Top.Mail.Ru
архив

Автокатастрофа

Рынок автомобильных кредитов уменьшился в несколько раз. Падение объемов кредитования даже превысило падение объемов продаж автомобилей. И восстановления в нынешнем году не предвидится.

   Рынок автокредитования относится к числу наиболее пострадавших от глобального кризиса отраслей банковского бизнеса. По объемам падения он, наверное, занимает "почетное" второе место после ипотеки. На вопрос "Ко", как рынок автокредитов перенес финансовый спад, вице-президент, начальник управления автокредитования банка "ВТБ-24" Алексей Токарев сказал: "К сожалению, этот вопрос нельзя обсуждать в прошедшем времени. Мы еще не прошли кризис".
На рынке действовала система взаимоусиливающих негативных факторов: падение продаж автомобилей тормозило спрос на кредиты, а уменьшение числа кредитов задерживало сбыт машин. Снижение доходов россиян, с одной стороны, приводило к минимизации платежеспособного спроса на "железных коней", а с другой - к увеличению числа просрочек по уже выданным банковским ссудам. Последнее обстоятельство вынуждало банки ужесточать условия выдачи денег, что в свою очередь снижало спрос на них, - и так по кругу. В итоге, по данным ВТБ-24, рынок автокредитов "просел" даже сильнее, чем рынок автомобилей: если продажи авто упали на 52%, то реализация автокредитов - более чем на 60%. В итоге резко сократилось число банков, финансирующих приобретение машин, а те, которые остались, изменили требования к заемщикам и условия кредитования.
   Правда, как утверждает руководитель дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Андрей Степаненко, рынок автокредитования уже начал расти. Но компенсировать потери, нанесенные кризисом, пока не удается. Объемы рынка сейчас и в ближайшем будущем далеки от объемов не только 2008-го, но даже 2007 года. Результаты продаж новых авто за май показывают, что объемы рынка сейчас приблизились к показателям 2006 года. После длительного кредитного бума население осторожнее стало относиться к покупкам не первой необходимости, к которым относится и автомобиль.

ПОТЕРЯ КАЧЕСТВА

   Поскольку рынок кредитов рухнул глубже, чем рынок собственно автомобилей, то, соответственно, снизилась доля машин, продаваемых в кредит. Как заявил "Ко" Андрей Степаненко, "наши партнеры - автодилеры отмечают как общее падение продаж, так и значительное снижение доли кредитных авто в продажах. Если в сентябре - октябре доля автомобилей, реализуемых в кредит, равнялась примерно 35%, то сейчас она составляет около 15% всех продаж".
   Сходные цифры называет Олаф Найтцш, президент ЗАО "Тойота банк". По его данным, доля продаж автомобилей в кредит на рынке снизилась в начале 2009 года. Если в прошлом году сегмент кредитных автомобилей составлял около 40%, то этой весной - примерно 10%. "Несмотря на это, мы ожидаем, что в ближайшие месяцы произойдет оживление автомобильного рынка, и спрос на услуги автокредитования может восстановиться", - оптимистично заявляет глава "Тойота банка".
   Конкретные цифры просрочек по сегменту автокредитования банковские специалисты предпочитают не называть, заявляя только, что пока эта величина не является критичной. Как утверждает вице-президент Собинбанка Павел Ильин, в последние полгода наметилась тенденция к увеличению количества желающих продать автомобиль из-под залога, чтобы погасить кредит досрочно. Это заемщики с "чистой" кредитной историей, которые по каким-либо причинам не хотят обременять себя долговыми обязательствами. Часто они сами проявляют инициативу по продаже машины, и банки обычно идут им навстречу.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ

   Поскольку общее количество банков, занимающихся автокредитованием, уменьшается, логично было бы предположить, что свои позиции укрепляют банки, для которых автокредитование - одна из форм специализации, в частности банки, действующие под эгидой крупнейших автопроизводителей. Однако банковские эксперты не спешат подтверждать эту гипотезу. Как сказал "Ко" Андрей Степаненко из Райффайзенбанка, доля банков автопроизводителей - величина, зависимая от доли рынка автомобильного бренда и доли кредитных продаж у данного автопроизводителя. "Пока мы не ощущаем серьезного укрепления позиций этих кредитных организаций. Это связано с падением продаж и производства у большинства автоконцернов, что приводит к снижению объемов свободных денежных средств, которые могут быть аллокированы на финансирование покупателей", - констатирует Андрей Степаненко.
   Но, разумеется, сами банки автопроизводителей заявляют о своей готовности захватывать рынок. "В настоящее время мы расширяем линейку розничных кредитных продуктов, например, мы предложили покупателям автомобилей Toyota и Lexus кредит "50/50+", - рассказывает Олаф Найтцш из "Тойота банка". - Мы ожидаем, что в условиях кризиса этот продукт будет особенно привлекателен, поскольку в течение первых двух лет пользования кредитом клиент платит только проценты за его использование, что, конечно, значительно снижает размер ежемесячного платежа. В разработке находятся новые интересные продукты автокредитования, которые мы предложим в самое ближайшее время. Также мы продолжаем реализовывать наши планы по запуску продаж кредитов "Тойота банка" в регионах".
   Впрочем, "Тойота банк" здесь не одинок - банки, которые не отказались от автокредитования вообще, теперь предпринимают усилия, чтобы восстановить утраченные рыночные позиции. Как отмечает вице-президент Собинбанка Павел Ильин, многие банки разрабатывают новые предложения и ищут возможности для партнерских программ не только с дилерами и автосалонами, но и напрямую с автопроизводителями, которые в условиях кризиса не меньше банков заинтересованы в реализации собственной продукции. В Собинбанке, к примеру, большой популярностью среди заемщиков пользуется программа рассрочки - для клиента это выглядит как возможность купить автомобиль по беспроцентному займу, на деле же банк заключает договор с автосалоном по факторинговой схеме, получая право требования по выплатам заемщиков. Недавно по программе рассрочки Собинбанк начал работать напрямую с Uz-Daewoo.
   На стимулирование спроса направлены различные условия программ, например, возможность получить кредит без обязательного страхования автомобиля по рискам каско. То есть заемщикам не нужно при приобретении машины покупать еще и страховку - это можно сделать по своему желанию у любого страховщика в удобное для себя время или вовсе отказаться от страховой защиты.
   "Конечно, банки пытаются восстановить утраченные позиции. Основной упор в этом делается на программы с льготными условиями приобретения транспортных средств - пониженная процентная ставка, нулевой первоначальный взнос и рассмотрение кредитной заявки по ограниченному количеству документов", - соглашается заместитель начальника управления розничных продаж по развитию бизнеса департамента развития розничного бизнеса Оргрэсбанка Максим Губанов.

НЕТ ВОЗВРАТА

   Что касается перспектив рынка, то прогнозы экспертов довольно однообразны. Все признают, что объемы автокредитования постепенно восстановятся, но происходить это будет медленно, и "былого величия" в нынешнем году достигнуть не удастся. По мнению Андрея Степаненко из Райффайзенбанка, скорее всего, в 2009 году рынок продаж автомобилей и автокредитования пройдет "дно", и это произойдет в августе - сентябре. "В декабре мы рассчитываем на начало восстановления за счет оживления рынка автокредитования и повышения покупательской уверенности", - надеется Степаненко.
   Олаф Найтцш из "Тойота банка" более оптимистичен, он считает, что "дно" уже пройдено и спрос на услуги автокредитования начал расти.
   Но независимо от того, где у рынка "дно", итоги 2009 года, по практически единодушным суждениям экспертов, будут, мягко говоря, скромными. По словам Алексея Токарева из ВТБ-24, сейчас темпы падения замедлились, однако дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от изменения цен в сегменте новых иномарок. По мнению специалистов ВТБ-24, общее падение рынка автокредитования в 2009 году составит 65 - 70%.
   Как отмечает Максим Губанов из Оргрэсбанка, в настоящее время число желающих приобрести машину в кредит стало примерно в 10 - 15 раз меньше. Помимо высоких процентов, которые, по нашим прогнозам, в течение года будут постепенно снижаться, на покупательский спрос оказывают влияние и другие факторы. Среди них - увеличение суммы первоначального взноса, опасения серьезных колебаний курсов валют, негласный ввод со стороны некоторых банков ограничений по кредитованию населения, занятого в "рискованных" областях с точки зрения части кадровых сокращений. "Такая тенденция, на наш взгляд, будет сохраняться до конца 2009 - начала 2010 года", - полагает Губанов.
   Единственное, что хорошего могут сказать эксперты - так это то, что автокредитование все-таки "воспрянет" быстрее ипотеки. "В отличие от долгосрочного кредитования (к примеру, на покупку жилья) автокредитование, предполагающее более короткий период займа, имеет больше шансов на скорое восстановление - люди охотнее откликаются на предложения в этой сфере, - говорит Павел Ильин из Собинбанка. - Темпы восстановления рынка зависят от общерыночной конъюнктуры и уверенности потребителей в завтрашнем дне. По прогнозу, доля автомобилей, купленных в кредит, в 2009 году составит 10 - 30% от общего объема проданных машин".

   Рынок автокредитов "просел" даже сильнее, чем рынок автомобилей: если продажи авто упали на 52%, то реализация автокредитов - более чем на 60%

   Многие банки разрабатывают новые предложения и ищут возможности для партнерских программ не только с дилерами и автосалонами, но и напрямую с автопроизво-дителями

   Независимо от того, где у рынка "дно", итоги 2009 года, по практически единодушным суждениям экспертов, будут, мягко говоря, скромными