Top.Mail.Ru
архив

А ну-ка, отними

В эпоху слияний и поглощений телекомпания НТВ показала всему миру кое-какие особенности российского бизнеса. Вывод для прагматиков уже очевиден: враждебное поглощение компании, работающей на медиа-рынке, в России не может быть рентабельным. В наших успешных СМИ, поглощать которые вообще есть смысл, главным активом является журналистский коллектив. А он легко воспламеняется, как тот японский магнитофон в мифах двадцатилетней давности. Помните, было такое поверье – при попытке вскрыть фирменную аудиотехнику азиатской сборки она якобы самоуничтожается? Так и редакция СМИ – попытка несанкционированно поковыряться в ее устройстве для стороннего инвестора может закончиться плачевно. Журналисты, конечно, не сгорят на работе, а напротив, станут борзеть, а потом разбегутся. Этот вывод, очевидно, распространяется на другие виды бизнеса с ярко выраженной интеллектуальной составляющей. В России невозможно враждебное поглощение аудиторской, консалтинговой или рекрутинговой компании, рекламного, маркетингового или PR-агентства. В этот список можно добавить также юридические фирмы и компании, производящие компьютерные программы. Как и в бизнесе СМИ, в этих секторах погоду у нас делают небольшие компании. Сотрудники в них обычно связаны друг с другом неформальными, а то и родственными отношениями, лично дружны и, наконец, лояльны, если не лично преданы своим руководителям. Персонал любой из структур, работающих в вышеперечисленных сферах, отличается от журналистов разве что более благопристойными манерами. Шуметь и борзеть они если и будут, то лишь в кулуарах, но разойдутся по конкурирующим фирмам столь же быстро. Результат тот же: враждебный захватчик получает пустой офис и разоренную клиентскую базу. Затевать такое поглощение стоит только, если целью является уничтожение поглощаемой фирмы. Почему мы назвали это спецификой российской? Особенности национального характера здесь ни при чем. Все дело в размерах фирм. Во всех «интеллектуальных» бизнесах у нас практически нет компаний, которые можно отнести к разряду крупных. А именно там влияние субъективного фактора и личных взаимоотношений сведено к минимуму. Мораль проста, господа интеллектуальные предприниматели. Стройте бизнес: устанавливайте регулярный менеджмент, отлаживайте технологии работы, увеличивайте ценность собственных торговых марок. Растите количественно и качественно – и станете более удобным объектом для враждебного поглощения.

Еще по теме