«Айтишники, как и пилоты, — люди мира»: эксперты оценили способы возвращения уехавших
Уже около месяца на совещаниях в Минцифры обсуждают меры возвращения в Россию уехавших айтишников. Среди них — оплата им обратного билета, предоставление гарантированной брони от призыва, а также возможное повышение НДФЛ для тех, кто вернуться откажется. Эксперты, опрошенные «Компанией», усомнились в эффективности метода кнута для столь ценных на рынке специалистов: на их взгляд, возвращению будет способствовать позитивная мотивация, создание комфортных условий работы и повышение зарплат.
Оплата билета и бронь от призыва
Минцифры с начала зимы запустило серию совещаний с представителями IT-cектора. Их главной темой является возвращение в страну уехавших айтишников, узнал «Коммерсант».
Один из участников таких встреч, руководитель совета директоров «Базальт СПО» Алексей Смирнов, рассказал, что обсуждается, в частности, «частичная оплата обратной релокации». При этом в обсуждениях проскальзывают способы применения не только пряника, но и кнута. Например, повышение НДФЛ для работающих из-за рубежа с 13 до 30%. Даже для тех, кто, работая из-за границы, формально остается налоговым резидентом РФ.
Информацию подтвердил и глава «Руссофта» Валентин Макаров. С его слов, среди идей, предложенных к реализации, — предоставление брони от призыва в армию, а также оплата перелета в Россию. Инсайдер издания в правительстве отметил, что окончательного пакета мер в данный момент нет, но принять их намерены «уже в ближайшее время».
В Минцифры, в свою очередь, добавили, что, помимо мер возвращения уехавших, в ведомстве разрабатывают и шаги по поддержке оставшихся компаний, которые сейчас работают в РФ. Также здесь признались, что не одобряют инициативу введения запрета на удаленную работу, как и высокие налоги, так как это может оттолкнуть специалистов, а не привлечь, дали понять в ведомстве.
«Лучше сделать несколько попыток»
«Компания» опросила представителей IT-сектора на предмет их отношения к обсуждаемым инициативам. По мнению управляющего партнера Группы компаний X-Com Игоря Роганкова, желаемый результат здесь даст только метод пряника: постоянно поддерживаемая на всех уровнях позитивная мотивация и создание комфортных условий для работы и жизни.
«Карательные меры вроде повышения НДФЛ могут привести к прямо противоположному результату, навсегда отрезав сегодняшним удаленщикам путь домой. Ведь айтишники, как и пилоты гражданской авиации, “люди мира”, специалисты-международники. И они в любой момент смогут прервать сотрудничество с российским работодателем, найдя новую работу в стране проживания», — заметил спикер.
Больший эффект здесь принесут методы пряника, согласен с коллегой Алексей Раевский, гендиректор компании Zecurion. «И гарантии от призыва, и оплата билета, может быть. Здесь я не буду ничего предлагать, сейчас и так много всего обсуждается разного». На взгляд эксперта, любые меры, которые обеспечат IT-специалистам ощущение себя в комфортной обстановке, пойдут в плюс. При этом оценить эффективность принятых шагов можно будет только на практике, уверен эксперт. «Лучше сделать три или четыре попытки, посмотреть на результат и в процессе что-то подкручивать», — говорит он.
Повышение налога Раевский считает не слишком эффективной мерой. «Во-первых, потому что традиционно подоходный налог за сотрудника платит работодатель. То есть всегда, когда обсуждаются условия трудового договора наемного сотрудника и работодателя, в переговорах фигурирует чистая сумма на руки. Поэтому если они договорились, условно говоря, о какой-то сумме, а вырос при этом подоходный налог — то он, естественно, перекладывается на плечи работодателя. Это значит, что мера, скорее, будет влиять не на тех, кто уехал и работает из-за границы, а на самих работодателей, потому что для них менее выгодно работать с таким сотрудником, и они будут стараться искать замену среди тех, кто остался».
Ограничение выхода на экспортные рынки
Негативный эффект от повышения НДФЛ прогнозирует и Константин Степанов, исполнительный директор российской IT-компании HFLabs. Так отечественные компании будут лишены доступа к ценным кадрам, полагает он.
По словам Степанова, риск повышенного налога также ограничивает российским компаниям выход на рынки дружественных стран (Минфин еще осенью обсуждал принятие законопроекта, по которому уехавшие и работающие из-за границы будут платить налог на доходы физлиц в размере 30%. — Прим. ред.). «Уже нельзя отправить в условный Узбекистан нескольких человек, чтобы они прозондировали почву и сделали первые кейсы. Выйти на рынок другой страны теперь можно только сразу с большими проектами и открытием офиса — а на бизнес сейчас и так ложится приличная нагрузка», — замечает он.
По словам гендиректора IT-компании «Формат Кода» Вадима Юсупова, дефицит айтишников на рынке труда вызывает подорожание оставшихся кадров. Среди наиболее эффективных мер господдержки IT-специалистов эксперт называет их освобождение от службы в армии (включая как мобилизацию, так и призыв). «Однако здесь есть очень важный момент: в последние годы в России стимулировался процесс привлечения в IT-отрасль кадров из менее востребованных сфер, поэтому так называемая бронь должна распространяться в том числе на специалистов, не имеющих профильного или высшего IT-образования. Иначе эта мера не будет иметь практического смысла», — полагает он.
Со слов Юсупова, на сегодняшний день 80% IT-специалистов трудятся удаленно, и в ближайшем будущем эта тенденция либо сохранится, либо усилится. «Конечно, мы не поддерживаем карательные меры. Для сохранения кадров нужно не создавать препятствия, а наоборот, по возможности делать более прозрачными и доступными оплату труда и систему налогообложения», — резюмирует эксперт.
Еще один источник «Компании» в геймдев-индустрии указывает на то, что у ряда IT-специалистов зарплаты в 2022 году не индексировались, а премии — там, где они были, — снизились.