Top.Mail.Ru
архив

Бизнес первой свежести

Хит нынешнего сезона на рынке продуктов питания – охлажденная курятина. Такое мясо вкуснее и полезнее, чем продукты глубокой заморозки, и потребление его стремительно растет, особенно в больших городах. Уловив рыночную тенденцию, компания «Агрос» (подразделение «Интерроса») собирается инвестировать в птицеводство миллионы долларов. Но перспективы этого рынка неоднозначны: он требует столь же бережного подхода, как охлажденное мясо.

 

Еще в октябре 2001 года «Агрос» приобрел в составе холдинга «Росхлебопродукт» объединение «Ставропольский бройлер» – 11 птицефабрик и 3 перерабатывающих завода. С того момента компания инвестировала в птицеводство около $28 млн. Правда, на производственные показатели это пока не сильно повлияло. В 2002-м «Ставропольский бройлер» продал 22 000 тонн курятины – всего на 10% больше, чем годом ранее.

Возможно, теперь все изменится. Недавно «Агрос» получил от корпорации IFC – подразделения Всемирного банка – кредит в $15 млн на развитие куроводства в Ставропольском крае. После освоения этих средств компания должна сделать резкий рывок вперед. Через пять лет «Агрос» планирует продавать уже 60 000 тонн мяса птицы в год, причем значительно увеличить производство охлажденной курятины.

В прошлом году доля такого мяса в производстве «Ставропольского бройлера» составила всего 10% (остальное – замороженная птица), а к 2008 году по плану она должна увеличиться до 60 – 70%. «Это рынок будущего, – говорит Михаил Докукин, управляющий директор «Росхлебопродукта». – Последние три года продажи охлажденной курятины в стране растут на 100% в год».

Крупнейший в России рынок сбыта мяса птицы вообще и охлажденной курятины в частности – это Москва. Именно на столицу нацеливается сейчас «Ставропольский бройлер», которому для наращивания продаж потенциал своего региона и соседних областей кажется недостаточным.

 

Феникс из пепла

 

Намеренно или нет, но «Агрос» следует примеру конкурента – подмосковной компании «Элинар-Бройлер» (совместного предприятия промышленного холдинга «Элинар» и американской птицеводческой ассоциации USAPEEC). Если на старте – в 1999 году – «Элинар-Бройлер» производила 200 тонн курятины в месяц, и 90% этой продукции приходилось на «заморозку», то сейчас ежемесячно продает более 1000 тонн, из которых более 80% – охлажденная курятина. «Мы предполагали, что к 2004 году снизим долю «заморозки» до 30%, – рассказывает Валентин Корыпаев, директор по маркетингу компании «Элинар-Бройлер». – Можно сказать, мы недооценили этот рынок.

Охлажденная курятина помимо вкусовых свойств (в конечном счете определяющих спрос) отличается от замороженной птицы ценой (примерно на 15% дороже в опте и на 20% в рознице) и сроками хранения (не более 5 – 7 дней против 8 – 12 месяцев для «заморозки»). Причем по всей цепочке продаж, от птицефабрики до конечного потребителя, температура продукта должна поддерживаться на уровне +1 оС, что требует больших инвестиций в логистику.

И все же, несмотря на все проблемы, заниматься охлажденной курятиной выгодно. «На нее есть стабильно растущий спрос, – говорит Вячеслав Чулков, директор по маркетингу АПК «Михайловский», владеющего пятью птицефабриками (в том числе «Петелинской» в Подмосковье). – Если бы «охлажденка» не была рентабельной, банки не давали бы нам кредитов на расширение производства».

Петелинская птицефабрика и «Элинар-Бройлер» – главные поставщики охлажденной курятины на московский рынок – оценивают его объем на текущий год в 30 000 – 40 000 тонн ($70 млн – $90 млн, если ориентироваться на средние розничные цены). Новичок «Агрос» – в 55 000 – 60 000 тонн. Не так много, если сравнивать с объемами продаж мяса птицы в столице в целом – по разным оценкам, от 150 000 до 300 000 тонн в год.

Впрочем, еще лет пять назад охлажденной курятины в московских магазинах не было вообще, за исключением нескольких дорогих супермаркетов (например, «Калинка-Стокманн»), торговавших птицей, завезенной из Европы. Большинство российских птицефабрик в первой половине 1990-х перестали выпускать охлажденное мясо, поскольку в условиях жесточайшей конкуренции с дешевым импортом выгоднее было производить замороженную курятину. Однако с ростом доходов населения приоритеты поменялись.

Примерно с 1999 года в тех регионах, где располагались крупные птицеводческие объединения, вновь появилась в продаже охлажденная курятина. Не в последнюю очередь это было связано с переходом птицефабрик к новым собственникам, способным инвестировать в модернизацию и расширение мощностей. Так, крупнейший сейчас производитель охлажденной курятины в Ленинградской области птицефабрика «Северная» с 1997 года контролируется «Банкирским домом «Санкт-Петербург». За последние два года производство курятины на «Северной» выросло более чем на 40% – до 35 000 тонн (долю охлажденной продукции в этом объеме руководство фабрики не называет).

Упомянутый выше АПК «Михайловский» был создан в 1998-м московским холдингом «Черкизовский». С того времени холдинг инвестировал в птицеводство около $45 млн, благодаря чему в прошлом году фабрики «Михайловского» увеличили производство на 140% – до 36 000 тонн. Продажи Петелинской птицефабрики составили 16 000 тонн исключительно охлажденной курятины (под маркой «Петелинка», которую «Михайловский» вывел на рынок в 2001 году). Входящий в АПК торговый дом «Петелино» поставляет ее продукцию примерно в 1000 магазинов Москвы и области, выполняя ежедневно примерно по 300 заказов – у компании собственный автопарк из 70 грузовиков с холодильными камерами.

