Top.Mail.Ru
архив

Без номеров

Гостиницы Санкт-Петербурга могут принимать около 1 млн постояльцев в год. Между тем в прошлом году, по данным администрации Санкт-Петербурга, город посетили 2,7 млн иностранных туристов и около 1 млн российских граждан. А в 2001 году, несмотря на спад мировой туриндустрии, красоты северной столицы захотят лицезреть не менее 3 млн человек. Но съездить в Питер вряд ли удастся всем желающим. Городу хронически не хватает гостиниц.

 

В настоящее время гостиничный комплекс Санкт-Петербурга включает в себя 111 гостиниц на 27 981 мест. Три гостиницы, относящиеся к первому классу («Астория», «Гранд Отель Европа», «Невский Палас»), располагают в общей сложности 1022 номерами на 2018 мест. Отелей среднего класса, отвечающих уровню 2* – 3*, в городе насчитывается 25, и в их 6486 номерах могут разместиться 11 617 постояльцев. Самые значимые из отелей этой категории – гостиницы «Прибалтийская», «Пулковская», «Москва» и «Санкт-Петербург».

При этом 60% загрузки приходится на 30 отелей. По словам директора по продажам «Гранд Отеля Европа» Натальи Мининой, гостиничный рынок Санкт-Петербурга резко отличается от московского. В Москву в основном едут корпоративные клиенты. В Санкт-Петербурге же половину туристического потока составляют путешественники-индивидуалы. К тому же 80% всех туристов, посещающих город на Неве, – иностранцы. Поэтому принимающим отелям приходится предоставлять клиентам привычное для зарубежных гостей высокое качество сервиса.

С этой задачей справляются далеко не все. Вдобавок к этому, как замечает Наталья Минина, средние цены петербургских отелей выше московских. Как следствие одиночные отели вытесняются с рынка международными сетями, которые предоставляют более квалифицированные услуги. За последние годы на гостиничный рынок Санкт-Петербурга пришли сразу несколько крупных сетей – Kempinski, ITT Sheraton, Rocco Forte New Hotels Group, которые управляют гостиницами «Гранд Отель Европа», «Невский Палас Отель», «Астория». Четвертым звеном в цепи стал отель «Рэдиссон САС Ройял» (Radisson SAS Hotels & Resorts), открывшийся в июле 2001 года. Объем инвестиций в эту гостиницу составил $30 млн.

Интересно, что западные гостиничные сети, несмотря на более высокие по сравнению с российскими сетями цены, обеспечивают стабильно высокую заполняемость отелей. При среднегодовом уровне загрузки в 60% заполняемость их гостиниц в летний сезон достигает 80 – 90%. У «Гранд Отеля Европа» этот среднегодовой коэффициент равен 67%, а у «Невского Паласа» – 63%. (Для сравнения: средний коэффициент заполняемости гостиничного комплекса города составляет менее 50%.) При этом западные сети, однако, не намерены останавливаться на достигнутом. Для повышения привлекательности отелей в некоторых из них проведена масштабная реконструкция. Например, в реконструкцию «Астории» вложено около $17 млн, а ремонт «Гранд Отеля Европа» обошелся его владельцам в $90 млн.

Неплохо идут дела и у гостиниц среднего класса. В высокий сезон их заполняемость близка к 85%. В лидерах – бывшие интуристовские гостиницы «Москва», «Пулковская» и «Прибалтийская». Так, по словам начальника организационно-правового управления гостиницы «Москва» Екатерины Бурунчук, загрузка в высокий сезон здесь составляет 85%, а в низкий – не ниже 70%. Несмотря на это, в большинстве «трехзвездочных» гостиниц уровень сервиса явно не дотягивает до мировых стандартов. Городские власти даже пошли на крутые меры, сменив директора «Пулковской» и пообещав отдать парочку гостиниц в управление международным сетям. Но если обеспечить надлежащее качество сервиса при должном подходе вполне реально, то проблему заполняемости гостиниц в низкий сезон так просто не решишь. Во всяком случае, пока дела обстоят неважно. По словам Натальи Мининой, одной из главных проблем гостиничного комплекса города является ярко выраженная сезонность спроса на услуги «индустрии гостеприимства». В зимний период заполняемость гостиниц падает до 35%. В мировой практике гостиницы в low season заполняются за счет участников разнообразных конференций и саммитов. В Санкт-Петербурге такой вариант невозможен – к проведению саммитов не располагает климат северной столицы. Практически все деловые мероприятия проходят здесь в летнее время. С другой стороны, культурная жизнь Северной Пальмиры начинается зимой, когда в городе остаются одни петербуржцы.

