архив
Честный универсал
Насколько доступны россиянам директорские должности в дочерних фирмах и представительствах иностранных компаний? Агентство Slava/IIC Partners, специализирующееся на поиске высших управленческих кадров, организовало целое исследование на эту тему. Были опрошены топ-менеджеры из 40 производственных компаний, работающих в разных отраслях (с оборотом от $40 млн в год и штатом от 300 человек), 23 компаний, работающих в сфере hi-tech, и 22 фармацевтических компаний. В среднем в каждой второй из изученных компаний позиции директора по продажам, маркетингу, логистике и персоналу уже занимают наши соотечественники. Должность генерального менеджера пока остается малодоступной для россиян. Только 17% производственных, 25% фармацевтических и 47% высокотехнологичных компаний возглавляют отечественные менеджеры. Вот обобщенный портрет такого успешного управленца: ему около 38 лет, генеральную должность он получил примерно три года назад, до этого он не менее пяти лет работал на иностранцев и в 60% случаев успел закончить западную бизнес-школу. По мнению Вячеслава Волкова, гендиректора Slava/IIC Partners, нынешние директора вышли из числа тех сотрудников, которых в начале 90-х годов иностранцы нанимали в массовом порядке, руководствуясь двумя критериями – хорошим знанием английского языка и молодым возрастом. «Предполагалось, что через пять-шесть лет, набравшись опыта, они смогут занять руководящие должности в компаниях, – поясняет он. – Но у нас по-прежнему наблюдается дефицит менеджеров, способных справиться с такой солидной ношей, как руководство инофирмой». Как считают сами менеджеры-экспаты, опрошенные агентством Slava/IIC Partners, у менеджеров-россиян есть такие слабые стороны, как низкая деловая этика, недостаток опыта стратегического планирования и краткосрочность личных обязательств. При этом они лучше знают местные условия бизнеса, готовы много работать и требуют меньших компенсационных пакетов. По словам Вячеслава Волкова, даже опыт работы в российских филиалах западных компаний не всегда считается достаточным для продвижения на высшую должность. В понимании иностранцев генеральный менеджер – это прежде всего универсал, поработавший на нескольких рынках. «Локальный менеджер не всегда способен договориться с головным офисом корпорации, – говорит Волков. – Внутренний мир штаб-квартиры надо понимать и чувствовать. Для этого нужно не просто быть знакомым с работающими там людьми, но и уметь с ними общаться, чтобы правильно аргументировать ту или иную просьбу или предложение». Карьеристы, делайте выводы.
Подписывайтесь на нас: