Top.Mail.Ru
архив

Беспокойное наследство Аксененко

Рустам Аксененко, сын экс-министра путей сообщения, распродает свои активы. Несмотря на несколько затруднительные личные обстоятельства (поговаривают, что из-за пристального интереса, проявляемого российскими правоохранительными органами, Аксененко не покидает Швейцарии), бизнесмен весьма разборчив в выборе покупателей.

По крайней мере, очевидная близость к так называемой семейной группировке не помешала Аксененко продать специализирующийся на перевозке нефти «Балттранссервис» (бывший «Евросиб СПб») «Северстальтрансу». Банк «Балтийский» тоже, по всей видимости, достанется «питерским». Так, контрольный пакет «Балтийского» в результате очередной эмиссии, скорее всего, получит гендиректор «Петербургского агентства недвижимости» Андрей Исаев. К тому же весьма показательно появление в совете директоров «Балтийского» члена правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Зелинского. Сам Зелинский объясняет свое появление в банке «предложением друзей». Однако к таковым можно при желании причислить и главу РАО Анатолия Чубайса, и первого вице-премьера Алексея Кудрина, и владельца Промышленно-строительного банка Владимира Когана, которые вряд ли уступят «Балтийский» такому известному любителю региональных банковских поглощений, как МДМ-Банк.

Зато существенно увеличились шансы МДМ купить Транскредитбанк (ТКБ), другой банковский актив, принадлежавший в прошлом Рустаму Аксененко. МПС, нынешний формальный владелец «Транскредита», отказалось от проведения допэмиссии, размывающей долю железнодорожных ГУПов (которую согласно распоряжению правительства надо передать Минимуществу), и на днях передало этот 75-процентный пакет в распоряжение ведомства Фарида Газизуллина.

Трудно сказать определенно, что сильнее подействовало на железнодорожников. То ли публичный разнос, устроенный пару недель назад премьером Михаилом Касьяновым главе МПС Геннадию Фадееву, то ли согласие входящей в «Группу МДМ» компании «Ринако» переуступить им кредиторскую задолженность Новочеркасского электровозостроительного завода. По крайней мере «Транскредит» уже начали готовить под потенциального покупателя. Выходец из МДМ-Банка Дмитрий Кашлаков был даже на прошлой неделе назначен вице-президентом ТКБ.

Впрочем, в правлении «Транскредита» найдутся союзники и Альфа-банка, и Росбанка. По сведениям «Ко», к ТКБ присматривается и «УралСиб», который недавно получил контроль над двумя «железнодорожными» банками – челябинским «Дорожником» и пермским «Дзержинским».

Активность «УралСиба», равно как и пертурбации в «Балтийском» несколько снижают ценность «Транскредита» для МДМ, как, впрочем, и для других потенциальных покупателей. По мнению источника «Ко» в «Транскредите», привлекательность этого банка заключается главным образом в том, что он «подогнан под сетевого клиента». А для обслуживаемых МДМ угольщиков и металлургов это немаловажно. Тем более что их финансовые потоки почти совпадают по своей географии с «железнодорожными». Другое дело, что многие железные дороги, несмотря на наличие «Транскредита», по-прежнему обслуживаются в собственных банках вроде того же «Балтийского», самарского банка «Экспресс-Волга» или екатеринбургского Уралтрансбанка. Собственно говоря, поэтому МПС не хотело отдавать ТКБ до тех пор, пока не консолидирует в нем все финансы отрасли. Ведь железнодорожный феодализм не лучшим образом сказывается на реформе МПС.

Понятно, что олигархов это мало заботит. Тем более что «Группа МДМ» совсем недавно выручила $65 млн за проданный Академхимбанку Конверсбанк и явно готова к очередным банковским подвигам.

Еще по теме