Top.Mail.Ru
архив

Человек-скандал


В конце ноября Олег Тиньков,* буквально забросавший общественность своими идеями и проектами, представил новую задумку - сервис мобильных платежей "Тинькофф Мобильный кошелек". Презентация прошла с помпой, внушительная команда журналистов была специально вывезена из Москвы в Петербург. Но, может быть, большой помпы и не требовалось: Тиньков сегодня явно не нуждается в рекламе. Все, что делает экс-пивовар, бывший производитель пельменей, а ныне известный банкир, приобретает оттенок скандала: достаточно вспомнить его публичные выпады в адрес Сергея Полонского или Павла Дурова. Иногда скандала могло бы и не быть, но темперамент основателя ТКС-банка способствует громким историям.

Этой осенью Олег Тиньков дважды оказывался в центре всеобщего внимания. Первый раз - в ходе IPO ТКС-банка, цена размещения акций которого вызвала настоящий раскол в экспертном сообществе. Второй раз - в результате странной "технической ошибки" в Государственной Думе, повлекшей обвал котировок только что размещенных акций банка.

Олег Тиньков

Олег Тиньков

Год рождения: 1967

Место рождения: г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область)

Образование: три курса Горного института

профессиональный опыт: с 1992 г. Олег Тиньков занимался оптовой торговлей электроникой; сеть магазинов бытовой техники "Техношок", сеть магазинов "Music Шок", студия звукозаписи "Шок-Рекордз"

в 1997 г. организовал выпуск пельменей под брендом "Дарья"

в 2003 г. создал пивоваренную компанию "Тинькофф"

с 2006 г. возглавляет коммерческий банк "Тинькофф. Кредитные системы"

Семейное положение: женат, трое детей

Хобби: велоспорт


Помнить про пельмени

Скандал с IPO ТКС-банка разрастался не сам - кто-то ему помог. Во время подготовки к выходу на биржу в СМИ появился ряд публикаций, выражавших сомнение в высокой оценке ТКС-банка, и есть основания полагать, что некоторые из этих материалов были заказными. Впрочем, эксперты не решаются выдвигать версии, кто бы мог быть заказчиком этой информационной атаки, а в самом ТКС-банке отказались давать комментарии, сославшись на то, что не имеют права обсуждать никакие вопросы, связанные с IPO.

Но у авторов негативных публикаций имелись основания для сомнений: в покупке акций ТКС-банка по очень высокой цене (по сравнению с акциями других российских кредитных учреждений) риск присутствует хотя бы потому, что ТКС-банк явно укладывается в ряд других созданных и проданных Олегом Тиньковым бизнесов - производство пельменей и пива, сеть пивных ресторанов. Это все были вроде бы замечательные, оригинальные проекты, их создатель продал эти бизнесы по высокой цене, но у покупателей дело почему-то не залаживалось, проекты начинали "загибаться", а порою и "умирать". Хотя сам Тиньков в этом вроде бы не виноват, но после его ухода из проданных им проектов неизменно "уходила душа".

Согласно мемуарам Тинькова, миллиардер Роман Абрамович купил у него производство пельменей, практически не торгуясь. Ну а что с ним было дальше, сам Олег Юрьевич рассказывает так: "Ну а бизнес с замороженными продуктами у Романа Абрамовича не заладился. В 2001 г. "Дарья" показала прибыль, а уже в 2002 г. скатилась в минус, затем они пытались продать компанию, но она так и осталась в группе "Продо", подконтрольной Абрамовичу... Не удивлюсь, если Абрамович с Давидовичем теперь жалеют о покупке "Дарьи". Получить комментарий в компании "Продо" не удалось.

Пивной бизнес Тинькова купила корпорация SUN InBev, заплатив за него $260 млн. Сам Тиньков вложил в него в три раза меньше. Однако без Тинькова бренд начал угасать: с 2005 г. по 2008 г. доля марки "Тинькофф" на российском рынке упала с 0,8 до 0,1%. SUN InBev прекратила ее выпускать, а в декабре 2008 г., когда рынок пошел вниз, а дистрибьюторы перестали платить, и вовсе закрыла завод. "Человек построил завод на рынке, где полно избыточных мощностей, и умудрился очень вовремя его продать", - комментировал тогда ситуацию директор отраслевого агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз.

