Top.Mail.Ru
архив

Кремль открывает вторые ворота

На московской встрече с министром торговли США Дональдом Эвансом представители российского малого и среднего бизнеса (так и слышится «великия, малыя и белыя») побаловали его рассказами о своих success story. Про то, как, начав буквально с одного ящика печенья, закончили широкой сетью супермаркетов; или про то, как из горсти пыли при помощи циркуля и линейки создавали строительную корпорацию (и все это, упаси Боже, не на базе какого-то СМУ или стройтреста). И так далее. Немножко все это напоминало детский день рождения – когда именинник взбирается на стул и старательно декламирует умиленным гостям что-нибудь из Агнии Барто. Понятно, что для гостя из Америки, где любому чистильщику обуви прямая дорога в миллиардеры, все эти песни знакомы и приятны.

Однако на этом праздник не закончился, и некрупные российские бизнесмены, близкие к объединению «Деловая Россия» отправились в Кремль на встречу с Владимиром Путиным. Российский президент сообщил посетителям, что в отечественной экономике (в частности, в сфере налогообложения) «остается еще много нерешенных вопросов» и что Минэкономразвития и Министерство по налогам готовят пакет предложений по этому поводу. После такой, исключительно содержательной, речи Путин попросил собравшихся активно вносить свои предложения. Видимо, для переваривания этих самых предложений президент выступил с инициативой о создании консультационного органа «для постоянного взаимодействия с властью». В общем, всю эту картину можно было бы назвать «Кремль открывает вторые ворота для общения с бизнесом». Открываются они затем, чтобы людские потоки не создавали очередей. Кто покрупнее – пойдет через РСПП; кто, извините, помельче – через «Деловую Россию». Еще чуть-чуть, и малый бизнес совершит долгожданный качественный прорыв, завоюет рынки, приведет к восстановлению утраченного в 1998 году среднего класса и... А вообще, как любят говорить некоторые руководители старой советской закалки, есть вопросы.

Действительно, малому и среднему бизнесу хорошо бы развиваться. Действительно, отмена с 1 января 2002 года налоговых льгот этому не способствует, в связи с чем льготы эти хорошо бы пролонгировать. Но проблемы среднего бизнеса не только и, возможно, не столько в этом. Количество случайных факторов в крупном и мелком предпринимательстве несопоставимо. Какое, например, влияние на алюминиевый завод или нефтедобывающую компанию может оказать реформирование местных органов правопорядка или перестановки в руководстве пожарного надзора (не путать с пожарной охраной – она борется с настоящими пожарами)? Вряд ли сколько-нибудь ощутимое. А вот мелкие торговцы, частные транспортники, риэлтеры и многие другие чувствуют это сразу. Им, как говорится, «приходится пересматривать наработанные хозяйственные связи».

Еще одно существенное отличие большого бизнеса состоит в том, что для защиты своих интересов крупные российские компании и корпорации сегодня следуют вполне цивилизованному принципу постоянной работы с законодательной и исполнительной властью. Это нормальный, присущий любому серьезному бизнесу лоббизм. Средние, а тем более мелкие предприятия таких возможностей лишены. И если в развитых странах их интересы защищают законодательство и независимая судебная система, то в России у малого бизнеса есть только один способ самосохранения – платить напрямую представителям разных государственных учреждений и организаций, призванных управлять и контролировать. Впрочем, зачастую бывает и так, что сами эти представители уходят со службы и учреждают свою фирму (или сеть фирм), активно используя свои старые связи и знакомства.

Таким образом, малый и средний бизнес сегодня неизбежно вынуждены действовать в рамках «серой» экономики. По словам антимонопольного министра Ильи Южанова, сейчас российский малый бизнес дает 12% ВВП страны, что, учитывая «юношеский» возраст отечественного малого предпринимательства, совсем немало. Сложно подсчитать, какая часть из этого объема вращается в «серой» экономике – у наших статистиков почему-то не принято считать такие показатели, хотя к «серой» и теневой экономике вряд ли применимо правило «не поминай черта, он и не придет». Еще как придет. В любом случае, развитие среднего и малого бизнеса неизбежно будет увеличивать долю «серого» рынка в российской экономике. Потому что налоговые льготы и совещательный голос – это еще не все. Нужна гарантированная правовая защита. А для обеспечения такой защиты необходимы законы прямого действия (без ведомственных актов, которым несть числа) и, извините за назойливость, судебная реформа. Причем не в обозримом будущем, а уже сейчас.

Еще по теме