Top.Mail.Ru
архив

Антинародный кредит

01.11.201600:00

В середине прошлой недели были арестованы генеральный директор АО «Корпорация развития» (КР) Сергей Маслов и его заместитель Владимир Караманов. Их обвиняют в хищении 1 млрд руб. у банка «Народный кредит». Возбуждено уголовное дело по статье «Присвоение или растрата» (ч. 4 ст. 160 УК РФ). Маслов виновным себя не признает. Он дружил с очень влиятельными людьми в российском бизнесе – миллиардерами Геннадием Тимченко, Вагитом Алекперовым, и Семеном Вайнштоком, кредитовал покупку судов, снабжающих Сирию, но это ему не помогло. 

Преступная роскошь

Маслов и Караманов были задержаны в своих особняках в Подмосковье и этапированы в Ростов-на-Дону: дело возбуждено главным управлением МВД по Ростовской области. В 2013 г. Маслов и Караманов, по данным следствия, разместили около 1 млрд руб. на счетах банка «Народный кредит». Осенью 2014 г. у этого банка была отозвана лицензия, сейчас АСВ занимается его ликвидацией. Адвокат Маслова Александр Макаров (адвокатское бюро «Резник, Гагарин и партнеры») отказался от комментариев, в суде он сказал, что обвинение против Маслова основано на показаниях всего одного свидетеля, имя которого адвокат пока не раскрывает.

Во время ареста Маслова по телевидению был показан особняк в подмосковном Архангельском «стоимостью $100 млн», авторская копия скульптуры Сальвадора Дали, картины Шишкина, «Мерседесы» и «Майбах». Следователи также обнаружили яхту, которая в настоящее время достраивается на одной из испанских верфей. Как и в случае с сахалинским губернатором Александром Хорошавиным, следствие сразу хочет дискредитировать арестованного, выставляя на всеобщее обозрение его роскошную жизнь, хотя, по данным риелторов, таких дорогих домов на Рублевке сейчас нет. Впрочем, это имущество, вполне возможно, было вполне законным, ведь Сергей Маслов последние 15 лет занимал топовые позиции в «Лукойле» и «Транснефти». 

Очень широтный ход

КР, преемник корпорации «Урал промышленный – Урал Полярный», учреждена Тюменской, Челябинской и Свердловской областями, ХМАО, ЯНАО и компанией DB International («дочкой» Deutsche Bahn AG – главного железнодорожного оператора Германии) для реализации крупных инфраструктурных проектов. Что с ними происходило в прошлом году, неизвестно – КР так и не отчиталась, итоги ее проверки Счетная палата не публиковала. Основной проект – железная дорога «Северный широтный ход» (СШХ, 707 км, стоимость – около 65 млрд руб. в ценах 2014 г., сейчас  – 230 млрд руб.), по которой планировалось доставлять газовый конденсат с полуострова Ямал на Большую землю для переработки. 44,6% будущего объема перевозок по СШХ приходится на «Новатэк». Сама идея добывать на Ямале газ и другие полезные ископаемые возникла у связанного с «Новатэком» бывшего вице-губернатора ЯНАО Иосифа Левинзона в 1990-е, а в 2005-м контроль над компанией получил Геннадий Тимченко. В том же году президент Владимир Путин распорядился строить СШХ. 

Сергей Маслов возглавил КР в мае 2013 г., после скандального ухода его предшественника Александра Белецкого. Маслов, бывший глава «дочек» «Лукойла» и «Транснефти», был в хороших отношениях с Геннадием Тимченко, который купил у Маслова ООО «Русское время», производящее воду под брендом «Акваника». Сергей Маслов хотел создать национальный бренд воды, но не смог вернуть долг Тимченко и отдал ему строящийся завод. 