Впрочем, сама InBev видит ситуацию немного иначе и во всем винит кризис. "Компания SUN InBev приобрела пивоваренный завод "Тинькофф" в 2005 г., - пояснил "Ко" директор по корпоративным отношениям SUN InBev Андрей Ерин. - Ключевым фактором в решении о приобретении производства "Тинькофф" был существовавший в то время дефицит производственных мощностей, с которым столкнулась компания "Анхойзер-Буш ИнБев" в России. В начале 2000-х российский рынок пива динамично развивался... Однако в 2008 г., вопреки первоначальным ожиданиям стабильного роста рынка, начался кризис, к нему добавился трехкратный рост акциза в 2010 г. Последующие годы были отмечены беспрецедентным уровнем госрегулирования, включая запрет рекламы, закрытие киосков, ограничение времени продаж. В этой ситуации для сохранения конкурентной позиции на российском рынке и преодоления сложностей, с которыми столкнулась экономика, мы вынуждены были реагировать, оптимизируя эффективность затрат и производственную активность". Впрочем, в этом году SUN InBev решила возродить "умерший" бренд и начала малыми партиями выпуск двух новых сортов крафт-пива "Тинькофф" ("Авторское": "Английский эль" и "Баварское светлое"). Нельзя исключать, что на решение о возрождении старого бренда повлияла известность фамилии Тинькова, не сходящей со страниц СМИ. Скандалы, связанные с именем банкира, теперь должны помочь названному в его честь пиву.

Такая же цепь роковых случайностей "убила" сеть пивных ресторанов "Тинькофф". Она была создана в 1998 г., а в 2009 г. Тиньков продал принадлежавшую ему долю (около 70%) скандинавскому фонду прямых инвестиций Mint Capital. Однако дальше у сети стали быстро меняться владельцы. Летом 2010 г. экс-партнеры фонда Глеб Давидюк, Максим и Дмитрий Соковы выкупили сеть, а через четыре месяца продали еще кому-то, неизвестно кому: официально владельцем сети стал офшор Edson. Возможно, виновата частая смена собственников, но только 1 сентября 2013 г. ООО "Частные пивоварни "Тинькофф" стало банкротом. Эксперты отмечают, что в момент создания компании она была практически единственной сетью подобного формата на российском рынке, между тем как сейчас у пивных ресторанов "Тинькофф" появились многочисленные конкуренты.

Эксперты обращают внимание, что после ухода Тинькова менеджмент сети потерял драйв. "При прежнем владельце в компании все было замечательно, потому что Тиньков - целеустремленный человек, максимально заинтересованный. Не знаю, кому принадлежала компания после него, но было видно, что дела пущены на самотек", - говорит совладелец пабов "Дублин", "Белфаст", "Английский паб" Сергей Валеев. Если наблюдения Сергея Валеева верны, то Олег Тиньков - явно не тот директор, который может спокойно уходить в отпуск, надеясь, что предприятие будет хорошо работать и без него.


Переоценка ценностей

Один раз - случайность, два раза - совпадение, три раза - закономерность. Можно выдвинуть две альтернативные версии по поводу того, почему судьба покупателей тиньковских проектов оказывается незавидной. Согласно первой версии, Тиньков - столь талантливый менеджер, что заменить его было буквально невозможно: проекты держались исключительно на его способностях и энергии. Ну а другую версию "озвучил" некий блогер Ларир: "Схема тиньковских проектов - вложиться в рекламу, раскрутить бренд и загнать на пике. Кончится реклама, выйдет из трендов бренд - кончится и банк. Иначе говоря, надувной бизнес". Правда, пока что Олег Тиньков не вышел из капитала банка, а только уменьшил свою долю. "Все предыдущие проекты Тинькова изначально в бизнес-модели имели проблему масштабируемости. Понимая это, видимо, поэтому Олег полностью выходил из бизнеса. Что же касается IPO ТКС, то Олег остался", - отмечает старший преподаватель кафедры бизнеса и управленческой стратегии РАНХиГС Теймураз Вашакмадзе.

