архив
В эпоху слияний и поглощений телекомпания НТВ показала всему миру кое-какие особенности российского бизнеса. Вывод для прагматиков уже очевиден: враждебное поглощение компании, работающей на медиа-рынке, в России не может быть рентабельным.
В наших успешных СМИ, поглощать которые вообще есть смысл, главным активом является журналистский коллектив. А он легко воспламеняется, как тот японский магнитофон в мифах двадцатилетней давности. Помните, было такое поверье – при попытке вскрыть фирменную аудиотехнику азиатской сборки она якобы самоуничтожается? Так и редакция СМИ – попытка несанкционированно поковыряться в ее устройстве для стороннего инвестора может закончиться плачевно. Журналисты, конечно, не сгорят на работе, а напротив, станут борзеть, а потом разбегутся.
Этот вывод, очевидно, распространяется на другие виды бизнеса с ярко выраженной интеллектуальной составляющей. В России невозможно враждебное поглощение аудиторской, консалтинговой или рекрутинговой компании, рекламного, маркетингового или PR-агентства. В этот список можно добавить также юридические фирмы и компании, производящие компьютерные программы.
Как и в бизнесе СМИ, в этих секторах погоду у нас делают небольшие компании. Сотрудники в них обычно связаны друг с другом неформальными, а то и родственными отношениями, лично дружны и, наконец, лояльны, если не лично преданы своим руководителям.
Персонал любой из структур, работающих в вышеперечисленных сферах, отличается от журналистов разве что более благопристойными манерами. Шуметь и борзеть они если и будут, то лишь в кулуарах, но разойдутся по конкурирующим фирмам столь же быстро. Результат тот же: враждебный захватчик получает пустой офис и разоренную клиентскую базу. Затевать такое поглощение стоит только, если целью является уничтожение поглощаемой фирмы.
Почему мы назвали это спецификой российской? Особенности национального характера здесь ни при чем. Все дело в размерах фирм. Во всех «интеллектуальных» бизнесах у нас практически нет компаний, которые можно отнести к разряду крупных. А именно там влияние субъективного фактора и личных взаимоотношений сведено к минимуму.
Мораль проста, господа интеллектуальные предприниматели. Стройте бизнес: устанавливайте регулярный менеджмент, отлаживайте технологии работы, увеличивайте ценность собственных торговых марок. Растите количественно и качественно – и станете более удобным объектом для враждебного поглощения.
09.04.200100:00
архив
Как много пройдено дорог...
Кредитование хоть и становится одним из основных способов зарабатывания денег отечественными банками, но лишь «одним из»
архив
Недоходное место
Банками, заработавшими больше всех денег в прошедшем году, оказались Сбербанк ($625 млн), ВТБ (около $125 млн) и Росбанк ($112 млн).
архив
Знаешь, все уже было...
Если в российском банковском секторе в январе и происходили какие-либо изменения, то крайне незначительные и внешне малозаметные.
архив
Visa рвется в бой
Российское представительство Visa функционирует от силы полгода. Его глава Лу Наумовский рассказал «Ко» о послежних «визовских» новациях
архив
Канал имени паши
Российские чиновники вынашивают идею пополнять бюджет за счет транзита международных грузов. Стоит лишь найти иностранных инвесторов для финансирования транснациональной железнодорожной магистрали, реформировать МПС, и, казалось бы, можно извлекать колоссальные прибыли из географического положения страны. Однако, как показывает история Суэцкого канала, создать новый торговый путь очень сложно. Еще сложнее сохранить для страны транзитные доходы.