Беспокойное наследство Аксененко
Рустам Аксененко, сын экс-министра путей сообщения, распродает свои активы. Несмотря на несколько затруднительные личные обстоятельства (поговаривают, что из-за пристального интереса, проявляемого российскими правоохранительными органами, Аксененко не покидает Швейцарии), бизнесмен весьма разборчив в выборе покупателей.
По крайней мере, очевидная близость к так называемой семейной группировке не помешала Аксененко продать специализирующийся на перевозке нефти «Балттранссервис» (бывший «Евросиб СПб») «Северстальтрансу». Банк «Балтийский» тоже, по всей видимости, достанется «питерским». Так, контрольный пакет «Балтийского» в результате очередной эмиссии, скорее всего, получит гендиректор «Петербургского агентства недвижимости» Андрей Исаев. К тому же весьма показательно появление в совете директоров «Балтийского» члена правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Зелинского. Сам Зелинский объясняет свое появление в банке «предложением друзей». Однако к таковым можно при желании причислить и главу РАО Анатолия Чубайса, и первого вице-премьера Алексея Кудрина, и владельца Промышленно-строительного банка Владимира Когана, которые вряд ли уступят «Балтийский» такому известному любителю региональных банковских поглощений, как МДМ-Банк.
Зато существенно увеличились шансы МДМ купить Транскредитбанк (ТКБ), другой банковский актив, принадлежавший в прошлом Рустаму Аксененко. МПС, нынешний формальный владелец «Транскредита», отказалось от проведения допэмиссии, размывающей долю железнодорожных ГУПов (которую согласно распоряжению правительства надо передать Минимуществу), и на днях передало этот 75-процентный пакет в распоряжение ведомства Фарида Газизуллина.
Трудно сказать определенно, что сильнее подействовало на железнодорожников. То ли публичный разнос, устроенный пару недель назад премьером Михаилом Касьяновым* главе МПС Геннадию Фадееву, то ли согласие входящей в «Группу МДМ» компании «Ринако» переуступить им кредиторскую задолженность Новочеркасского электровозостроительного завода. По крайней мере «Транскредит» уже начали готовить под потенциального покупателя. Выходец из МДМ-Банка Дмитрий Кашлаков был даже на прошлой неделе назначен вице-президентом ТКБ.
Впрочем, в правлении «Транскредита» найдутся союзники и Альфа-банка, и Росбанка. По сведениям «Ко», к ТКБ присматривается и «УралСиб», который недавно получил контроль над двумя «железнодорожными» банками – челябинским «Дорожником» и пермским «Дзержинским».
Активность «УралСиба», равно как и пертурбации в «Балтийском» несколько снижают ценность «Транскредита» для МДМ, как, впрочем, и для других потенциальных покупателей. По мнению источника «Ко» в «Транскредите», привлекательность этого банка заключается главным образом в том, что он «подогнан под сетевого клиента». А для обслуживаемых МДМ угольщиков и металлургов это немаловажно. Тем более что их финансовые потоки почти совпадают по своей географии с «железнодорожными». Другое дело, что многие железные дороги, несмотря на наличие «Транскредита», по-прежнему обслуживаются в собственных банках вроде того же «Балтийского», самарского банка «Экспресс-Волга» или екатеринбургского Уралтрансбанка. Собственно говоря, поэтому МПС не хотело отдавать ТКБ до тех пор, пока не консолидирует в нем все финансы отрасли. Ведь железнодорожный феодализм не лучшим образом сказывается на реформе МПС.
Понятно, что олигархов это мало заботит. Тем более что «Группа МДМ» совсем недавно выручила $65 млн за проданный Академхимбанку Конверсбанк и явно готова к очередным банковским подвигам.
** признан в России иноагентом
Еще по теме
Андрей Андреев: "Я был обычным старшим оперуполномоченным"