Однако IPO ТКС-банка отмечено скандалом из-за уникальной, беспрецедентной для отечественного рынка цены размещения. В ходе IPO банк был оценен в $3 млрд, что составляло примерно пять его капиталов, между тем, как в октябре ВТБ был оценен в 0,5 капитала, а Сбербанк - в 1,1 капитала. Экспертное сообщество буквально раскололось. Одни - и в их число входили международные консультанты - организаторы IPO - считали цену адекватной, другие - и в первую очередь российские аналитики - настаивали на ее завышенности. В "Уралсиб Кэпитал" говорили, что оценили бы ТКС-банк в два раза ниже, чем сделали это западные инвесторы в Лондоне.

"Да, считаю, что банк переоценен, - заявил "Ко" старший портфельный управляющий GHP Group Александр Черноморов. - Слишком оптимистичные ожидания по поводу его дальнейшего развития. И как мне кажется, полностью игнорируется текущая ситуация в экономике России (она стагнирует). Соответственно в перспективе, скорее всего, мы увидим ухудшение ситуации на рынке потребкредитования".


Банк или не банк?

Сам Олег Тиньков обосновывал высокую цену размещения следующим образом. ТКС-банк - банк будущего, банк без отделений, а значит, оцениваться он должен не как банк, а как высокотехнологичная компания, то есть не в капиталах, а в прибылях, и стоит ТКС примерно 15 годовых прибылей.

Считать ли ТКС-банк банком или IT-компанией - вопрос философский. Известно, что рынок иногда истерически "влюбляется" в высокотехнологичные проекты: вспомним про бум доткомов в начале XXI века, закончившийся крахом, про переоценку акций "Фейсбука", приведшую к падению их стоимости сразу после IPO. Но какие критерии применять к ТКС?

"Предположим, что в оценке бизнеса можно ссылаться на его уникальность с уклоном в IT-бизнес, но, даже используя современные программные средства, ТКС все-таки банк, - рассуждает Александр Черноморов. - А при оценке банка в первую очередь смотрят на его собственный капитал и ситуацию с проблемными кредитами, а уже потом на его IT-платформу".

"Высокотехнологичность" ТКС-банка позволяет ему обходиться без филиальной сети, что, разумеется, способствует снижению затрат. Однако аналитики "Атона" ставят под сомнение тезис о низком уровне издержек ТКС. "Одно из крупнейших заблуждений инвесторов - низкое соотношение расходы/доходы. В реальности бизнес-модель "без отделений" не означает низкозатратную модель" - говорилось в отчете "Атона". По итогам 2012 г. соотношение расходы/доходы у ТКС-банка равнялось 43%, в то время, как этот же показатель у "Хоум кредит энд финанс банк" равен 33%.

Так или иначе, но котировки ТКС-банка после размещения действительно стали падать. Размещены акции были по цене $17,5 за расписку (GDR ), торги начались 22 октября, через неделю после размещения котировки GDR снизились до $17,04, а к 13 ноября потеряли $2 к цене размещения, упав до $15,67. 15 ноября расписки подешевели почти вдвое от цены размещения, до $8,04. Потом начался откат, но вернуться на уровень "до катастрофы" акции так и не смогли: к моменту сдачи номера котировки ТКС-банка колебались где-то на уровне $14- 14,5 Окончательные выводы делать рано, но тот факт, что цены на акции упали сразу после размещения, косвенно свидетельствует в пользу версии о завышенности цены.


