до конца XIX века Ulysse Nardin начала в дополнение к ним выпускать и карманные хронометры, неоднократно завоевывавшие медали на всевозможных выставках. Первые наручные часы появились в арсенале фирмы в 1916 году. 

В 30-е годы XX века Ulysse Nardin добилась выдающихся результатов в хронометрировании спортивных соревнований, представив ряд моделей карманных хронометров, в частности, для берлинской Олимпиады 1936 года. Достижения фирмы за первые сто лет ее существования были подтверждены отчетом астрономической обсерватории Невшателя, которая проверяла на точность практически всю продукцию Ulysse Nardin. Доля выданных Ulysse Nardin сертификатов точности морских хронометров составила 95% от всех проверенных обсерваторией часовых механизмов! 

«Кварцевый кризис» 70-х годов, больно ударивший по часовой промышленности Швейцарии, не обошел стороной и Ulysse Nardin, которая до этого времени оставалась семейной фирмой Нарденов. Объем выпуска из-за сложностей со сбытом упал до минимума, персонал был растерян, и к началу 80-х активы фирмы включали в себя лишь помещения, оборудование да историческое наследство в виде еще не окончательно забытого брэнда и множества золотых медалей, напоминавших о былом величии. 

В таком состоянии в 1983 году Ulysse Nardin выкупил у наследников Нардена бизнесмен Рольф Шнайдер. По собственному признанию Шнайдера, полной уверенности в успехе этого начинания у него не было, так как до оживления мирового интереса к традиционным механическим часам было еще далеко. Забегая вперед, скажем, что Шнайдер, не дожидаясь пика моды на «механику», сам сделал немало для приближения этого момента. И помог ему в этом Людвиг Охслин – человек, которого без преувеличения считают гением современной механики. Ученый-практик, совместивший реставрацию старинных часов из музеев Ватикана с созданием фундаментального научного труда о часах как модели космоса (!), Охслин принял предложение Шнайдера о сотрудничестве в деле воссоздания былой славы марки Ulysse Nardin. 

Результаты не замедлили сказаться: «Трилогия времени», состоящая из выпущенных с интервалом в несколько лет часов Astrolabium Galileo Galilei, Planetarium Copernicus и Tellurium Johannes Kepler, принесла марке поистине всемирную известность и была использована Шнайдером для демонстрации поразивших даже знатоков и ценителей возможностей традиционной механики. 

В 1996 году последовал еще один взрыв творческой фантазии Охслина: вечный (то есть не требующий коррекции по високосным годам и в конце каждого месяца) календарь новой конструкции, получивший название Perpetual Ludwig. Принципиально новым в конструкции календаря было то, что все указатели (от даты до года) корректировались одной заводной головкой, при этом их можно изменять как вперед, так и назад (в обычной конструкции допускается прокрутка только вперед, поэтому для правильного выставления, например, даты необходимы довольно длительные манипуляции с заводной головкой). Чуть позже последовало еще одно усовершенствование вечного календаря: в часах Perpetual GMT+ появился указатель второго часового пояса (дополнительной стрелкой на основном циферблате), привязанный к механизму вечного календаря: при переходе через линию смены дат меняются указатели вечного календаря. 

Нынешняя производственная программа Ulysse Nardin включает в себя коллекции Marine, GMT+ Big Date, Michelangelo, San Marco, сложные часы (оснащенные вечным календарем; репетиры – в том числе с движущимися на циферблате миниатюрными фигурами; «Трилогия времени»), а также выделенные в отдельную группу специальные часы (хронограф, управляемый одной кнопкой; скелетоны – часы с прозрачным корпусом, позволяющим наблюдать за работой гравированного вручную механизма). 

Ниже мы остановимся на основных «серийных» (если такой эпитет применим к фирме, годовой объем выпуска которой составляет 8 – 10 тыс. часов) коллекциях Ulysse Nardin. 

Чаще всего часы от Ulysse Nardin выполняются в корпусе традиционной круглой формы. Классические, безошибочно узнаваемые Ulysse Nardin, на наш взгляд, представлены в коллекции GMT+ Big Date: круглый корпус (сталь, желтое, розовое, белое золото или платина) с наплывами, защищающими заводную головку, два размера (оба «мужских» – 37 и 40 мм в диаметре), гильошированный белый или черный циферблат, три стрелки, дополнительное окно для указания времени второго часового пояса в положении «9 часов» и большой двойной указатель даты в положении «2 часа» (благодаря последней особенности модель получила наименование «Big Date»). Весьма классические часы выглядят особенно современно благодаря популярным в последние время двойным окнам указателя даты, запатентованным, кстати, Ulysse Nardin. 

Цены варьируются от $3825 за модель в стальном корпусе до $21 930 за модель в корпусе желтого золота на золотом браслете. Стальной вариант GMT+, лишенный большого указателя даты, существенно дешевле: $3 – 3,9 тыс. Если же часы оснащены вечным календарем, легко узнаваемым по дополнительному циферблату для секундной стрелки и трем окнам для указателей дня недели, месяца и года (функцию указателя второго часового пояса в этом случае выполняет дополнительная стрелка на основном циферблате), то они переходят в разряд сложных и стоят гораздо дороже: $27 880 – 46 495 (в последнем случае – с бриллиантами по ободу корпуса). Ценность вечного календаря подчеркивается тем, что часы в варианте GMT+ Perpetual выполняются только в корпусах из благородных металлов (сталь не используется).

Часы коллекции San Marco обладают в отличие от рассмотренных в предыдущем номере GMT+ Big Date еще более спокойным, умеренным дизайном: круглый корпус, одна заводная головка, три стрелки. Наиболее простой вариант San Marco в стальном корпусе диаметром 37 мм на ремешке стоит $3528, отличается наличием одного обычного (не двойного) окна указателя даты. Если на циферблате имеется надпись chronometer оfficially certified, то это означает, что часы прошли дополнительную независимую проверку на точность и обладают сертификатом C.O.S.C. – швейцарской правительственной организации, специализирующейся на проверке часов. 
Сертификат хронометра выдается часам только в том случае, если среднесуточное отклонение, измеряемое в течение 15 дней, не превышает -4/+6 секунд. Золотые корпус и браслет, а также бриллианты по ободу могут поднять цену San Marco до $32 тыc. 

Существуют модели San Marco с двойным окном «большой даты» (в положении «12 часов»), которые стоят от $2975 (весьма демократичная цена за часы престижной марки, дополненные модной нынче функцией Big Date) до $17 тыс. за золотую модель на золотом же браслете. К коллекции San Marco относятся (поскольку применяется тот же тип механизма и стандартный золотой корпус) совершенно особые часы, циферблаты которых выполнены в так называемой технике перегородчатой эмали (cloisonne). На золотом диске, служащем основой циферблата, иглой выцарапывают контуры рисунка, затем углубляют эти выемки и заполняют их золотыми лентами толщиной 0,07 мм. После этого кончиком гусиного пера отсеки между лентой заполняются цветной пудрой, которая в результате десятикратного обжига превращается в необычайно насыщенную по цвету эмаль. Понятно, что такие трудоемкие упражнения значительно удорожают изделие. San Marco с изображением Римского собора святого Петра или морской батальной сцены в проливе Ла-Манш стоят около $19 – 21 тыс. Нужно отметить, что такие часы снабжены сертификатом хронометра и выпускаются ограниченной серией (порядковый номер находится на циферблате).

Предназначенная для дам часть коллекции San Marco отличается уменьшенным до 27 мм в диаметре корпусом, отсутствием окна даты и выполняется только в золотых корпусах (желтое или белое золото), возможен вариант с бриллиантовой отделкой ободка корпуса (масса камней – 0,23 карата). Отрадно, что Ulysse Nardin не дискриминирует лучшую половину человечества применением кварцевых механизмов, как это обычно водится у швейцарцев (в связи с уменьшенным размером корпуса женских часов традиционный механизм сильно увеличивает конечную стоимость изделия), и в коллекции San Marco применяет самозаводящиеся «механические» механизмы. Блеснуть золотым корпусом механических часов San Marco дамы имеют возможность за $6375 – 31 тыс. 

Самая современная по времени появления коллекция Ulysse Nardin носит название Michelangelo. Эти часы отличаются бочкообразной формой корпуса (tonneau). Часы могут быть с двойным окном указателя даты (вариант Michelangelo Big Date стоит от $3613 до $21 тыс. в зависимости от материала корпуса) или с двумя дополнительными счетчиками хронографа (Michelangelo Chronograph – $4,2 – 21,9 тыс.). Новая, этого года версия – Michelangelo UTC – наряду с большими окнами указателя даты дополнена круглым окном указаний второго часового пояса, подобному применяющемуся в часах коллекции GMT+ Big Date. Материал для корпуса – сталь ($4,2 тыс.) и розовое золото (до $22 тыс. на золотом браслете).

Уменьшенный вариант Michelangelo предназначается для дам, в этом случае используется автокварцевый механизм. Корпус выполняется из стали или белого золота, в отдельных моделях используются бриллианты (в качестве часовых меток на циферблате из натурального перламутра розового или голубого оттенка или по периметру корпуса). Цены начинаются от $2890 за модель со стальным корпусом на ремешке, вариант с нежным перламутровым циферблатом стоит $3485, самые дорогие ($21,5 тыс.) – часы из белого золота на таком же браслете.

Коллекция Marine отсылает нас к морским корням Ulysse Nardin, специализировавшейся, как вы помните, на производстве морских хронометров. Современные часы из коллекции Marine достойно продолжают традиции фирмы: сертификат хронометра, индикатор запаса хода, водонепроницаемость до 200 м, заводная головка на резьбе. Наряду с металлическими браслетами и кожаными ремешками выпускается модель на резиновом ремешке с титановыми вставками и застежкой. Часы стоят от $3,6 тыс. до $20 тыс. (корпус и браслет из желтого золота). В коллекции Marine выпускаются и хронографы, также обладающие водонепроницаемостью до 200 м и прочими атрибутами морских часов. Стальной вариант стоит $3,3 тыс., золотой – $10,1 тыс. 

В этом году фирма Ulysse Nardin представила вариант профессионального хронометра для подводного плавания – Marine Diver. Порог водонепроницаемости повышен до 300 м, диаметр корпуса за счет массивного вращающегося обода увеличился до 40 мм, применены более массивные стрелки и часовые метки с люминисцентным покрытием. Стилистически к коллекции Marine примыкают модели линии Acqua, отличающиеся, во-первых, еще более крупным корпусом диаметром 42,7 мм, и во-вторых, вечным календарем запатентованной Ulysse Nardin конструкции с четырьмя окнами (два из них – для года и числа – двойные). Сложный в исполнении механизм вечного календаря, да еще заключенный в водостойкий до 300 мм корпус делает модель Acqua Perpetual весьма дорогой – около $22 тыс., несмотря на корпус и браслет (или резиновый ремешок с титановыми вставками) из стали.

В арсенале Ulysse Nardin есть прекрасные образцы скелетонов – часов с прозрачным циферблатом, сквозь который виден декорированный вручную механизм. Такие часы, выполняемые обычно в золотом корпусе на кожаном ремешке, сами по себе являются замечательным украшением, подходящим, например, к вечернему мужскому костюму. Скелетон от Ulysse Nardin стоит $22 – $28 тыс. 

Самые дорогие из часов Ulysse Nardin, выпускаемых ограниченной серией – репетиры с жакемарами, то есть двигающимися на циферблате фигурками, имитирующими отбивание времени (естественно, что сами фигурки ничего не отбивают, а механизм репетира находится внутри корпуса). Наручные часы с жакемарами, ведущими свою родословную от башенных часов, по нынешним временам – вообще штука редкая, а у Ulysse Nardin в некоторых случаях они дополняются циферблатом, выполненным в технике перегородчатой эмали. Например, на циферблате модели Jungle Minute Repeater двигаются сразу три фигуры: тигр машет лапой, тукан опускает клюв, маленькая рыбка выпрыгивает из воды. Умопомрачительная красота стоит умопомрачительных же денег – $212,5 тыс. Кстати, во столько же оценивается сет из трех часов «Трилогия времени» (фото см. в предыдущем номере). На взгляд среднего человека такие величины кажутся невозможными, однако не стоит относиться к ним серьезно: по существу, это цена не часов, а экземпляра из коллекции Кунсткамеры. Выполненные из драгоценных металлов корпуса, уникальные по сложности механизмы, только ручная работа, ограниченный 18 экземплярами (тот же Jungle) тираж – современные аналоги средневековых диковин, ставших основами коллекций многих мировых музеев. Романтические забавы швейцарских часовщиков, сохраняющих в XXI веке медиевальное восприятие действительности.

Эксклюзивным дистрибутором Ulysse Nardin в России является компания «МТТ» – один из старейших российских часовых дилеров. Часы с логотипом Ulysse Nardin можно встретить в некоторых специализированных московских часовых салонах, хотя марка не слишком известна на нашем рынке. Некоторым ценителям это даже нравится: Ulysse Nardin – прекрасный способ выделиться из числа обладателей «дорогой Швейцарии». Такой снобистский подход, на мой взгляд, Ulysse Nardin ничуть не вредит: ведь их главная красота – внутри.

Еще по теме