 

Дни становятся белыми

В мире с низким сезоном борются вполне традиционно. Снижают цены, формируют особые турпакеты и проводят специальные маркетинговые мероприятия.

До последнего времени среди зимних мероприятий, проводимых в Санкт-Петербурге, выделялись «Зимние сезоны». Но усилий устроителей праздника на огромный период с декабря по апрель не хватало. В этом году произошел некий прорыв. С подачи генерального менеджера «Гранд Отеля Европа» Эльмара Грайфа была запущена программа «Белые дни». Цель программы – привлечь в Санкт-Петербург как можно больше туристов в низкий сезон. Проект вызвал серьезный резонанс в городе, инициативу Грайфа поддержали «Невский Палас», «Астория», «Рэдиссон» и «Англетер», которые будут проводить совместную рекламную кампанию. Грайф рассчитывает вовлечь в программу весь город – отели, театры, музеи, туристические фирмы, администрацию. К реализации программы подключилась и крупная германская турфирма AirTours. В проекте участвуют все европейские международные авиалинии. Пока «Белые дни» рассчитаны на четыре недели, но Эльмар Грайф считает, что программу вполне можно продлить до восьми недель. «Я осознаю, что потребуется еще много времени, чтобы люди за рубежом изменили свое мнение о России в лучшую сторону и избавились от стереотипных предубеждений, – говорит г-н Грайф. – Но необходимо хоть с чего-то начинать». Эльмар Грайф рассчитывает, что благодаря «Белым дням» к 2003 году заполняемость отелей в низкий сезон поднимется на 6 – 7 пунктов. Что касается ценовой политики отелей в период «Белых дней», то, по сообщению RATA-news, владельцы отелей едины во мнении, что цены на путешествия в низкий сезон должны быть ниже, чем турпакеты на период белых ночей. Тем не менее г-н Грайф считает, что к расценкам на проживание в отелях надо подходить очень осторожно. Санкт-Петербург, по мнению директора «Гранд Отеля Европа», – одно из тех мест, где скидки неуместны.

Менеджер гостиницы «Астория» по связям с общественностью Елена Кузнецова тоже считает, что идея «Белых дней» очень неплоха – по крайней мере, несмотря на общую программу, клиенты смогут выбрать любой отель на свой вкус.

«В нашем городе всегда была богатая культурная жизнь. Но раньше культурные мероприятия не имели особого подтекста. В 2001 году мы впервые обратили внимание на активизацию усилий гостиниц в период низкого сезона. Ведь программа «Белые дни» рассчитана на декабрь – апрель», – говорит Наталья Белик, директор по общественным связям « Невский Палас».

 

Дорогу расчистит Смольный...

По словам председателя комитета по туризму и развитию курортов администрации Санкт-Петербурга Валерия Голубева, минувшим летом многие гостиницы города вынуждены были отказывать фирмам-туроператорам в приеме групп. Что будет дальше – неизвестно. Впрочем, городская администрация начала задумываться о решении этой непростой проблемы. Чиновники считают, что в ближайшие десять лет Санкт-Петербург должен в пять раз увеличить емкость своего гостиничного хозяйства. И это – минимум, который лишь позволит городу на Неве соответствовать мировой тенденции постоянно растущего спроса на туристические продукты. Если же Санкт-Петербург всерьез претендует на звание туристической столицы России, то задача окажется еще более масштабной. Над ее решением сейчас работает специальная комиссия, возглавляемая вице-губернатором Геннадием Ткачевым. По словам Валерия Голубева, комиссия ставит перед собой цель «расчистить дорогу перед инвестором», вкладывающим средства в гостиничный бизнес. Сейчас рассматривается около сотни адресов, где могли бы разместиться отели различных классов. «Но эти здания необходимо «очистить» в правовом смысле, решив все вопросы с арендаторами и собственниками помещений, – говорит Голубев. – Самому инвестору сделать это без помощи администрации города очень сложно».

Справедливость слов Голубева относительно важности «административных усилий» подтвердил недавний скандал с MarriottInternational. Планы выхода на петербургский рынок этого гостиничного оператора были сорваны, после того как инвестиционно-тендерная комиссия городской администрации отменила распоряжение губернатора о передаче под строительство гостиницы аварийного здания на Фонтанке. Формальным поводом для такого решения стало то обстоятельство, что в течение полутора лет между городом и инвестором так и не был подписан инвестиционный договор. В реальности же администрация города, скорее всего, предпочла иностранцам другую компанию – только не сетевую, а дочернее предприятие Центробанка.

Еще по теме