Законодатели "помогли"

Возможно, котировки акций ТКС-банка упали бы и не так сильно, но 15 ноября бумаги вдруг "просели" почти вдвое. Причиной же этого было обсуждение в Государственной Думе поправок к закону о потребительском кредитовании. В СМИ появилась информация, что банкам могут запретить выдачу кредитных карт вне их структурных подразделений. Поскольку у ТКС-банка нет отделений, а карточки он рассылает по почте или доставляет с помощью курьеров, такие поправки явились бы просто убийством всего бизнеса. Авторами поправок стали глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина, ее заместитель Анатолий Аксаков, а также член Совета Федерации Николай Журавлев. На личность последнего многие обратили особое внимание, поскольку он является профессиональным банкиром - бывшим председателем правления и, видимо, до сих пор совладельцем Совкомбанка. Совкомбанк теоретически можно считать конкурентом ТКС-банка, поскольку он тоже много занимается розничным кредитованием, в частности специальными программами кредитования пенсионеров, для чего у него имеется обширная сеть офисов, от Костромы до Сахалина.

Что любопытно: хотя сенатор Николай Журавлев довольно охотно общается с "Ко", именно по этому поводу его комментариев получить не удалось. Впрочем, он уже успел публично заявить, что запрещать рассылку карт и распространение их через курьеров не предполагалось, "главной целью было оградить граждан от мошенников. Никто не собирался мешать деятельности коммерческих банков". И авторы законопроекта, и официальные представители Госдумы в один голос говорили, что это все техническая ошибка, что просто в тексте законопроекта было пропущено слово "или", и вообще препятствовать деятельности ТКС-банка никто не собирается. Само Олег Тиньков написал в блоге, что во всем виноваты журналистки, опубликовавшие думские рабочие материалы. Казалось бы, скандал исчерпался за сутки, но "осадочек" остался: до сих пор акции ТКС-банка не восстановились.

"Говорить о том, что у Тинькова существуют прямо-таки недруги, не возьмусь, - отмечает Эдуард Савуляк из московского офиса Tax Consulting U.K. - Какого-то супероборота по бумагам ТКС не наблюдалось. Скорее, реальная опечатка при комментариях в законопроекте имела место. И уже эту опечатку все бросились комментировать и рассуждать о судьбе ТКС. И уже на это оперативно подтянулись спекулянты и все прочие. В общем, "боевое крещение" ТКС получил. Теперь пусть работает и оправдывает свои завышенные (как многим представляется) котировки".


Не только банк

ТКС-банк - далеко не единственный проект Олега Тинкова. Не везде ему сопутствует удача: созданная им компания Tinkoff Digital, занимающаяся продажей рекламы с использованием модной технологии Real Time Bidding (RTB), кажется, заглохла (подробнее о технологии RTB см. "Ко" от 12.08.2013). Генеральный директор Tinkoff Digital Анна Знаменская покинула проект, и преемника ей не назначили. По признанию экспертов, не только Олег Тиньков, но и другие участники рынка явно переоценили рост спроса на RTB в России. Предпринимателю не удалось, как он планировал, вывести Tinkoff Digital на точку безубыточности в I квартале 2013 г. Летом стало известно, что разработанная в рамках проекта платформа DataMind будет работать только для продвижения банка.

Но неудача в одном проекте ничего не значит. В запасе имеется еще один - компания прямого онлайн-страхования.

В этом году ТКС-банк за $12 млн купил у группы "АльфаСтрахование" неработающую страховую компанию "Москва" и собирается "перезапускать" ее. Страховщик уже переименован в "Тинькофф Онлайн-страхование". Судя по названию, это должна быть, видимо, компания без отделений, специализирующаяся на продаже страховок онлайн. Правда, запустить страховой проект в намеченные сроки никак не удается: сначала было объявлено, что срок запуска проекта - 1 июня, затем он несколько раз сдвигался, теперь же объявлено, что страховщик "от Тинькова" выходит на рынок в феврале. Можно не сомневаться, что проект будет громкий, оригинальный и через некоторое время его доли начнут продаваться внешним инвесторам за хорошую цену.