«Ежемесячный прирост производства на «Петелинской» составляет 7 – 10%, – рассказывает Вячеслав Чулков. – К концу года фабрика должна нарастить продажи до 1600 тонн в месяц». Правда, около 10% этого объема придется на замороженную курятину – в этом году пришлось возобновить ее производство. Московская розница оказалась не в состоянии принять столько «охлажденки», сколько фабрика могла бы предложить. «Мы начали выпускать замороженную «Петелинку» фактически по просьбе многих своих клиентов», – говорит Чулков.

 

В рамках дозволенного

 

Изменение ассортимента Петелинской фабрики лишний раз доказывает: отношение ритейлеров к товару значит очень много. Например, сеть «Копейка-Стандарт» (28 магазинов) не торгует охлажденной курятиной вообще, тогда как в ассортименте сети «Пятерочка» (73 магазина), работающей в том же формате, охлажденная курятина есть, причем от разных поставщиков. «Этот продукт нравится нашим покупателям и очень хорошо продается», – поясняет Сергей Москвин, директор «Пятерочки» по внешним связям.

По словам директора по маркетингу торгового дома «Копейка-Москва» Андрея Николаевского, продажи охлажденной курятины в четырех универсамах «Копейка-Супер» в полтора раза превышают продажи замороженной птицы. Но включить «охлажденку» в ассортимент обычных «Копеек» в компании пока не готовы. «Этот товар не совсем вписывается в концепцию дискаунтеров, выстроенную на минимизации издержек, – объясняет Николаевский. – Торговля охлажденной курятиной требует дополнительных затрат».

«Перекресток» (40 магазинов в столице) продает охлажденную курятину только под собственной маркой. Сеть закупает у нескольких птицефабрик куриные тушки, которые разделываются и упаковываются в ее собственных кулинарных цехах. Таким образом «Перекресток» забирает себе ту добавленную стоимость, которую могли бы получить производители (минимальная оптовая цена на куриную тушку составляет около 40 руб./кг, а цена килограмма «разделки» может доходить до 100 руб.). Под собственной маркой торгует также и «Рамстор».

Но даже те супермаркеты, что регулярно закупают охлажденную курятину, не радуют производителей своей активностью. По словам Вячеслава Чулкова из АПК «Михайловский», большинство сетевых магазинов отказываются от установки холодильных прилавков за счет поставщика и предпочитают регулярно получать «отчисления за оборудование». «Расходы, на мой взгляд, неадекватные», – говорит Чулков. Среди недостатков столичных ритейлеров он также называет скорость разгрузки, качество хранения и выкладки товара, низкую оперативность в планировании заказов. «Только за счет более четкой работы розницы мы могли бы как минимум на 25% поднять объемы производства», – утверждает он.

Валентин Корыпаев из «Элинар-Бройлер» более категоричен. «Российские сети в целом не готовы правильно торговать охлажденной курятиной», – считает он. Примерно 15% своей курятины «Элинар-Бройлер» поставляет в рестораны и заведения фаст-фуд, еще около 20% продает через независимых розничных торговцев. «Благодаря небольшим масштабам бизнеса они работают более динамично», – замечает Корыпаев. Но основной канал сбыта для компании – иностранные супер- и гипермаркеты (Metro, Auchan, Marktkauf), для которых охлажденные продукты являются обязательной категорией ассортимента.

Вот так выглядит московский «птичий рынок», которым заинтересовался «Агрос».

 

Настойчивость новичка

 

В магазины городов родного региона и соседних областей «Ставропольский бройлер» поставляет курятину (как охлажденную, так и замороженную) напрямую и через местных дилеров. По словам Михаила Докукина, компания не только развивает свою систему доставки, но и поставляет холодильное оборудование для магазинов. «Наши инвестиции в дистрибуцию измеряются миллионами долларов», – говорит Докукин. С московской розницей «Росхлебопродукт» собирается работать только напрямую. Поставки ставропольской курятины должны начаться не позже августа этого года (под маркой «Благояр», которую в компании называют федеральным брэндом).

Московские конкуренты «Ставропольского бройлера» полагают, что компании было бы разумнее сконцентрироваться на своем, провинциальном рынке. «Реализация ее планов в столичном регионе зависит от того, где и по каким ценам будет продаваться ее продукция, сможет ли компания обеспечить оперативную и экономически эффективную доставку», – считает Вячеслав Чулков из АПК «Михайловский».

По мнению президента Мясного союза России Мушега Мамиконяна, лучшей стратегией для компаний, занимающихся охлажденной курятиной, является привязка производства и поставок к городам тех регионов, где располагаются птицефабрики. Тому есть много примеров. «Петелинская» и «Элинар» не продают свою продукцию за пределами Москвы и Московской области. Бройлеров питерской птицефабрики «Северная» в столицу везут оптовики и владельцы небольших разделочных цехов – на свой страх и риск. Входящие в АПК «Михайловский» Краснополянская и Васильевская птицефабрики, также выпускающие «охлажденку», торгуют в своих регионах – Тульской и Пензенской областях. Наконец, группа «Планета», не так давно купившая объединение «Тюменский бройлер», крупнейшего в Западной Сибири производителя курятины (в том числе охлажденной), не собирается превращать его в поставщика федерального масштаба.

Но в «Росхлебопродукте» уверены, что Москва стоит больших инвестиций. «А с московскими магазинами, несмотря на все их условия и требования, можно договориться», – считает Докукин.

Еще по теме