Top.Mail.Ru
архив

Банки в сентябре

Как мы и предсказывали в предыдущем рейтинге, в нынешнем списке крупнейших банков (точнее, в первой его двадцатке) появился новый фаворит - Легпромбанк, поднявшийся из второй сотни банков капитала сразу на 11-е место. Таким образом, Легпромбанк стал вторым после "Еврофинанса" банком в списке 20 крупнейших банков страны, который смог войти в эту двадцатку без единого рубля бюджетных средств и без помощи иностранного материнского банка (в отличие от двух других фаворитов нашего списка - банков Кредитанштальт Австрия и Чейз Манхэттен). Впрочем, новый статус Легпромбанка вполне позволяет ему отныне претендовать на статус уполномоченного по обслуживанию бюджетных счетов: капитал банка почти в два раза превышает установленную правительством планку "уполномоченности" в 800 млн руб. Вообще же в ближайшее время мы намерены посвятить теме наращивания собственного капитала отдельный аналитический материал.

Два других российских банка, вошедших в нашу августовскую двадцатку крупнейших - "Диамант" и МФК также не имеют на своих счетах средств бюджета, но уже по другой причине. Дело в том, что оба банка уже давно фактически перестали функционировать и балансы, предоставляемые ими в ЦБ, носят очень формальный характер. Еще одним "подъемом месяца" стала российская "дочка" CSFB, которая продолжает активно наращивать свой собственный капитал. Буквально за месяц банк увеличил размер собственного капитала в 2,5 раза и вплотную приблизился к списку крупнейших отечественных банков - тех, у кого уставный капитал превышает 800 млн руб. В рейтинге банков с наибольшим отрицательным капиталом наблюдается удивительная стабильность - список самых задолжавших банков России практически не меняется вот уже на протяжении 5 месяцев.

Нынешний список крупнейших банков страны мы дополнили еще одной графой - "Общий коэффициент надежности". Обращаем внимание читателя на то, что он несколько отличается от "Коэффициента надежности", опубликованного нами в предыдущем номере банковского приложения. Общий коэффициент надежности (S) усредняет значение коэффициента надежности (Q), рассчитанного по результатам анализа ежемесячных банковских балансов на протяжении всего года, прошедшего после начала банковского кризиса в августе 1998 года (подробное описание методики см. в новом рейтинге надежности). Поэтому нынешняя рейтинговая оценка надежности банков является более полной и объективной.

Впрочем, высокая рейтинговая оценка далеко не всегда означает высокую банковскую надежность в полном смысле этого слова. Слишком высокий коэффициент общей надежности указывает на то, что кредитная организация не проводит активных банковских операций либо, наоборот, слишком активно капитализирует полученную прибыль. Крайним проявлением первого случая (то есть неработающего банка) стал в нашем списке Мичиноку банк. Банк практически не проводит активных операций, и поэтому, например, коэффициент ликвидности у банка равен 1 (что означает, что ликвидные активы практически равны совокупным активам банка).

Еще одной причиной, по которой рейтинговая оценка надежности может показывать "сверхоптимальные" значения, является значительный рост собственного капитала банка. Как это произошло, например, в случае с Промышленно-строительным банком (S=2,06), активно нарастившим уставный капитал при низких коэффициентах ликвидности. А также с Банком высоких технологий, высокий коэффициент надежности которого отражает не столько действительную надежность банка, сколько тот факт, что в течение июля банку удалось значительно нарастить свой собственный капитал и подняться в нашем списке с 425-го на 135-е место по размеру собственного капитала. Заметим при этом, что совокупные активы банка остались по-прежнему крайне незначительными. Так что наиболее надежными, как показывает практика, являются банки, значение коэффициента которых наиболее приближено к единице. То есть к показателям так называемого идеального банка. Отклонение от этого норматива в любую сторону - признак потери кредитной организацией своей устойчивости.

Но даже и те банки, рейтинги надежности которых сегодня низки как никогда, вряд ли скоро выпадут из наших списков. Проблема в том, что, как показывает практика, ни АРКО, ни Центробанк не в состоянии проводить мероприятия по реструктуризации банков в массовом порядке. Слишком велико количество проблемных банков, и основной массив проблемных банков все же не входит в наш рейтинг - как правило, эти банки практически не обладают собственным капиталом. То есть находятся в третьей, четвертой и т.д. сотнях банков по размеру собственного капитала. Большая их часть сосредоточена в регионах. Именно на эти банки обращает свое внимание при отзыве лицензий Центробанк.

Вряд ли ЦБ решится отзывать накануне выборов лицензии у проблемных банков, которые принято считать "крупнейшими" или тем более "системообразующими". Так что никаких резких заявлений об отзыве лицензий - наподобие тех, что были весной нынешнего года, - не предвидится. И, следовательно, наш список крупнейших банков не претерпит существенных изменений. Впрочем, ситуация может измениться, если Кремль убедит ЦБ начать "крестовый поход" против банков так называемой московской группы - тех, кто будет на выборах обеспечивать финансовую поддержку движению московского мэра. Впрочем, для этого Кремлю, скорее всего, придется поменять Виктора Геращенко на более лояльного председателя ЦБ. А прецеденты "вышибания" финансовой опоры из-под политических конкурентов уже имеются. Так, например, лишив лицензии Агробанк весной этого года, ЦБ прикрыл канал финансирования коммунистической партии. Если аналогичная ситуация все же повторится и с банками московского мэра - скажем, в самый канун выборов в Госдуму, - то к концу года некоторые внешне вполне благополучные московские банки могут неожиданно выпасть из нашего рейтинга.