"Я хочу быть, как Роман Абрамович"

В начале декабря Тиньков также удивил всех еще одним своим новым проектом, но уже не в бизнесе, а велоспорте. Как известно, к шоссейным велогонкам Олег Юрьевич питает слабость: в молодости предприниматель был кандидатом в мастера спорта и выступал за сборную Кемеровской области. Тут, впрочем, нет бизнеса, а есть, наоборот, миллионные затраты на спонсорство. Однако, несмотря на то, что спорт и бизнес, казалось бы, разные вещи, но и спортивная деятельность Тинькова имеет легко узнаваемые черты его личного стиля: чередование громких проектов, большие амбиции и скандалы, которых можно было бы легко избежать. В 2005 г. Олег Тиньков - тогда еще ресторатор - создает команду Tinkoff Restaurants, базирующуюся в России. Очень быстро, в 2006 г., Тиньков становится банкиром, а команда меняет бренд на Tinkoff Credit Systems и передислоцируется в Италию. Однако, похоже, Олега Юрьевича этот проект разочаровал, и ему не особенно понравилось взаимодействие с другими спонсорами и спортивными бонзами, в частности с Игорем Макаровым, президентом МГК "Итера" и одновременно президентом Федерации велоспорта России. В 2008 г. банкир выходит из проекта, а команда переименовывается в "Катюшу", и финансировать ее начинает Фонд развития и поддержки велоспорта, чьими учредителями были "Газпром", "Итера" и "Ростехнологии". Позже, комментируя свой уход, Тиньков писал: "Я ушел из проекта, познакомившись с человеком, которого прислал Игорь Макаров ("Итера") мне, типа, в помощь, сейчас он является руководителем команды, я увидел человека со сканерами вместо глаз и кассовым аппаратом вместо сердца". Речь в этом поэтическом пассаже идет об Андрее Чмиле, в прошлом известном велогонщике, затем международном спортивном функционере и президенте "Катюше". Даже оставшись без команды, Тиньков делал в Интернете очень резкие замечания по поводу самых разных тренеров и спортсменов, призывал убрать из "Катюши" Чмиля и критиковал тренерский стиль известного велотренера Александра Кузнецова, чьи воспитанники крутили педали в командах Тинькова. Кузнецов не остался в долгу, заявив, что у Тинькова в его проектах ничего не получилось, что он не специалист в велоспорте и что вообще он "сломал судьбу группе талантливых спортсменов".

В 2012 г. Олег Тиньков вернулся в велоспорт, начав спонсировать датскую команду Saxo Bank, которая стала называться Saxo-Tinkoff. Но спонсорство его не удовлетворяло. Тиньков хотел быть полным владельцем команды, чтобы целиком отвечать за ее бюджет и все организационные вопросы. Велись различные переговоры о покупке, например с итальянской велокомандой Cannondale. Ходили слухи, что банкир создаст новую команду с нуля. И вот в начале декабря стало известно, что Олег Юрьевич приобрел Saxo-Tinkoff. При этом Saxo Bank остается титульным спонсором команды, которая будет называться Tinkoff-Saxo. Ну и теперь Олег Тиньков собирается ни много ни мало создать "самую лучшую велокоманду в мире в течение трех лет". При этом он объявляет о готовности потратить на велоспорт до 15 млн евро. Но дело не в деньгах. "Жизнь почти всегда - это развлечение, - говорил Олег Юрьевич. - Вот почему я хочу стать владельцем команды, потому что это весело. Я хочу быть, как Роман Абрамович, наслаждаться тем, что у меня есть команда. Хочу сидеть в командной техничке и проехать гонку на своем велосипеде. Хочу наслаждаться всем".

Подводя итоги: нет никаких сомнений, что Олег Тиньков - выдающийся бизнесмен и проект-менеджер, умеющий продать свои проекты по максимальной цене. Но куда сложнее нажиться на Тинькове. Далеко не всех греют зажженные им костры. А если вы что-то покупаете у Тинькова, ну, например, пиво или пельмени, делайте это с особой осторожностью.



* признан в России иноагентом.

Еще по теме