На сегодня из СШХ построен только автомобильный мост через Надым за 14 млрд руб., а железную дорогу еще предстоит проложить. К тому же, КР задолжала 2,4 млрд руб. подрядчику – компании «Мостострой-12». На вопрос руководства ЯНАО, где деньги, Маслов отвечал, что деньги выведены его предшественником Александром Белецким. В результате решено, что СШХ будет реализован без участия КР – недавно губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин подписал соглашение о финансировании проекта напрямую с РЖД. В ближайшее время железнодорожная монополия сформирует концессию с проектной компанией на 100 млрд руб. при общей стоимости СШХ в 230 млрд руб. Концессионеру будет предложено за счет собственных средств построить мост через Обь, подходы к нему, участок Салехард–Надым и мост через реку Надым. Старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов говорит, что развитие Северной и Свердловской железных дорог (входят в СШХ), с большой долей вероятности, будет реализовано за счет инвестиционной программы РЖД, а строительство СШХ запланировано на 2018–2022 гг.

В хищении 10 млрд руб. из банка «Народный кредит» обвиняется экс-замминистра энергетики РФ и экс-собственник этого банка Станислав Светлицкий, зампредседателя «Народного кредита» Ирина Переверзева, начальник службы безопасности банка Николай Молотилкин и бухгалтер Майя Нюшкова, арестованные в июне. На 1 июля, по данным Агентства по страхованию вкладов, «Народный кредит» задолжал клиентам свыше 20 млрд руб. Светлицкий находился на посту заместителя министра с июня 2008 г. по декабрь 2010-го, а затем возглавлял ОАО «Евразийский» – компанию, созданную для инвестиций в «Ростовводоканал», «Сочиводоканал» и «Югводоканал», – и являлся акционером «Народного кредита». «Народный кредит» был кэптивным банком, кредитовал своих акционеров и их компании, которые тоже обанкротились, после того, как у банка отозвали лицензию. Бенефициарами «Народного кредита» были семьи Светлицких, Масловых и Антоновых.

Станислав Светлицкий и зампред ВЭБа Анатолий Балло обвиняются также в присвоении $14 млн, выданных ВЭБом ростовскому водоканалу.

Дружба лукойловцев

Маслов и Караманов до прихода в КР строили нефтепроводы и торговали нефтью. Маслов был президентом «Лукойл интернэшнл» (офис этой компании находится в Вене) и «Транснефтепродукта» (руководил строительством магистральных нефтепродуктопроводов, например, проектом «Север», который был сдан в эксплуатацию в мае 2008 г., и проектом «Юг»), в 2008–2011 гг. был президентом Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Караманов был президентом финансово-строительной корпорации «Нефтегазстрой – Восток», а также заместителем Маслова в «Транснефтепродукте».

Большая часть карьеры Сергея Маслова связана с «Лукойлом». Глава «Лукойла» Вагит Алекперов порекомендовал Маслова Семену Вайнштоку, в то время президенту «Транснефти», и в 2001 г. Сергей Маслов возглавил «Транснефтепродукт». И Маслов до сих пор дружит с бывшими лукойловцами.

Сергею Маслову, согласно Контур.Фокус, принадлежит 25% в «Инвестмент менеджмент групп», которая строит новый ресторан в банкетном холле стадиона «Лужники». Его партнер по этому проекту, Искандер Халилов, – известный в Азербайджане бизнесмен, занимавшийся перевозкой нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом. И Маслов, и Халилов работали в «Лукойле» с основания компании и дружили с его главой Вагитом Алекперовым. Маслов окончил Азербайджанский институт нефти и химии, в 1974 г. этот же институт окончил Вагит Алекперов.

Таким образом, интересы Сергея Маслова и его бизнес-партнеров в основном вращались вокруг нефти и транспорта. Например, есть сведения, что Маслов дал взаймы $12 млн компании Nexus Maritime Services для покупки судов «Новороссийск» и «Севастополь». Тогда Nexus Maritime Services владел гражданин Греции Христофорос Контрарос, сейчас – гражданин Украины Андрей Итерман. «Новороссийск» заходил в сирийский порт Тартус, где находится российская военная база.

Ошибка Сергея Маслова была в том, что из мира бизнеса он перешел в сферу реализации государственных проектов.

Еще по теме